Файл: Контрольные задания. Вариант 1 а к на основании положений фкз О судебной системе рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ст. 6 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»: «Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел».
4) гласность судебного процесса (открытое рассмотрение дел в судах):
ч. 1 ст. 123 Конституции РФ: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом».
ст. 9 ФКЗ «О судебной системе РФ»: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом».
ст. 31 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»: «Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично».
ст. 1 ФКЗ «О военных судах в РФ»: «Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба».
ст. 6 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»: «Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел».
5) независимость судей и подчинение их только закону:
ст. 120 Конституции РФ:
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
части 1-3 ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»:
1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.
2. Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
ст. 31 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»: «Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве, и не представляют, каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп. Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.
Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, не допускается и влечёт за собой предусмотренную законом ответственность.
части 1-3 ст. 5 ФКЗ «О военных судах в РФ»:
1. Военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
2. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.
3. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
ст. 6 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»: «Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел».
ст. 1 ФКЗ «О военных судах в РФ»: «Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба».
7. На основе анализа текста Федеральных законов «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» от 20 августа 2004 г. (с изм.) и «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30 мая 2001 г. (с изм.), а также материалов учебника по соответствующему вопросу, составьте таблицу по сравнительной характеристике присяжных и арбитражных заседателей:
Присяжные заседатели | Арбитражные заседатели |
Общие черты | |
Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: имеющие непогашенную или неснятую судимость; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и настоящим Федеральным законом. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. | Арбитражными заседателями не могут быть: лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость; лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством РФ. |
Отличия | |
Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном УПК РФ, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случаях: 1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 УПК РФ; 2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является: а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; в) лицом, достигшим возраста 65 лет; г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; д) военнослужащим; е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); ж) священнослужителем. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федераль-ного бюджета компенсационное вознаг-раждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда | Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов РФ являются граждане РФ, наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Арбитражными заседателями не могут быть: лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти; лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда; лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъектов РФ, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления; прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии) Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет Полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются по следующим основаниям: 1) предъявление обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда); 2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более шести месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя; 3) признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются по следующим основаниям: 1) истечение срока полномочий; 2) прекращение гражданства РФ; 3) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 4) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным; 5) совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти; 6) неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей; 7) замещение должностей, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия; 8) письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам; 9) смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ. |
8. Прокурор при осуществлении проверки законности содержания лиц в следственном изоляторе установил, что срок содержания под стражей обвиняемого Быкова истек двое суток назад.
О каком направлении прокурорского надзора идет речь в задаче? Укажите предмет надзора. Как может отреагировать прокурор на это нарушение?
Ответ обосновать ссылками на Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. (с изм.)
Согласно ч.8 ст.109 УПК ходатайство о продлении срока содержания под стражей должно быть представлено в суд по месту производства предварительного расследования либо месту содержания, обвиняемого под стражей не позднее чем за 7 суток до его истечения. Судья не позднее чем через 5 суток со дня получения ходатайства принимает в порядке, предусмотренном частями четвертой, восьмой и одиннадцатой статьи 108 настоящего Кодекса, одно из следующих решений: 1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд, за исключением случая, предусмотренного частью шестой настоящей статьи; 2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи.
Таким образом, следователь должен был обратиться в суд с ходатайством не позднее чем за 7 суток до истечения срока. Следовательно, подозреваемый Быков должен быть незамедлительно выпущен из-под стражи.
9. Учреждение Судебных Установлений (УСУ) Российской Империи 1864 г. регламентировало вопросы, посвященные должностным лицам судебного ведомства, в том числе, прокурорам.
В соответствии со ст. 200 УСУ в должности по судебному ведомству могли быть приняты только русские подданные.
Не могли быть назначены на соответствующие должности (ст. 201 УСУ):
1) состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, а равно и подвергшиеся по судебным приговорам заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию, и те, которые, быв под судом за преступления или проступки, влекущие за собой такие наказания, не оправданы судебными приговорами;
2) исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний;
3) объявленные несостоятельными должниками и состоящие под опекою за расточительность.
Должности чинов прокурорского надзора замещаются из числа лиц, имеющих аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена в сих науках или же доказавших на службе свои познания по судебной части.
В должности чинов прокурорского надзора могут быть назначаемы лица, занимавшиеся судебной практикой; для должности товарища прокурора окружного суда – не менее четырех лет; для должности прокурора окружного суда и товарища прокурора судебной палаты – не менее шести лет; для должностей прокурора судебной палаты и товарища обер-прокурора – не менее восьми лет; для должности обер-прокурора – не менее двенадцати лет. К занятиям судебной практикой, дающим право на определение в должности прокуроров и их товарищей, причисляются и занятия присяжных поверенных (ст. 210 УСУ).
Обер-прокуроры кассационных департаментов Сената и прокуроры судебных палат назначаются по представлениям министра юстиции именными высочайшими указами (т.е. императором). В таком же порядке назначаются товарищи (заместители) обер-прокуроров и прокуроров судебных палат, а также прокуроры окружных судов. Товарищи прокуроров окружных судов назначаются по представлениям прокурора судебной палаты министром юстиции (ст. 219, 221, 222 УСУ).
К числу дисциплинарных взысканий относились: предостережение; замечание; выговор без внесения в послужной список; вычет из жалования; арест не более чем на семь дней; перемещение с высшей должности на низшую.
Лица прокурорского надзора подлежат дисциплинарным взысканиям по усмотрению министра юстиции. Обер-прокуроры кассационных департаментов Сената могут быть подвергаемы одним только предостережениям, а товарищи обер-прокуроров, прокуроры судебных палат и их товарищи, равно как и прокуроры окружных судов – только предостережениям, замечаниям и выговорам без внесения в послужные списки (ст. 266 УСУ).
Вычетам из жалования и перемещению с высшей должности на низшую должностные лица судебного ведомства, в том числе лица прокурорского надзора, могут быть подвергнуты только в результате рассмотрения дела судом в порядке дисциплинарного производства (ст. 268 УСУ).
Сравните указанные положения с положениями Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. (с изм.)
Учреждение Судебных Установлений (УСУ) Российской Империи 1864 г. | Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 |
Не могли быть назначены на соответствующие должности (ст. 201 УСУ): 1) состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, а равно и подвергшиеся по судебным приговорам заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию, и те, которые, быв под судом за преступления или проступки, влекущие за собой такие наказания, не оправданы судебными приговорами; 2) исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний; 3) объявленные несостоятельными должниками и состоящие под опекою за расточительность. Должности чинов прокурорского надзора замещаются из числа лиц, имеющих аттестаты университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержании экзамена в сих науках или же доказавших на службе свои познания по судебной части. В должности чинов прокурорского надзора могут быть назначаемы лица, занимавшиеся судебной практикой; для должности товарища прокурора окружного суда – не менее четырех лет; для должности прокурора окружного суда и товарища прокурора судебной палаты – не менее шести лет; для должностей прокурора судебной палаты и товарища обер-прокурора – не менее восьми лет; для должности обер-прокурора – не менее двенадцати лет. К занятиям судебной практикой, дающим право на определение в должности прокуроров и их товарищей, причисляются и занятия присяжных поверенных (ст. 210 УСУ). Обер-прокуроры кассационных департаментов Сената и прокуроры судебных палат назначаются по представлениям министра юстиции именными высочайшими указами (т.е. императором). В таком же порядке назначаются товарищи (заместители) обер-прокуроров и прокуроров судебных палат, а также прокуроры окружных судов. Товарищи прокуроров окружных судов назначаются по представлениям прокурора судебной палаты министром юстиции (ст. 219, 221, 222 УСУ). К числу дисциплинарных взысканий относились: предостережение; замечание; выговор без внесения в послужной список; вычет из жалования; арест не более чем на семь дней; перемещение с высшей должности на низшую. Лица прокурорского надзора подлежат дисциплинарным взысканиям по усмотрению министра юстиции. Обер-прокуроры кассационных департаментов Сената могут быть подвергаемы одним только предостережениям, а товарищи обер-прокуроров, прокуроры судебных палат и их товарищи, равно как и прокуроры окружных судов – только предостережениям, замечаниям и выговорам без внесения в послужные списки (ст. 266 УСУ). Вычетам из жалования и перемещению с высшей должности на низшую должностные лица судебного ведомства, в том числе лица прокурорского надзора, могут быть подвергнуты только в результате рассмотрения дела судом в порядке дисциплинарного производства (ст. 268 УСУ). | Статья 40.1. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров: 1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности "Юриспруденция", или высшее образование по направлению подготовки "Юриспруденция" квалификации "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "Юриспруденция", или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей "Юриспруденция", с присвоением квалификации "юрист", обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. 2. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно: имеет гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; имело или имеет судимость; имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством Российской Федерации; состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений; имеет статус иностранного агента. 2.1. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе также в случае прекращения гражданства Российской Федерации. 3. Лица принимаются на службу в органы и организации прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. |
| |