ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью) |
|
(Наименование учебного структурного подразделения) |
44.03.02 Психолого-педагогическое образование |
(код и наименование направления подготовки / специальности) |
Психология и педагогика дошкольного образования |
(направленность (профиль) / специализация) |
Практическое задание № 4
по учебному курсу «Психология отклоняющегося развития и поведения»
(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)
Обучающегося | О.О. Швецова | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбдо-1901а | |
| | |
Преподаватель | Д.А. Божко | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическое задание №4
Раздел 3. Психологическая характеристика основных видов отклоняющегося развития и поведения
Лекция 3.5 Психологические синдромы
Задание 4.1 Заполнить таблицу «Психологические синдромы по А.Л. Венгеру», самостоятельно сформулировать и представить в последнем столбце рекомендации для родителей и педагогов по каждому синдрому. Необходимо описать все психологические синдромы, представленные в учебнике.
Название синдрома | Ориентация | Предпосылка возникновения синдрома | Основная психологическая особенность | Деятельность | Отношения | Рекомендации для родителей и педагогов |
Хроническая неуспешность | Ориентация на ассимиляцию | с одной стороны, высокая значимость для ребенка оценок со стороны окружающих людей, с другой - трудности в учебе, почти неизбежные в первоначальный период после эмиграции; | резко повышенный уровень тревожности, постоянное ожидание неудачи; | из-за повышения тревожности деятельность ребенка характеризуется крайне низкой успешностью, особенно в ситуациях повышенной ответственности; | взаимоотношения с окружающими определяются постоянной негативной оценкой достижений ребенка, что поддерживает высокий уровень тревожности, обеспечивая замыкание порочного круга; в итоге неуспех, который был вполне естествен на первом этапе, становится постоянным. | Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Необходимо объяснить родителям и учителю, как именно надо оценивать ребенка. Эти правила достаточно просты: ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем — только две, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. |
Социальная дезориентация | Ориентация на ассимиляцию | низкая чувствительность ребенка к социальным нормам и правилам, нередко обусловленная культурной депривацией | неумение вычленить нормы и правила, регулирующие новую для него систему социальных отношений (мы называем это явление "культурным дальтонизмом) | деятельность характеризуется постоянным невольным нарушением правил поведения; | основная особенность взаимоотношений - неадекватная реакция окружающих, считающих нарушения сознательными; непонимание ребенком смысла применяемых к нему средств воздействия углубляет его дезориентированность, усиливая "культурный дальтонизм ". | Предотвращение этого психологического синдрома строится на тех же принципах, что и его коррекция. Главное условие - это естественное соответствие между тяжестью совершаемых ребенком проступков и следующего за ними наказания. Если наказание определяется не степенью вины, а настроением родителей или учителя, то детям трудно разбираться в "устройстве" социальной жизни. Гиперактивный ребенок нередко оказывается в ситуации постоянного наказания, так как не проходит часа, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного. Из этого следует только один вывод: все мелкие нарушения должны оставляться без внимания и уж, во всяком случае, не должны влечь за собой наказания. |
Суженность направлений деятельности | Ориентация на ассимиляцию | успешная реализация ориентации на ассимиляцию в социальной сфере; | психологические особенности характеризуются повышенной значимостью социальной сферы при сниженной значимости остальных; | успешное социальное функционирование, сопровождающееся пассивностью во всех остальных сферах; | во взаимоотношениях с окружающими решающую роль играет их повышенное внимание к успехам ребенка в социальном функционировании при игнорировании других аспектов деятельности; это приводит к фиксации сверхзначимости социальной сферы в ущерб другим сферам. | В преодолении детской агрессивности тактика поведения взрослых должны быть следующей. Важно пытаться сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить ребенка словом, отвлечь игрушкой или каким-нибудь занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если агрессию предотвратить не удалось, то взрослый должен коротко и однозначно выразить свое недовольство. Например, допустивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, лишается на время внимания взрослого, любимых игр, развлечений, занятий. Полезно также каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Уборка — не наказание за содеянное. В доводах взрослых ребенок должен уловить прежде всего уверенность в том, что он большой и уже вполне ответствен за свои поступки. |
Синдром - тотальный регресс | Ориентация на консервацию | нереализованность ориентации на консервацию в социальной сфере (такая ориентация противоречит установкам общества и поэтому вообще очень труднореализуема); | негативное отношение к нормам, принятым в новом социальном окружении; падение психического тонуса, депрессивные тенденции; | содержательная деятельность практически отсутствует; поведение ребенка не соответствует ожиданиям окружающих; | отношения с социальным окружением конфликтны и малосодержательны; это усиливает негативизм и неблагоприятное общее самоощущение. | Главное, что должны сделать взрослые при таком “диагнозе “, — это обеспечить ребенку ощущение успеха. Для этого при оценке его работы надо руководствоваться несколькими несложными правилами. Главное из них — ни в коем случае не сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней — два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше. |
Отверженность | Ориентация на ассимиляцию | нереализованность ориентации на ассимиляцию в сфере отношений со сверстниками; | нежелание сохранять прежние общения с окружающими, негативизм; недостаточное владение средствами общения; | деятельность, направленная на изменение форм общения или круга общения, оказывается неуспешной; деятельность, направленная на сохранение прежних форм общения, отсутствует; | отношения со сверстниками конфликтны, что усиливает негативизм и препятствует овладению средствами общения. | Родителям необходимо выбрать такую стратегию воспитания, при которой соблюдается баланс между общением и самостоятельной деятельностью ребенка, между обеспечением безопасности и свободы ребенка. Чаще выражайте ребенку свою любовь к нему. Цените чувства и переживания ребенка. Оказывайте ему эмоциональную поддержку. Помните, что ребенку в любом возрасте нужна защищенность и уверенность, в том, что в трудный момент его не оставят одного. Обеспечьте безопасную обстановку. Опасные предметы: лекарства, бытовую химию, острые предметы храните в недосягаемом месте. Приучайте ребенка к самостоятельности. Если ребенку нужна помощь, помогите. Но при этом только в том, что ребенку выполнить не под силу. Если ребенок не просит помощи, не вмешивайтесь в дело, которым он занят. Поощряйте стремление ребенка участвовать в домашних делах. Дайте ему почувствовать, что он ваш помощник, что вы цените его участие. В заключении хотелось бы сказать, что именно семья создает личность ребенка, и от того, как строятся взаимоотношения в семье, какие ценности и интересы выдвигаются на первый план, зависит, какими вырастут дети. |
Избегание семейного общения | Ориентация на ассимиляцию | нереализованность ориентации на приведение семейных отношений в соответствие с формами, принятыми в новой для ребенка стране | обеднение интересов и ценностных ориентации: замыкание на материальных ценностях и развлечениях, отвергание ценностей, предлагаемых родителями; | приоритетные формы деятельности изменяются, вступая в противоречие с установками семьи: ребенок сосредоточен на играх, почерпнутых в детском саду или во дворе, на телевизоре, компьютерных играх и т. п. в ущерб всем остальным видам деятельности; | внутрисемейные отношения становятся конфликтными, что усиливает отторжение ценностей, предлагаемых родителями. | Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть». Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь». Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей. Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки. Помните, что выражать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…». Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его. Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей: – спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его; – не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец». Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, необходимо преодолевать: – барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами); – барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности); – барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей); – барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей). |
Гиперсоциальностъ | Ориентация на ассимиляцию | предпосылка возникновения синдрома - успешная реализация ориентации на ассимиляцию в сфере взаимоотношений (в семье или со сверстниками); | высокая идентификация с новой социальной действительностью; | гиперсоциальное поведение: избегание контактов с русскоязычными сверстниками и взрослыми, отказ от использования русского языка, отстаивание ценностей, характерных для новой культуры, в которой оказался ребенок, и обесценивание всего, что связано с прежней культурой; | взаимоотношения характеризуются позитивной реакцией на гиперсоциальность со стороны местного населения и негативной - со стороны большинства эмигрантов; это усиливает противопоставление себя русскоязычной группе и идентификацию с новой социальной действительностью. | 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку: - проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании; - помните, что поступки ребёнка не всегда являются умышленными; - контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил; - не давайте ребёнку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»; - стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии; - избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребёнку; - реагируйте на действия ребёнка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного (если это не опасно) и т.д.); - повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз; - не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за проступок; - выслушивайте то, что хочет сказать ребёнок. 2. Изменение психологического микроклимата в семье: - уделяйте ребёнку достаточно внимания; - проводите досуг всей семьёй; - не допускайте ссор в присутствии ребёнка. 3. Организация режима дня и места для занятий: - установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и для всех членов семьи; - чаще показывайте ребёнку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь; - снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания; - оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телепередач; - по возможности избегайте большого скопления людей; - помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности; - организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами. 4. Специальная поведенческая программа: - придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему; - не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определённом месте после совершения поступка; - чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания. Однако чувствительны к поощрениям; - составьте список обязанностей ребёнка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определённые виды работ; - воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией; - постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребёнком; - не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; - не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; - помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап; - не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев; - объясните ребёнку его проблемы и научите с ними справляться. Словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребёнок ещё не готов к такой форме работы, поэтому для ребёнка с СДВГ наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: - лишение удовольствия, лакомства, привилегий; - запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, просмотр телепередач, встречи с друзьями; - приём «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укладывание в постель); - смена дружеского тона на строгое официальное общение; - внеочередное дежурство по кухне и т.д. Помните, что вслед за понесённым наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем ребёнка родителями. Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже лет. Причём признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни, поэтому надеяться на то, что время - лучший лекарь, в данном случае неправомерно. Затраченные же усилия непременно принесут свой результат. Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, поэтому проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не сможет. Постоянные наказания, замечания, окрики, нотации не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его. |
Психологическая инкапсуляция | Ориентация на консервацию | повышенная демонстративность и нереализованная ориентация на сохранение внимания, имевшегося ранее; тенденция к соблюдению социальных норм или низкая активность, препятствующая их нарушению (что предупреждает возникновение негативистической демонстративности); | тревожность, снижение психического тонуса, тенденция к защитному фантазированию; | деятельность подменяется фантазированием и мечтами; в реальной жизни ребенок чрезвычайно пассивен, что позволяет определить подобное состояние как "уход от деятельности " | содержательные взаимоотношения с окружающими отсутствуют; в результате оказывается фрустрированной значимая потребность, что приводит к фиксации тревоги и к дальнейшему развитию защитного фантазирования. | Преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка. Относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их. Проявлять искреннюю заинтересованность в действии ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке. Понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно лишь подавить или запугать ребенка. С взрослыми у ребенка должны быть хорошие доверительные отношения. |
Негативистическая демонстративность | Ориентация на консервацию | повышенная потребность во внимании к себе (демонстративность); нереализованная ориентация на консервацию в сфере взаимоотношений, т. е. на сохранение внимания окружающих, имевшегося ранее; | фиксированное представление о нарушении норм как способе привлечь к себе внимание окружающих; | постоянное нарушение ребенком социальных норм; | основная особенность взаимоотношений с окружающими - повышенное внимание последних к нарушению норм, становящемуся, таким образом, эффективным способом удовлетворения значимой потребности; это укрепляет исходные представления ребенка. | Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и на демонстрацию своих преимуществ. |
Групповая изоляция | Ориентация на консервацию | успешная реализация ориентации на консервацию в общении со сверстниками (характерно для подростков, которым удается найти группу сверстников с такой же ориентацией) | высокая идентификация с группой; | деятельность полностью замкнута в рамках группы, жестко регламентирована групповыми нормами и ценностями; | отношения в группе характеризуются особой теснотой, что препятствует установлению какихлибо других контактов; это приводит к еще большей зависимости ребенка от группы, повышая идентификацию с ней. | Важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребенку трудно будет вернуться к прежнему ритму |
Синдромы Семейная изоляция: | Ориентация на консервацию | успешная реализация ориентации на консервацию в семейном общении (характерно для детей, у родителей которых также преобладает ориентация на консервацию); | высокая потребность ребенка в тесном эмоциональном контакте с родителями | деятельность ребенка направлена на поддержание соответствующих отношений; другие виды деятельности редуцированы | в семье складываются особо тесные эмоциональные отношения, вплоть до симбиотической связи (это особенно характерно для неполных семей), что ведет к дальнейшему развитию потребности в таких отношениях - таким образом замыкается положительная обратная связь, стабилизирующая синдром. | Любая ситуация неопределенности вызывает тревогу, после чего человек погружается в депрессивные настроения. Есть и те, кто абстрагируется и делает вид, что ничего не происходит. Но можно посоветовать пару вариантов, как улучшить ситуацию. Заблокируйте сайты, откуда постоянно приходят негативные новости. Если вам интересно отслеживать количество заболевших, делайте это раз в день, не мониторьте повестку постоянно. Сейчас у каждого появилась возможность позаботиться о своих близких, уделить больше времени общению с ними. Можно сделать то, что хотелось давно: прочесть книгу, посмотреть фильмы. Наверняка после зимы хочется организовать дома генеральную уборку и что-то обновить. Можно созвониться с друзьями. Или же покопаться в себе и поставить новые цели. Возможно, этот вирус нам говорит о том, что мы о многом забыли в суете. |