Файл: Психологиямедицина медицинская психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1
1. Постройте модель связи психологии с другими науками (модель может быть как графически представленная, так и описательная, например представленная в таблице).

2. Укажите отрасли и направления психологии, которые возникли в результате интеграции знаний различных наук.

3. Выберите несколько из наиболее интересных, на ваш взгляд, примеров и опишите более подробно данное направление.
1. Модель связи психологии с другими науками


2. Отрасли и направления психологии, которые возникли в результате интеграции знаний различных наук

  • биология+психология  зоопсихология;

  • медицина +психология  медицинская психология;

  • социология +психология  социальная психология

  • философия +психология  общая психология;

  • педагогика +психология  педагогическая психология;

  • инженерные науки+психология  инженерная психология;

  • физиология +психология  психофизиология;

  • математика+психология  психометрия;

  • лингвистика+психология  психолингвистика.

  • история +психология  психология религии,юридическая психология, политическая психология;

  • экономика+психология  экономическая психология.


3. Выберите несколько из наиболее интересных, на ваш взгляд, примеров и опишите более подробно данное направление.

Психология-медицина: медицинская психология - изучает роль психики в возникновении, протекании и лечении болезней, исследует деятельность врача и поведение больного с точки зрения их психических свойств и состояний.
Психология-религия:  психология религии - изучает психологию религиозного сознания и чувства верующих людей, традиции и религиозные обряды. 
Психология-педагогика: педагогическая психология - исследует процессы усвоения знаний, формирование мышления учащихся, их интеллектуальную дея­тельность; выявляет психологические факторы, которые влияют на успех обучения, взаимодействие с другими участниками процесса и т.д. Внутри педагогической психологии выделяют следующие направления:

  • психология обучения и воспитания;

  • психология учителя;

  • психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.


Педагогическая психология – отрасль психологии, созданная для изучения механизмов и закономерностей процессов усвоения индивидом социально-культурного опыта в образовательной среде.

Объект, предмет и задачи педагогической психологии:

В качестве основного объекта педагогической психологии можно рассматривать особую форму жизнедеятельности – психику человека. Естественно, что другие отрасли психологии изучают тот же объект, но предметы имеют разные. Так, например, предметом возрастной психологии является развитие психики в онтогенезе, предметом дифференциальной психологии выступают индивидуально-психологические различия между людьми, предметом детской психологии – развитие психики ребенка.

Предмет педагогической психологии в наиболее общем виде можно определить так – изучение психологических закономерностей процессов усвоения и передачи социально-культурного опыта в образовательной среде. Эта краткая формулировка указывает лишь общее направление деятельности педагогической психологии. Более детально исследования, проводимые в рамках педагогической психологии, характеризуют ее задачи.

Классификация задач педагогической психологии может рассматриваться па нескольких уровнях. На первом уровне ясно вычленяются четыре основных проблемы, традиционно разрабатываемые педагогической психологией. Соответственно им выделяются и четыре направления, в русле которых развиваются психолого-педагогические исследования:

  • Методологические проблемы педагогической психологии.

  • Психология обучения.

  • Психология воспитания.

  • Психология педагогической деятельности.

Каждое из этих направлений имеет свой круг задач. Рассмотрим их последовательно.

Первое направление – методологические проблемы педагогической психологии – предполагает специальные изыскания, ориентированные на решение следующих задач:

  • изучение истории и закономерностей развития педагогической психологии как самостоятельной отрасли научного психологического знания;

  • методологический анализ психолого-педагогических теорий;

  • изучение связи педагогической психологии с различными отраслями психологии и другими науками;

  • разработку и совершенствование методов и методик исследования.

Второе направление – психология обучения – предполагает решение следующих задач:

  • исследование механизмов и закономерностей процесса усвоения знаний, умений и навыков;

  • исследование возрастных и индивидуальных различий в процессах усвоения знаний, умений и навыков;

  • исследование механизмов и закономерностей развития когнитивных функций в процессе обучения;

  • изучение механизмов и закономерностей трансформации процесса развития личности в ходе обучения;

  • изучение связи между особенностями психического развития личности и характером содержания, формами организации, методами и средствами образовательной деятельности;

  • изучение мотивации учения.


Третье направление – психология воспитания – ориентировано на решение задач:

  • исследования механизмов и закономерностей процесса психосоциального развития личности в образовательной среде;

  • исследования возрастных и индивидуальных различий в процессе психосоциального развития личности в образовательной среде;

  • определения связи между уровнями когнитивного и личностного развития учащегося;

  • изучения механизмов и закономерностей трансформации процесса развития личности в ходе воспитания;

  • изучения связи между характером психосоциального развития личности и содержанием, формами, методами и средствами воспитательного воздействия.

Четвертое направление – психология педагогической деятельности – предполагает решение следующих задач:

  • изучение психологических основ педагогической деятельности;

  • исследование индивидуально-психологических и профессиональных качеств педагога;

  • исследование мотивации педагогической деятельности;

  • определение критериев усвоения знаний, сформированности умений и навыков, а также критериев и методов когнитивного и психосоциального развития учащихся в образовательном процессе;

  • определение особенностей управления учебной деятельностью, влияние этих процессов на когнитивное и психосоциальное развитие учащихся;

  • разработка психологических основ совершенствования образовательного процесса на всех уровнях деятельности образовательной системы.

Психология-биология: зоопсихология- занимается изучением психики животных, определяет их врожденные и приобретенные свойства.-
Психология-политика: политическая психология - изучает психологию политических процессов в обществе, психологическую реакцию людей на происходящие события в сфере политики и общества.
Психология-юриспруденция: юридическая психология - изучает психологические проблемы, которые возникают в юридической практике. Она подразделяется на:

  • криминологическую;

  • судебную;

  • исправительную.

Психология- экономика: экономическая психология - изучает проблемы и процессы в экономических отношениях между людьми. В ней выделяют еще более узкие направления:


  • психология рынка;

  • психология торговли;

  • психология рекламы и т.д.

Психология-социология: социальная психология - изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Она, в свою очередь, делится на следующие направления:

  • олигофренопсихология (исследует патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга);

  • сурдопсихология (изучает психическое развитие при серьезных дефектах слуха);

  • тифлопсихология (исследует психическое развитие плохо видящих и незрячих);

  • патопсихология (изучает изменения в психике и нарушения психической деятельности при психических заболеваниях).