ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опричный террор: причины, содержание, последствия
Говоря об опричнине, в первую очередь следует отметить, что все правление Ивана IV Грозного носило неоднозначный характер, и эта личность до сих пор у историков вызывает интерес.
Фигура Ивана IV одна из самых значительных и сложных. Историки до сих пор не могут дать однозначную оценку правления этого царя. С одной стороны во время его правления произошло укрепление и централизация власти, была значительно увеличена территория страны. Но пути и методы достижения этих результатов были настолько жестоки и кровавы, что до сих вызывают споры.
Опричнина (1565-1572 гг.) – это событие рассматривается в истории достаточно кратко, но, тем не менее, оказало большое влияние, как на самого царя, так и на всю страну в целом.
Рассмотрим события и причины возникновения опричнины.
Одной из причин, которую выделяют историки, является смерть московского митрополита Макария (1563г.), который имел огромное влияние на царя, сдерживая его навязчивую идею о заговорах и изменах в стране. После смерти Макария его место занимает митрополит Афанасий. Он принимает сторону бояр недовольных правлением царя, тем самым усиливает идею Ивана IV о заговорах против него.
Еще одной причиной можно считать переход князя Курбского на служение в Литовское княжество. Помимо того, что он бросил армию, он забрал с собой многих военноначальников. Этот переход стал страшным ударом по самолюбию царя и окончательно убедил Ивана Грозного в том, что вокруг него одни предателя и заговорщики.
В результате Иван IV принимает решение упразднить независимость бояр, которые в тот период имели свои земли, армию и казну, а так же создать самодержавие.
Летом 1564 года Царь со всей семьей уезжает из Москвы. В летописи так описывают это событие: «подъем же его не таким был, как прежде того. Взял он с собой все святыни – иконы и кресты, златом и каменеим драгим украшенные, и сосуды и поставцы золотые и серебряные, и платья, и деньги. И всю казну повелел взять с собой…»1.
В это время в Москве остается митрополит Афанасий, бояре и все приказные люди. «Все же в недоумении и во унынии были из-за такого великого необычного подъема и шествия неведомо куда»2.
В начале 1565 года Иван Грозный присылает митрополиту Афанасию грамоту, в которой обвиняет бояр и приказных людей в истощение казны, в том, что имея свои земли, они не пополняли государеву казну. А также в этой грамоте Царь обвиняет духовенство и бояр в заговорах и государственных изменах. Вторая грамота была направлена «всем людям» и в ней говорилось о том, что «гнева на них и опалы никакой нет», что во всем виноваты бояре.
Вторая грамота вызвала у народа страх остаться без правителя и боязнь смут и междоусобных воин. Жители Москвы вынудили митрополита Афанасия и бояр отправиться в Александрову слободу, где в то время находился Царь, для того чтобы вернуть его в столицу.
Иван Грозный соглашается вернуться, но при одном условии: он получает безусловную власть казнить всех врагов государства и создать новый строй в стране.
Эта система получила название опричнина, которая выражалась в разделе всех земель на опричнину и земщину.
Слово «опричнина» употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова «опричь» - синонима слова «кроме». После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу великим князем, забиралось в казну, опричь (кроме) небольшого участка земли, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался опричниной. При Иване Грозном опричниной стали называться – это земли, которые царь изымает в свое собственное (государственное) управление.
Земщина – это земли, которыми продолжают ведать бояре.
Для реализации этой цели был создан специальный отряд. Для опричников была введена особая форма: к шеям своих лошадей они должны были привязывать собачьи головы, а у колчана со стрелами — нечто вроде кисти или метлы в знак того, что опричники обязаны грызть, как собаки, «государевых изменников» и выметать «измену» из страны.
Зачисленным в опричнину полагалось иметь земли в опричных же уездах, а у земских, у тех, «которым не быти в опришнине», царь приказал забирать их поместья и давать взамен другие в земских, которые находились на окраинах. На содержание «особного двора» Иван IV выделял огромную территорию, почти все доходы, с которой шли в его «опричную» казну.
Взятые в опричнину земли можно разделить на категории. Во-первых, сравнительно небольшое число волостей в различных районах страны было взято на «царский обиход», для снабжения различными продуктами (солью, рыбой и др.), например, Старая Руса, Балахна и другие.
Во-вторых, была взята в опричнину основная часть поморских волостей (Двина с Холмогорами, Устюг с Солью-Вычегодской, Каргополь, Вологда, Вага). Эти земли имели большое торгово-промышленное значение.
В-третьих, опричнина была создана в условиях Ливонской войны. Этим и объясняется, что в состав опричных земель попали уезды, обращенные на западе и юго-западе к литовской границе (Можайск, Вязьма, Калуга, Козельск). Иван Грозный стремился создать себе здесь из числа местных дворян прочную опору для будущих решающих битв в Ливонской войне. Калуга сделалась уже вскоре опорным пунктом опричных войск.
Таким образом, в опричнину вошли земли с наиболее развитым уровнем удельно-княжеского землевладения и наиболее развитыми городами, т.е. лучшая половина страны.
В 1566 проходит Земской собор. Часть служилых людей, участников земского собора этого года, демонстративно обратилась к Грозному с просьбой прекратить «насилия» опричников. Более трехсот представителей земщины, в том числе и придворные царя, явились во дворец с протестом против бесчинств и злоупотреблений. «Все мы верно тебе служим, проливаем кровь нашу за тебя. Ты же... приставил к шеям нашим своих телохранителей, которые из среды нашей вырывают братьев и кровных наших, чинят обиды, бьют, режут, давят, под конец и убивают». За устным выступлением последовала подача челобитной, скрепленной подписями ходатаев3.
Ответом явились разные кары — от смертной казни до наказания кнутом.
В начале октября 1567 г. Иван Грозный выступил во главе опричного отряда к Новгороду, являвшемуся базой для дальнейших военных действий во время Ливонской войны. Отсюда первоначально предполагалось идти с «земскими» полками к литовскому рубежу. По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы в Твери, Торжке. Погибло множество жителей, были уничтожены содержавшиеся там ливонские и литовские пленные. В январе 1570 г. начался погром в Новгороде, продолжавшийся больше месяца. По мнению разных ученых, во время этого погрома погибло от трех-четырех тыс. до 10—15 тыс. человек. Были ограблены новгородские церкви. В селах и деревнях Новгородской земли свирепствовали разбойничьи шайки опричников, опустошавшие и помещичьи усадьбы, и крестьянские дворы, убивавшие жителей, вывозившие насильно крестьян в свои поместья и вотчины.
Переломом в опричнине можно считать 1571 год, когда крымский хан Девлет-Гирей совершил набег на Москву и практически полностью ее сжег. Из-за того, что в тот период все войска подчинявшиеся царю были в Новгороде противостоять хану никто не смог. Бояре отказались выставлять свои войска для битвы с ханом. Царь и его опричники были вынуждены вернуться в Москву, и все силы были брошены на противостояние с Девлет-Гирей. Из-за этого временно пришлось отказаться от идеи опричнины, объединив свои и земские войска.
Постоянные набеги крымского ханства, продолжающаяся Ливонская война,
внутренние беспорядки, слабая обороноспособность заставило Ивана Грозного пересмотреть свою политику. И осенью 1572 года опричнина была отменена.
Итоги опричнины неоднозначны. С одной стороны значительное усиление самодержавной власти царя и сокращение влияния бояр на государственные дела, с другой сильный экономический упадок страны, разгром крупных боярских угодий, убийства и кровавые расправы.
И в заключение следует сказать, что изучение опричнины является крайне тяжелой, потому что практически не осталось реальных исторических документов той эпохи. Именно поэтому опричнину нельзя оценивать однозначно.
Список использованной литературы
-
Полное собрание русских летописей. Т. ХХХIV. Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. – М., 1978. -
Рассказы русских летописей XV-XVII веков. Перевод с древнерусского. М. 1976. -
Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Ч. 2. Дополнения к Никоновской летописи. Царственная книга. С. 392. Цит. по: Зарезин М. И. Последние Рюриковичи и закат Московской Руси. – М.: Вече, 2004 -
Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. С-Пб. 2018. -
Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки о России IX – начала XX в. – М.: Политиздат, 1991. -
Древняя Русь и Московское государство / Отв. ред. А. В. Лубский. – Ростов н/Д: Логос, 1999
1 Рассказы русских летописей XV-XVII веков. Перевод с древнерусского. М. 1976.С.128-129
2 См. тамже С.129
3 Полное собрание русских летописей. Т. ХХХIV. Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. – М., 1978. С. 190