Файл: Социальная педагогика как отрасль педагогической науки и практики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 7
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Термин «педагогика» произошел от двух греческих слов: pais, paidos – дитя, ребенок, ago – веду, что означает «ведущий дитя», или «детоводитель». По преданию, в Древней Греции рабовладельцы специально назначали раба, который водил их детей в школу. Его и называли педагог (paidagog). Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и произошло название науки – педагогика.
Слово «социальный» (лат. socialis) означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. В этом смысле речь идет не просто о социальном развитии и воспитании человека, а о его ориентации на социальные ценности, нормы и правила общества (среды жизнедеятельности), в котором (которой) ему предстоит жить и реализовывать себя как личность. Родители, лица, их замещающие, воспитатели ведут ребенка по жизни, помогая ему усваивать социальный опыт, культуру, формироваться как личность, овладевать способностью и готовностью реализовывать себя в жизни.
Социальная педагогика как практика — это целенаправленная деятельность (опыт деятельности) субъекта (социального педагога; лица, осуществляющего социально-педагогическую деятельность) по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию человека, группы. Она также является направленной деятельностью по управлению массами, различными группами, мобилизации их на определенные действия, сдерживанию активности в интересах достижения определенных политических и иных целей.
Социальная педагогика представляет собой отрасль педагогического знания, исследующая явления и закономерности социального становления и развития человека в социокультурной среде, а также целесообразно организованной социально-педагогической деятельности, способствующей этому стан
Социальная педагогика как отрасль педагогической науки и практики.
Социальная педагогика как область научного знания (научная дисциплина) - второе ее качественное состояние -отражает научно-познавательную деятельность людей и институтов социума, государства и общества. Она имеет своим объектом
взаимодействие человека и социума (в различных его видах и типах), т.е. ту совокупность явлений и процессов социума, которые для практической социально-педагогической деятельности были предметной областью познания и преобразования. Предметом же социальной педагогики как научной дисциплины становятся общие закономерные зависимости взаимодействия личности и социума.
Предмет социальной педагогики как науки является объектом для социальной педагогики как образовательного комплекса.
Социальная педагогика – отрасль педагогической науки, изучающая закономерности формирования и развития человеческих отношений, способности личности строить свои отношения в социуме, в социальной среде. Социальная педагогика – педагогика отношений, значимых для личности в процессе её социализации. Социальная педагогика обеспечивает формирование з.у.н., способностей личности к самореализации в социальной среде, способностей использовать личностью потенциал социума. Социальная педагогика обеспечивает жизнедеятельность личности в различных социальных условиях и в сферах её жизнедеятельности. Потенциал педагогической науки представляет собой основу для формирования системы категорий С.П., содержание и самой практической части социально-педагогической деятельности. Педагогическая наука представляет для С.П. саму теорию обучения и воспитания – дидактику, что позволяет С.П. оформить свою собственную теорию, т.е. описание процессов развития личности в социуме, развитие ее жизнеспособности в широкой системе социальных отношений.
Объект социальной педагогики – личность, группа в сфере человеческих отношений.
Предмет социальной педагогики – система отношений между субъектами и объектами педагогического процесса, включающего в себя обучение, воспитание и развитие. Также предметом социальной педагогики выступает взаимодействие личности и социальной среды, социума в интересах её формирования, развития и в целом социализации.
Социальная педагогика дополняет педагогику, т.к. предоставляет личности з.у.н., качества личности, необходимые для формирования социальных отношений в среде, возможность использовать для самореализации различные социальные институты (семья, обр-ие и т.д.)
Социально-педагогический процесс, его назначение, структура и общая характеристика основных этапов
Профессиональная деятельность социального работника представляет собой систему последовательных этапов – определённый процесс. Понятие «процесс» происходит от лат. processus– прохождение, продвижение. В научной литературе под ним понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.
В современной педагогической литературе имеет место понятие «педагогический процесс», однако единого подхода к пониманию его сущности нет. Так, по мнению В. А. Сластёнина, педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Социально-педагогический процесс – это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды (Л. В. Мардахаев). Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему.
В нём проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимодействии и взаимообусловленности. Социально-педагогический процесс – последовательное закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.) (внутренний процесс) и обусловленную им целесообразную последовательность действий (социально-педагогическую деятельность) социального работника, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определённой социально-педагогической цели (внешний процесс).
Системообразующим фактором социально-педагогического процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею соответствующая социально-педагогическая деятельность. Основная единица его это социально-педагогическая задача и способы её решения.
Любой процесс состоит из этапов (стадий, периодов) его развития (изменения). Практика показывает, что их признаками могут быть возрастные, качественные или количественные изменения личности, происходящие в соответствующем социально-педагогическом явлении. Качественные изменения часто характеризуют как стадии (временные периоды). Этап и стадия нередко используются как синонимы.
Внутренний социально-педагогический процесс позволяет видеть особенности социального развития человека на каждом возрастном этапе. Эти знания позволяют социальному работнику оценивать ход социального развития человека, ориентироваться в определении цели и характера социально-педагогической деятельности по отношению к нему в данных условиях.
Эффективность реализации возможностей внутреннего во многом определяются внешним социально-педагогическим процессом. В какой степени он обеспечивает необходимые благоприятные условия, стимулирует целесообразное либо сдерживает негативное развитие, благодаря чему наиболее полно реализуется потенциал внутреннего социально-педагогического процесса. Знание сути внешнего социально-педагогического процесса и умение использовать его применительно к себе, своей профессиональной деятельности очень важно для социального работника.
По своей сущности внешний социально-педагогический процесс – это целенаправленная последовательность действий социального педагога (субъекта), обусловленная необходимостью обеспечения прогнозируемого развития внутреннего социально-педагогического процесса объекта. Он помогает оптимально достичь определённую цель профессиональной деятельности специалиста.
При рассмотрении содержания социально-педагогического процесса выделяют два подхода: структурный и функциональный. Структурный определяет его компонентный состав, который может иметь условный или функциональный характер. Такой подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению определённой цели. Функциональный определяет особенности профессиональной деятельности конкретного специалиста на каждом этапе (подэтапе). Он важен в процессе поиска оптимального варианта работы социального работника с определённой личностью (группой), а также для оценки её действенности.
Субъект внешнего социально-педагогического процесса – это социальный работник. Позиция субъекта в профессиональной деятельности во многом определяется его подготовкой, социальным опытом.
Содержание и направленность внешнего социально-педагогического процесса ориентируются на определённый объект социальной работы – людей пожилого возраста, людей с особыми нуждами, социально незащищённых людей и пр., их индивидуальные особенности, возможности, социальные проблемы, отношение к своей проблеме, возможности её решения.
Социально-педагогическая деятельность субъекта осуществляется в соответствии с его профессиональным предназначением, которое определяет основную цель работы специалиста как её идеальный результат. Он может совпадать и не совпадать с реальным. Реальная цель определяется объектом социальной работы.
Внешний социально-педагогический процесс включает определённые этапы (подэтапы) деятельности. Каждый из них имеет своё функциональное назначение, содержание и последовательность реализационных действий. К его основным этапам относятся следующие (структурный подход):
- подготовительный;
- непосредственной деятельности (процесс реализации выбранной педагогической технологии);
- результативный.
В литературе чаще встречается функциональный подход при определении этапов, например: диагностико-прогностический, выбора технологии, непосредственной подготовки, реализационный, оценочно-результативный.
Диагностика предусматривает выявление:
- индивидуальных особенностей, возможностей клиента, его позитивного потенциала, создающих возможности для самореализации;
- индивидуальных отклонений человека и возникшие в связи с этим социальные проблемы;
- особенностей позиции человека, его отношения к самореализации;
- условий среды, в которых клиент живёт и имеет возможность для самореализации.
При взаимодействии социального работника с человеком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует участия нескольких специалистов: медицинских работников, психологов, социальных педагогов. Такой подход позволяет получить более полную диагностику клиента, на основе которой можно:
- создать социально-педагогическую характеристику клиента;
- сформулировать его основные социально-педагогические проблемы;
- выработать рекомендации социальному работнику в работе с ним (показания, предостережения, советы для построения оптимального взаимодействия с клиентом и его окружением).
На этой основе, с учётом знания человека, закономерностей его развития, социальный работник получает возможность педагогического прогнозирования. По сути, речь идёт о знании внутреннего социально-педагогического процесса и умении предсказать динамику его проявления.
Основываясь на личностном понимании своего социального предназначения в работе с клиентом, знании его индивидуальных особенностей, собственных возможностей, условий работы социальный работник определяет цели и задачи своей деятельности (внешнего социально-педагогического процесса). В этом заключается следующий подэтап социально-педагогического процесса, который можно назвать как целеопределение. В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить для её достижения.