ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1
1. Постройте модель связи психологии с другими науками (модель может быть как графически представленная, так и описательная, например представленная в таблице).
2. Укажите отрасли и направления психологии, которые возникли в результате интеграции знаний различных наук.
3. Выберите несколько из наиболее интересных, на ваш взгляд, примеров и опишите более подробно данное направление.
1. Модель связи психологии с другими науками
2. Отрасли и направления психологии, которые возникли в результате интеграции знаний различных наук
-
биология+психология зоопсихология; -
медицина +психология медицинская психология; -
социология +психология социальная психология -
философия +психология общая психология; -
педагогика +психология педагогическая психология; -
инженерные науки+психология инженерная психология; -
физиология +психология психофизиология; -
математика+психология психометрия; -
лингвистика+психология психолингвистика. -
история +психология психология религии,юридическая психология, политическая психология; -
экономика+психология экономическая психология.
3. Выберите несколько из наиболее интересных, на ваш взгляд, примеров и опишите более подробно данное направление.
Психология-медицина: медицинская психология - изучает роль психики в возникновении, протекании и лечении болезней, исследует деятельность врача и поведение больного с точки зрения их психических свойств и состояний.
Психология-религия: психология религии - изучает психологию религиозного сознания и чувства верующих людей, традиции и религиозные обряды.
Психология-педагогика: педагогическая психология - исследует процессы усвоения знаний, формирование мышления учащихся, их интеллектуальную деятельность; выявляет психологические факторы, которые влияют на успех обучения, взаимодействие с другими участниками процесса и т.д. Внутри педагогической психологии выделяют следующие направления:
-
психология обучения и воспитания; -
психология учителя; -
психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.
Педагогическая психология – отрасль психологии, созданная для изучения механизмов и закономерностей процессов усвоения индивидом социально-культурного опыта в образовательной среде.
Объект, предмет и задачи педагогической психологии:
В качестве основного объекта педагогической психологии можно рассматривать особую форму жизнедеятельности – психику человека. Естественно, что другие отрасли психологии изучают тот же объект, но предметы имеют разные. Так, например, предметом возрастной психологии является развитие психики в онтогенезе, предметом дифференциальной психологии выступают индивидуально-психологические различия между людьми, предметом детской психологии – развитие психики ребенка.
Предмет педагогической психологии в наиболее общем виде можно определить так – изучение психологических закономерностей процессов усвоения и передачи социально-культурного опыта в образовательной среде. Эта краткая формулировка указывает лишь общее направление деятельности педагогической психологии. Более детально исследования, проводимые в рамках педагогической психологии, характеризуют ее задачи.
Классификация задач педагогической психологии может рассматриваться па нескольких уровнях. На первом уровне ясно вычленяются четыре основных проблемы, традиционно разрабатываемые педагогической психологией. Соответственно им выделяются и четыре направления, в русле которых развиваются психолого-педагогические исследования:
-
Методологические проблемы педагогической психологии. -
Психология обучения. -
Психология воспитания. -
Психология педагогической деятельности.
Каждое из этих направлений имеет свой круг задач. Рассмотрим их последовательно.
Первое направление – методологические проблемы педагогической психологии – предполагает специальные изыскания, ориентированные на решение следующих задач:
-
изучение истории и закономерностей развития педагогической психологии как самостоятельной отрасли научного психологического знания; -
методологический анализ психолого-педагогических теорий; -
изучение связи педагогической психологии с различными отраслями психологии и другими науками; -
разработку и совершенствование методов и методик исследования.
Второе направление – психология обучения – предполагает решение следующих задач:
-
исследование механизмов и закономерностей процесса усвоения знаний, умений и навыков; -
исследование возрастных и индивидуальных различий в процессах усвоения знаний, умений и навыков; -
исследование механизмов и закономерностей развития когнитивных функций в процессе обучения; -
изучение механизмов и закономерностей трансформации процесса развития личности в ходе обучения; -
изучение связи между особенностями психического развития личности и характером содержания, формами организации, методами и средствами образовательной деятельности; -
изучение мотивации учения.
Третье направление – психология воспитания – ориентировано на решение задач:
-
исследования механизмов и закономерностей процесса психосоциального развития личности в образовательной среде; -
исследования возрастных и индивидуальных различий в процессе психосоциального развития личности в образовательной среде; -
определения связи между уровнями когнитивного и личностного развития учащегося; -
изучения механизмов и закономерностей трансформации процесса развития личности в ходе воспитания; -
изучения связи между характером психосоциального развития личности и содержанием, формами, методами и средствами воспитательного воздействия.
Четвертое направление – психология педагогической деятельности – предполагает решение следующих задач:
-
изучение психологических основ педагогической деятельности; -
исследование индивидуально-психологических и профессиональных качеств педагога; -
исследование мотивации педагогической деятельности; -
определение критериев усвоения знаний, сформированности умений и навыков, а также критериев и методов когнитивного и психосоциального развития учащихся в образовательном процессе; -
определение особенностей управления учебной деятельностью, влияние этих процессов на когнитивное и психосоциальное развитие учащихся; -
разработка психологических основ совершенствования образовательного процесса на всех уровнях деятельности образовательной системы.
Психология-биология: зоопсихология- занимается изучением психики животных, определяет их врожденные и приобретенные свойства.-
Психология-политика: политическая психология - изучает психологию политических процессов в обществе, психологическую реакцию людей на происходящие события в сфере политики и общества.
Психология-юриспруденция: юридическая психология - изучает психологические проблемы, которые возникают в юридической практике. Она подразделяется на:
-
криминологическую; -
судебную; -
исправительную.
Психология- экономика: экономическая психология - изучает проблемы и процессы в экономических отношениях между людьми. В ней выделяют еще более узкие направления:
-
психология рынка; -
психология торговли; -
психология рекламы и т.д.
Психология-социология: социальная психология - изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Она, в свою очередь, делится на следующие направления:
-
олигофренопсихология (исследует патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга); -
сурдопсихология (изучает психическое развитие при серьезных дефектах слуха); -
тифлопсихология (исследует психическое развитие плохо видящих и незрячих); -
патопсихология (изучает изменения в психике и нарушения психической деятельности при психических заболеваниях).