Файл: Практическое занятие Прокурорский надзор как вид государственной деятельности, отрасль права и учебная дисциплина. Задание 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Прокурорский надзор


Группа МоП21Ю171в
Студент
Д.И. Крапивин

МОСКВА 2023
Практическое занятие 1.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности, отрасль права и учебная дисциплина.
Задание 3. В прокуратуру области поступило обращение областной администрации, в котором содержалась просьба провести проверку одного акционерного общества, поскольку администрация располагает сведениями о систематических нарушениях законности руководителем предприятия. Прокурор области отказался выполнять просьбу администрации, указав в своем ответе, что в прокуратуре разработан собственный план проверок, и органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти субъектов федерации. Прав ли прокурор области?
Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Из этого следует, что, во-первых, действия прокуратуры не связаны с какими-либо выводами и проводимыми мероприятиями иных государственных или муниципальных органов, прокурорские служащие имеют право проверять поднадзорные объекты в требуемом объеме, устанавливать все необходимые обстоятельства и принимать решения в соответствии с действующими нормативными актами. Во-вторых, каждый прокурорский работник должен осуществлять свои функции только на основе закона и внутреннего убеждения и не обязан давать объяснений по существу проводимых проверочных мероприятий, а также находящихся в его производстве дел, материалов.


Согласно ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре», при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Согласно ст.9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Согласно ст.10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального
контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Таким образом, прокурор правомерно отказался от проверки юридического лица по заявлению областной администрации. Плановая проверка должна проводиться по собственному плану проверок прокуратуры, а оснований для внеплановой проверки в заявлении администрации нет. Если бы администрация сослалась на то, что юридическое лицо не выполняет их предписания об устранении нарушения законности, тогда прокурор имел бы право назначить внеплановую проверку юридического лица.
Задание 4.

Выберете один из представленных ответов
1. Прокурорский надзор реализуется системой:

А. Властных предписаний

Б. Правовых принципов

В. Органов прокуратуры


Г. Правовых методов
2. Прокурорский надзор является прерогативой органов:

А. Безопасности

Б. Контроля

В. Прокуратуры

Г. Внутренних дел
3. Прокуратура Российской Федерации является органом:

А. Исполнительной власти

Б. Законодательной власти

В. Судебной власти

Г. Не относящимся ни к одной из ветвей власти
4. К целям деятельности прокуратуры не относится обеспечение:

A. Безопасности государства

Б. Верховенства закона

B. Защиты прав и свобод человека и гражданина

Г. Охраняемых законом интересов общества и государства
5. Прокуратура Российской Федерации призвана осуществлять:

A. Парламентский контроль.

Б. Президентский контроль.

B. Надзор за исполнением законов

Г. Вневедомственный контроль.
Практическое занятие № 2

Сущность, значение прокурорского надзора
Задание 3.

Выберете один из представленных ответов
1. Прокурорский надзор осуществляется от имени:

А. Генерального прокурора

Б. Прокуратуры

В. Российской Федерации

Г. Субъекта Российской Федерации
2. Под понятие «прокурор» не подпадает:

А. Советник Генерального прокурора

Б. Старший помощник районного прокурора

B. Начальник отдела прокуратуры

Г. Заведующий канцелярией
3. Термин «прокурорский надзор» используется для обозначения

вида деятельности:

А. Правоприменительной

Б. Служебной

В. Розыскной

Г. Государственной
4. Прокурорский надзор как отрасль права представляет собой

совокупность правовых:

А. Норм

Б. Гарантий

В. Актов

Г. Средств
5. Прокурорский надзор отличается от других отраслей права

своими:

А. Функциями

Б. Предметом


В. Задачами

Г. Структурой
6. Прокурорский надзор как учебная дисциплина состоит из

частей:

А. Одной

Б. Двух

В. Трех

Г. Четырех

7. Разглашение материалов проверок, проводимых органами

прокуратуры, допускается:

А. В исключительных случаях

Б. По судебному решению

В. После завершения проверки

Г. Без разрешения прокурора
8. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия:

А. По согласованию с федеральными органами власти

Б. По согласованию с органами государственной власти субъектов

Российской Федерации

В. По согласованию с органами местного самоуправления

Г. Без согласования с органами власти
9. Принцип независимости в деятельности прокуратуры

заключается в осуществлении прокурором своих полномочий

независимо от:

A. Органов системы прокуратуры

Б. Решений вышестоящего прокурора

B. Решений судебных органов

Г. Органов государственной власти

Практическое занятие № 11

Прокурорский надзор за соответствием закону судебных решений
Задание 1. Студенту необходимо повторить, что представляют собой основные направления деятельности прокурора в суде. По итогам повторения студенту следует заполнить таблицу:





Основные направления деятельности прокурора в суде

Понятие направлений

Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ», в РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды, мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Таким образом, в РФ существуют конституционные. Зачастую дела рассматриваются в нескольких судебных инстанциях (апелляционной, кассационной, надзорной). Прокурор участвует в рассмотрении дел любыми судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и ФЗ.

Виды направлений

1) непосредственное участие в рассмотрении судом уголовных, гражданских, административных дел;

2) надзор за законностью решений, приговоров, определений или постановлений судов. Прокурор наделяется правом обжалования судебных актов в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

Статья 35 Закона «О прокуратуре «называет общие полномочия прокуроров при рассмотрении дел судами. Так, прокурор имеет право:

1) осуществлять уголовное преследование в суде;

2) выступать в уголовном судопроизводстве в качестве государственного обвинителя;

3) обращаться в суд с заявлением;

4) вступать в дело на любой стадии процесса.

Нормативное регулирование

Правовые основы организации и деятельности прокуратуры определяются: 1. Конституцией РФ; 2. Законом о прокуратуре; 3. Другими федеральными законами; 4. Международными договорами; 5.Указами Президента РФ; 6. Правовыми актами Генерального прокурора РФ.

Пример

Согласно п. 2 ст. 35 Закона о прокуратуре, основной функцией прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовных дел, является осуществление уголовного преследования, реализующегося в поддержании государственного обвинения. Поддерживая обвинение, прокурор приобретает статус стороны в процессе уголовного судопроизводства, наделенной равными с другой стороной – защитой – правами.