Файл: Социальная педагогика как отрасль педагогической науки и практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Далее следует подэтап выявления содержания и способа реализации внешнего социально-педагогического процесса, который включает:

- социально-педагогическое моделирование;

- выбор технологии;

- планирование своей деятельности;

- апробацию технологии.

Второй этап – непосредственная деятельность по реализации выбранной технологии с использованием совокупности методов, средств, приёмов. На этом этапе идёт не только активная реализация технологии, но и её дальнейшая индивидуализация. Завершается он достижением в той или иной степени поставленной цели.

Третий этап – результативный – оценка и анализ полученных результатов деятельности и определение последующих перспектив. Он включает подэтапы:

- предварительная оценка результативности процесса деятельности;

- адаптация в естественных условиях самореализации;

- общая оценка внешнего социально-педагогического процесса и его результативности;

- общие (итоговые) выводы по реализации социально-педагогического процесса.

Для каждого внешнего социально-педагогического процесса существуют определённые условия среды, которые обеспечивают его протекание.

Внешний социально-педагогический процесс обусловлен преимущественно теми подэтапами, которые его составляют. Основной путь усиления его эффективности – повышения действенности каждого из них.

Сущность принципа культуросообразности в социальной педагогике и его основные требования

Природосообразность – это мировозрение, необходимость учитывать природные задатки человека, опираться на них. Принцип природосообразности - это педагогический принцип, согласно которому воспитатель в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка.

Сущность принципа гуманизма в социальной педагогике и его основные требования

Сущность принципа гуманизма в социальной педагогике означает приоритет социальной ценности человека, создание условий для защиты его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в жизненном самоопределении
, интеграции в общество. Гуманность, человечность - идеал различных направлений гуманизма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру. Понятие "гуманизация", широко используемое в наше время, подразумевает деятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизма как системы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием "человек". В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлинский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями. Основные требования принципа: развитие и воспитание направляется в интересах человека и должно способствовать его самосовершенствованию; воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности; гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью; в процессе взаимодействия с ребенком обеспечивается признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство. Особые требования предъявляются при взаимодействии с детьми, имеющими особые нужды. Сущность их в том, чтобы, проявляя милосердие к ребенку, ставить его в жесткие, но жизненно необходимые условия, обеспечивающие целесообразное развитие, воспитание и самореализацию.

Сущность принципа индивидуального подхода к человеку и его основные требования

Индивидуальный подход — важный принцип психологии и педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе с учащимися производится учет индивидуальных особенностей каждого ученика и своеобразия прошлого жизненного опыта (биграфии).

Сущность индивидуального подхода в воспитании—в конкретизации общих целей воспитания в соответствии с индивидуальными качествами учащегося. Индивидуальный подход обеспечивает

своеобразие в развитии личности ребенка, создает благоприятные возможности для формирования всех его способностей, делает эффективным педагогическое воздействие на него.

Сущность принципа социальной обусловленности развития, воспитания человека и его основные требования

Сущность принципа. Социальный фактор обусловливает макрофактор социально-педагогического влияния на человека. Он во многом определяется своеобразием государственного устройства, идеологии, политики, религии, культуры и деятельностью социальных институтов. Эти и другие условия выступают социализирующими но своему влиянию на подрастающее поколение. Они способствуют усвоению растущим человеком ценностей, норм и правил, сложившихся в обществе, опыта социального поведения, культуры, а также функционированию механизма ее передачи.

Принцип социальной обусловленности определяет и другую сторону социального воспитания: для какой среды формируется своя личность, группа (социальной, педагогической, медицинской, воинской). Каждая социокультурная среда имеет собственные идеалы, ценности, традиции и обычаи, нравственные нормы и принципы, опыт профессиональной деятельности, определяющие менталитет людей, составляющих ее.

Принцип социальной обусловленности особенно важно учитывать при:

  • – организации социально-педагогической деятельности (любая деятельность) осуществляется на определенном фоне;

  • – социально-педагогической экспертизе деятельности учреждения (в каждом государстве воспитание определяется и реализовывается в соответствии с его социально-педагогической политикой);

  • – социально-педагогической экспертизе технологии, ее соответствия требованиям учреждения;

  • – социально-педагогической оценке деятельности специалиста с учетом его должностного назначения в соответствующем учреждении;

  • – экспертизе социально-педагогической деятельности партии, движения.

Практическая воспитательная деятельность, направленная на подготовку подрастающего поколения для определенной социокультурной среды, призвана наиболее полно учитывать специфику ее культуры и перспективы ее передачи своим воспитанникам. Она строится на основе сложившихся традиций и опыта воспитательной деятельности в соответствующем учебном учреждении.

Социально-педагогическая культура специалиста: сущность, содержание, основные структурные компоненты


Выделяют внутреннюю и внешнюю составляющие педагогической культуры. Их обычно называют: внутренняя и внешняя культура спе­циалиста.

Внутреннюю составляющую педагогической культуры часто при­равнивают к уровню тех знаний и умений в области педагогики, ко­торые имеет человек. С таким подходом нельзя согласиться. Дело в том, что человек может иметь достаточно большой объем знаний и умений, но далеко не всегда пользоваться ими в повседневной жизни и практической деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень знаний и умений характеризует всего лишь компетент­ность человека в соответствующей области. Внутренняя культура че­ловека — это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях, профессиональной деятельности. Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных лич­ностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления. Изложенное позволя­ет выделить основные составляющие внутренней культуры специа­листа социальной сферы:

а) внутреннее своеобразие личности специалиста с его индивидуально-психологическими и социально-педагогическими достоинствами и недостатками—индивидуально-личностный уровень;

б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта. Данную часть внутренней составляющей называют теоретическим (мировоззренческим) уровнем педагогической культуры. Он определяет рациональный уровень (компонент) и показывает, какие психолого-педагогические знания и как усвоены социальным работником, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной деятельности;

в) чувственное отношение специалиста к объекту, социальной работе, ее результатам, педагогическим составляющим и самосовершенствованию в педагогической области. Данная часть внутренней составляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компонентом. Этот компонент формируется, развивается и укрепляется в процессе овладения опытом социальной работы, социально-педагогической деятельности и характеризует: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или пренебрежения и пр.) к объекту социальной работы, самой деятельности; его переживания в про- цессе социальной работы, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в знании и овладении новым для него опытом, социально-педагогической деятельности. Чувственный уровень часто определяет внутреннее отношение социального работника к педагогической деятельности в процессе работы, потребность в педагогическом самосовершенствовании. Он во многом характеризует его внутреннюю нравственную культуру.


Рациональный и эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются и проявляются через саму лич­ность, ее волевой компонент. Он определяется сформированными нравственно-волевыми качествами специалиста, его способностью ре­ализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессио­нальной деятельности.

Внешняя составляющая педагогической культуры социального ра­ботника — это то, что находит повседневное проявление в его отноше­нии к объекту, социальной работе, социально-педагогической дея­тельности, их результатам. Она включает:

а) внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочее) — личностный уровень проявления педагогической культуры. Он характеризует педагогическую сторону проявления специалиста как личности;

б) собственно проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе социальной работы (поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект) — пове- денческий уровень педагогической культуры. Данный уровень характеризует повседневное педагогическое проявление специалиста в общении с людьми, клиентами;

в) проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами — практико-педагогический уровень специалиста как педагога. Он показывает степень владения специалистом реальным педагогическим опытом, искусством педагогической деятельности, педагогические возможности в работе с клиентом, а также результативность его педагогической деятельности;

+г) отношение специалиста к объекту социальной работы — уровень внешнего отношения. Он может уметь эффективно выполнять ту или иную социальную работу, реализовывать ее педагогические аспекты, но отношение к ней и результативность часто зависят от конкретных жизненных ситуаций и его личностной позиции. Внешнее отношение показывает внимание специалиста к человеку — объекту его социальной работы, особенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно характеризует проявления педагогической культуры социального педагога. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является выражением его чувственного (эмоционального) уровня — внутренней педагогической культуры.