ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)



(Наименование учебного структурного подразделения)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология и педагогика дошкольного образования

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание № 1
по учебному курсу «Психология отклоняющегося развития и поведения»

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

О.О. Швецова







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбдо-1901а













Преподаватель

Д.А. Божко







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023


Задания 1.1




Особенность отклоняющегося поведения

Описание особенности отклоняющегося поведения

1

Отклоняющееся поведение личности.

Это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2

Личность и ее отклоняющееся от норм поведение вызывают осуждение со стороны окружающих.

Это осуждение может быть в виде уголовного или административного наказания. Страх наказания является основной профилактикой отклоняющего поведения.

3

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.

Вред, который несет в себе отклоняющееся от норм поведение, больше всего ущерба наносит самой личности. Это как ухудшение физического здоровья посредством различного рода зависимостей (наркотической, курения) так и нарушения психического здоровья по средством компьютерной, игровой зависимости. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы - деструктивным или аутодеструктивным. Но не удовлетворяют данному признаку и не являются отклоняющимся поведением такие близкие социальные явления, как радикализм, креативность и маргинальность. Несмотря на то, что они также отклоняются от общепринятых норм, вызывая раздражение консервативно настроенной части населения, эти феномены скорее полезны для общества, чем опасны. Так, радикально настроенные личности нацелены на коренные преобразования в обществе, что стимулирует прогрессивные изменения в нем. Креаторы, отличаясь нестандартностью, выступают исследователями и первооткрывателями.

4

Многократность или длительность.

Единичные вспышки аффективного поведения или агрессии нельзя в полном смысле слова называть отклоняющимся. В то же время часто повторяющиеся нападения, физическая агрессия по отношению к окружающим будут являться одним из видов такого поведения.

5

Согласованность с общей направленностью личности.

При этом поведение не должно быть следствием нестандартной ситуации (например, поведение в рамках посттравматического синдрома), следствием кризисной ситуации (например, реакция горя в случае смерти близкого человека в течение первых месяцев) или следствием самообороны (например, при наличии реальной угрозы для жизни).

6

Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы.

Это психический феномен, а не психического отклонение или нарушение в развитии. В то же время, при определенных условиях отклоняющееся поведение может переходить в патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание - алкоголизм, наркоманию.

7

Отклоняющееся поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

Данное поведение совсем не обязательно приводит к болезни или смерти, но закономерно вызывает или усиливает состояние социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации, в свою очередь, может быть самостоятельной причиной отклоняющегося поведения личности.

8

Особенностью отклоняющегося поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие.

Отклоняющееся поведение имеет внешнюю и внутреннею стороны. Одни и те же девиации могут быть вызваны разными причинами. Индивидуальные различия личности обуславливают различные формы девиации, изменения в поведении, повторяемость и тяжесть выраженности. Они могут быть относительно безобидными, так и тотально нарушающим жизнь человека. Разные люди и переживают девиантное поведение по -разному- как вынужденное поведение, чуждое для них, и как привлекательное, приятное для них.


Задания 1.2


  1. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский дают следующее определение девиантному поведению: «Отклоняющееся поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В происхождении отклоняющегося поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребности личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения».

  2. В.В. Коваль в своей работе «Патологические формы девиантного поведения у детей и подростков» дает следующее определение девиантного поведения. Девиантное, то есть отклоняющееся от принятых в данном обществе социально-психологических и нравственных норм поведение. Чаще наблюдается у детей и подростков в связи с социальной незрелостью и физиологическими особенностями деформирующегося организма. Девиантное поведение имеет две формы: патологическое и непатологическое. В.В. Коваль выделяет четыре типа девиантного поведения: аутоагрессивный, антидисциплинарный, антисоциальный антиагрессивный (саморазрушающий, поскольку ему сопутствует потребление вредных веществ).

  3. Согласно мнению Е.В Змановской девиантное, или отклоняющееся, поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

  4. Как отмечает В.А. Пятунин, девиантное (отклоняющееся) поведение -это поведение, отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе. Такое поведение можно определить как отдельные поступки (или их совокупность), входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами