Файл: Фонд контрольных заданий и тестов по предметам Музыка и методика преподавания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Фонд контрольных заданий и тестов по предметам
«Музыка и методика преподавания», «Основы теории и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста», «Методика музыкального развития»
Составила преподаватель
музыкального отделения НСГК
Кузнецова Е.И.
Требования к итоговому контролю по предмету: «Методика музыкального воспитания»
Цель зачета: проверка приобретенных теоретических знаний по предмету.
Задачи:
-
Продемонстрировать знания и умения по теории и методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста; -
Показать общие знания по музыкальным терминам и понятиям.
Форма проведения зачета:
Зачет состоит из двух разделов:
1 – письменная форма – ответы на предложенные вопросы двух тестов.
2 – устный опрос – ответить на 20 теоретических вопросов.
Критерии ответа на теоретический вопрос.
Полнота – объем усвоения программного материала;
Осознанность – использование мыслительных операций в ходе изложения программного материала;
Правильность – количество допускаемых ошибок при изложении программного материала;
Действенность – уровень установления связи теории с практикой;
Речевая культура – уровень владения речью.
«Отлично» - обнаруживает усвоение материала на 90 – 100%, безошибочно, сознательно излагает программный материал, пользуется мыслительными приемами, приводит примеры из практической деятельности, имеет высокий уровень речевой культуры. Количество погрешностей не превышает 10% от эталона.
«Хорошо» - обнаруживает усвоение материала на 80 – 90%, допускает 1-2 ошибки, недостаточно сознательно излагает программный материал, мыслительные приемы в основном сформированы, но студент не способен глубоко проникать в сложные и противоречивые ситуации, имеет средний уровень речевой культуры. Неуверенно устанавливает связь теоретических знаний с практикой. Количество погрешностей не превышает 20% от эталона.
«Удовлетворительно» - обнаруживает усвоение материала на 70 – 80%, допускает более двух ошибок, не осознает значимость программного материала, не пользуется мыслительными приемами, не устанавливает связь теоретических знаний с практикой, имеет низкий уровень речевой культуры. Количество погрешностей не превышает 30% от эталона.
Литература
-
Науменко Т., Алеев В. Музыка. 7 кл.: учебник для общеобразоват. Учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000.- 160 с. -
Левашова Г. Поговорим о музыке. Изд. «Детс. Литература», Ленинград, 1964. – 251 с. -
Михайловская Н. Музыка и дети. М.: Сов. Композ. , 1977. – 260 с. -
50 опер. М.: Сов. Комп., 1959. – 327 с. -
Барсова И. Книга об оркестре. – М.: 1978. -
Васильев Ю. Рассказы о русских народных инструментах.- М., 1986. -
Васина-Гроссман В. Первая книжка о музыке. – М., 1976. -
Домрина Е. Беседы о музыке. – М., 1982. -
Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. – М., 1989. -
Медушевский В. Музыкальные жанры. //Спутник учителя музыки/ Сост. Т. Челышева. – М., 1993. -
Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра. – М., 1972. -
Книга о музыке: Популярные очерки. //сост. Г. Головинский. – М.: Сов. Комп., 1988. – 220 с.
Практические задания
-
Построить все интервалы от ноты «ми» вверх и ноты «си» вниз, сыграть их на инструменте. -
Определить интервалы, подписать их значение и проиграть на фортепиано. -
Определить интервалы в песне и подписать под каждым его значение. -
Разобрать ноты в предложенной песенке, определить их длительность, подписать счет, найти ноты на «немой» клавиатуре, не забывая о знаках альтерации, если они есть в данной песне, разучить на фортепиано, сначала со счетом, затем исполнить со словами.
Контрольные тесты для музыкального отделения (промежуточный контроль)
1) Привести в соответствие формулировки различных видов музыкального слуха и их пояснения:
1. Тембровый слух | А) Способность различения звуков, различных по высоте, при одновременном звучании |
2. Мелодический слух | Б) Способность различать звуки по силе звучания |
3. Динамический слух | В) Способность различать в мелодии интервальное соотношение звуков различной высоты |
4. Гармонический слух | Г) Способность воспринимать различную окраску звучания голосов и музыкальных инструментов |
Ключ к тесту №1
1 – Г, 2 – В, 3 – Б, 4 – А
2) Привести в соответствие основные музыкальные способности:
1. Ладовое чувство | А) Способность активного двигательного переживания музыки, ощущения ее воспроизведения |
2. Музыкально-слуховые представления | Б) Способность чувствовать эмоциональную выразительность мелодии |
3. Чувство ритма | В) Способность чувствовать звуковысотное отражение мелодии |
Ключ к тесту №2
1 – Б, 2 – В, 3 – А
3) Привести в соответствие определения основных танцев:
1. Вальс | А) Бальный танец, темп стремительно быстрый, размер 2/4 |
2. Галоп | Б) Старинный французский бальный танец плавного, несколько кокетливого характера, размер 3/4 |
3. Мазурка | В) Польский народный танец с характерным острым ритмом, размер трехдольный |
4. Менуэт | Г) Бальный танец плавного, умеренно быстрого характера, размер ¾ |
5. Полька | Д) Массовая игра, с пением и движением по кругу |
6. Хоровод | Е) Чешский народный парный танец веселого, легкого, подвижного характера, размер 2/4, темп быстрый |
Ключ к тесту №3
1 – Г, 2 – А, 3 –В, 4 – Б, 5 Е, 6 - Д
Ответить на вопросы:
-
Что называется методами музыкального воспитания? -
Что является методическим приемом? -
Перечислите основные музыкальные способности. -
Какие способности относятся к творческим? -
Какова методика определения уровня музыкальных способностей у детей? -
Перечислите этапы работы над песней. -
Какова цель такого вида деятельности как пение? -
Какие виды входят в музыкально-ритмические движения? -
Перечислить типы и виды музыкальных занятий. -
Какую из музыкальных способностей необходимо развивать в первую очередь при игре на д.м.и.? -
Как решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи в каждом из видов музыкальной деятельности детей на занятии? -
Какие методы применяются при слушании музыки? -
Какова роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей? -
Перечислить разновидности музыкально-дидактических игр. -
Перечислите основные певческие навыки и умения. -
Чем отличаются наглядные пособия от наглядных средств? -
Какие формы использования музыки, кроме музыкальных занятий, вы знаете? -
Чем отличается календарный план музыкальных занятий от перспективного? -
Какова роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста? -
Какими профессиональными качествами должен обладать музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения?
Контрольные вопросы к зачету по предмету: «Музыка и методика преподавания» группа 209 Н (итоговый контроль)
1 вариант
-
Перечислить и охактеризовать виды музыкальной деятельности детей младшего школьного возраста. -
Что такое метод и методический прием. -
Может ли восприятие быть отдельным видом деятельности. -
Какие принципы выдвигает методика музыкального развития. -
Перечислить вокальные и хоровые навыки. -
Что музыка может выражать. -
Что включает в себя понятие: «музыкальная культура». -
Чем передается образное содержание произведения.
2 вариант
-
Какие методы и приемы используются в процессе приобщения школьников к хоровому пению. -
Что музыка может изображать. -
Указать основные музыкальные способности учащихся. -
Перечислить этапы восприятия музыки. -
Какие методы вы знаете. -
Какова главная цель урока музыки -
Что такое средства музыкальной выразительности. -
Какие методы используются при восприятии музыки.
3 вариант
-
Структура урока музыки: этапы и их содержание. -
Что такое пение. -
Какая существует межпредметная связь методики музыкального воспитания с другими науками. -
Назвать и охарактеризовать методы стимулирования музыкальной деятельности школьников. -
Какие способности развивает хоровое пение. -
Что такое восприятие музыки и в каких видах деятельности оно осуществляется. -
Какой из видов деятельности считается основным и почему. -
Как раскрывается методика музыкального воспитания как наука.
Задания для 2 курса на межсессионный период (2 семестр - заочное дошкольное отделение).
Практические:
-
Составить музыкальное развлечение для старшей или подготовительной группы на одну из предложенных тем: «Пришла весна», «Осенины», «Морозкины забавы», «Весновкин прибаутничек», «Потешные посиделки», используя разные виды деятельности: художественно-речевую, изобразительную, театральную, музыкальную и т.д. Возможно объединение только двух видов деятельности, например, музыкальной и изобразительной, музыкальной и театральной. Найти наглядные средства и пособия, оформить раздаточный материал для детей.
-
Сделать ритмизацию пяти народных потешек, прибауток, считалок, стихов (на выбор), используя детскую литературу (одно четверостишие). Например:
В поле на пригорке ooooOO
Заинька сидит, ooooO
Свои ушки греет, ooooOO
Ими шевелит. ooooO
Повторить ритм на металлофоне, ксилофоне, используя одну или две пластинки.
-
Подобрать три музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкально-творческих способностей детей, сделать описание игры по схеме:
-
Программное содержание (например: совершенствовать умение детей различать длительность звуков). -
Музыкально-дидактический материал (бубен, металлофон, название музыкального произведения). -
Игровые пособия (исходя из задания – ноты-кружочки, цветы, флажки, изображения животных, инструментов). -
Ход игры.
-
Провести сравнительный анализ парциальных программ по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения:
«Синтез» - программа по слушанию музыки на основе объединения трех основных искусств – музыки, изо и художественной литературы,
«Гармония» - программа развития музыкальных способностей во всех видах музыкальной деятельности детей,
«Малыш» - для детей 3-го года жизни,
«Оберег» - комплексное изучение детьми 2-6 лет музыкального фольклора. Автор Е.Г. Боронина. (сборник Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками./Под ред. Мерзляковой. – М.: Владос, 2003. – 216 с.
Схема анализа:
-
Цель программы – -
Задачи – -
Основная мысль, содержание – -
Разделы – -
Подтемы – -
Методические указания –
5. Разобрать простые песенки и попевки по нотам и выучить их, играя на фортепиано, металлофоне или ксилофоне.
Задания к зачету по предмету: «Музыка» (педагогическое и дошкольное отделения)
Билет 1.
-
Дать определение следующим терминам: ритм, пауза, звукоряд, невмы, музыка. -
Определить интервалы. -
Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 2.
-
Дать определение следующим терминам: метр, длительность, такт, звукоряд, акцент. -
Определить интервалы. -
Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 3.
1.Дать определение следующим терминам: октава, динамика, реприза, звук, интервалы.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 4.
-
Дать определение следующим терминам: звукоряд, ступень, альтерация, музыкальная система, шум. -
Определить интервалы. -
Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 5.
-
Дать определение следующим терминам: нотный стан, акколада, тембр, музыка, длительность. -
Определить интервалы. -
Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 6.
-
Дать определение следующим терминам: невмы, звукоряд, ступень, акцент, метр. -
Определить интервалы. -
Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 7.
-
Дать определение следующим терминам: темп, такт, размер, пауза, ступень. -
Определить интервалы. -
Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 8.
-
Дать определение следующим терминам: динамика, знаки альтерации, интервалы, звук, размер. -
Определить интервалы. -
Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 9.
-
Дать определение следующим терминам: темп, ритм, акцент, невмы, звукоряд. -
Определить интервалы. -
Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 10.
-
Дать определение следующим терминам: музыка, размер, реприза, звук, октава. -
Определить интервалы. -
Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 11.
1. Дать определение следующим терминам: пауза, ступень, метр, динамика, акцент.
-
Определить интервалы. -
Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 12.
-
Дать определение следующим терминам: ритм, такт, длительность, пауза, реприза. -
Определить интервалы. -
Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 13.
-
Дать определение следующим терминам: темп, размер, акцент, октава, ступень. -
Определить интервалы. -
Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 14.
-
Дать определение следующим терминам: пауза, динамика, ритм, шум, музыкальная система. -
Определить интервалы. -
Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 15.
-
Дать определение следующим терминам: тон, лад, размер, знаки альтерации, интервал. -
Определить интервалы. -
Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 16.
-
Дать определение следующим терминам: полутон, бемоль, акцент, такт, пауза. -
Определить интервалы. -
Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 17.
1. Дать определение следующим терминам: диез, музыка, ступень, звук, шум.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 18.
-
Дать определение следующим терминам: бекар, знаки альтерации, динамика, темп.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 19.
1. Дать определение следующим терминам: дубль-диез, тон, темп, пауза, музыка.
2.Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 20.
-
Дать определение следующим терминам: дубль-бемоль, звук, акколада, нотный стан, невмы.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 21.
-
Дать определение следующим терминам: тон, музыкальная система, ступень, диез, метр.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 22.
-
Дать определение следующим терминам: акколада, размер, бемоль, длительность.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 23.
-
Дать определение следующим терминам: октава, звук, ступень, акцент, лад.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 24.
-
Дать определение следующим терминам: темп, музыка, бекар, пауза, тембр.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 25.
-
Дать определение следующим терминам: звук, нотный стан, акколада, невмы, ступень.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 26.
-
Дать определение следующим терминам: размер, звукоряд, пауза, ритм, длительность.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 27.
-
Дать определение следующим терминам: ступень, шум, музыка, невмы, тембр.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 28.
-
Дать определение следующим терминам: звукоряд, акцент, такт, лад, диез.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 29.
-
Дать определение следующим терминам: размер, звук, метр, пауза, альтерация.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 30.
-
Дать определение следующим терминам: шум, тембр, интервал, бекар, нотный стан.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 31.
-
Дать определение следующим терминам: длительности, акколада, музыкальная система, темп, динамика.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 32.
-
Дать определение следующим терминам: тембр, звук, музыка, тон, полутон.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 33.
-
Дать определение следующим терминам: знаки альтерации, интервалы, октава, шум, темп.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 34.
-
Дать определение следующим терминам: реприза, пауза, звукоряд, акцент, ступень.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 35.
-
Дать определение следующим терминам: динамика, невмы, реприза, метр, такт.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.
Билет 36.
-
Дать определение следующим терминам: размер, музыка, тембр, бемоль, интервал.
2. Определить интервалы.
3.Сыграть и спеть песню на металлофоне, ксилофоне или фортепиано.