Файл: Опричный террор причины, содержание, последствия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опричный террор: причины, содержание, последствия

Говоря об опричнине, в первую очередь следует отметить, что все правление Ивана IV Грозного носило неоднозначный характер, и эта личность до сих пор у историков вызывает интерес.

Фигура Ивана IV одна из самых значительных и сложных. Историки до сих пор не могут дать однозначную оценку правления этого царя. С одной стороны во время его правления произошло укрепление и централизация власти, была значительно увеличена территория страны. Но пути и методы достижения этих результатов были настолько жестоки и кровавы, что до сих вызывают споры.

Опричнина (1565-1572 гг.) – это событие рассматривается в истории достаточно кратко, но, тем не менее, оказало большое влияние, как на самого царя, так и на всю страну в целом.

Рассмотрим события и причины возникновения опричнины.

Одной из причин, которую выделяют историки, является смерть московского митрополита Макария (1563г.), который имел огромное влияние на царя, сдерживая его навязчивую идею о заговорах и изменах в стране. После смерти Макария его место занимает митрополит Афанасий. Он принимает сторону бояр недовольных правлением царя, тем самым усиливает идею Ивана IV о заговорах против него.

Еще одной причиной можно считать переход князя Курбского на служение в Литовское княжество. Помимо того, что он бросил армию, он забрал с собой многих военноначальников. Этот переход стал страшным ударом по самолюбию царя и окончательно убедил Ивана Грозного в том, что вокруг него одни предателя и заговорщики.

В результате Иван IV принимает решение упразднить независимость бояр, которые в тот период имели свои земли, армию и казну, а так же создать самодержавие.

Летом 1564 года Царь со всей семьей уезжает из Москвы. В летописи так описывают это событие: «подъем же его не таким был, как прежде того. Взял он с собой все святыни – иконы и кресты, златом и каменеим драгим украшенные, и сосуды и поставцы золотые и серебряные, и платья, и деньги. И всю казну повелел взять с собой…»1.

В это время в Москве остается митрополит Афанасий, бояре и все приказные люди. «Все же в недоумении и во унынии были из-за такого великого необычного подъема и шествия неведомо куда»2.

В начале 1565 года Иван Грозный присылает митрополиту Афанасию грамоту, в которой обвиняет бояр и приказных людей в истощение казны, в том, что имея свои земли, они не пополняли государеву казну. А также в этой грамоте Царь обвиняет духовенство и бояр в заговорах и государственных изменах. Вторая грамота была направлена «всем людям» и в ней говорилось о том, что «гнева на них и опалы никакой нет», что во всем виноваты бояре.


Вторая грамота вызвала у народа страх остаться без правителя и боязнь смут и междоусобных воин. Жители Москвы вынудили митрополита Афанасия и бояр отправиться в Александрову слободу, где в то время находился Царь, для того чтобы вернуть его в столицу.

Иван Грозный соглашается вернуться, но при одном условии: он получает безусловную власть казнить всех врагов государства и создать новый строй в стране.

Эта система получила название опричнина, которая выражалась в разделе всех земель на опричнину и земщину.

Слово «опричнина» употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова «опричь» - синонима слова «кроме». После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу великим князем, забиралось в казну, опричь (кроме) небольшого участка земли, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и назывался опричниной. При Иване Грозном опричниной стали называться – это земли, которые царь изымает в свое собственное (государственное) управление.

Земщина – это земли, которыми продолжают ведать бояре.

Для реализации этой цели был создан специальный отряд. Для опричников была введена особая форма: к шеям своих лошадей они должны были привязывать собачьи головы, а у колчана со стрелами — нечто вроде кисти или метлы в знак того, что опричники обязаны грызть, как собаки, «государевых изменников» и выметать «измену» из страны.

Зачисленным в опричнину полагалось иметь земли в опричных же уездах, а у земских, у тех, «которым не быти в опришнине», царь приказал забирать их поместья и давать взамен другие в земских, которые находились на окраинах. На содержание «особного двора» Иван IV выделял огромную территорию, почти все доходы, с которой шли в его «опричную» казну.

Взятые в опричнину земли можно разделить на категории. Во-первых, сравнительно небольшое число волостей в различных районах страны было взято на «царский обиход», для снабжения различными продуктами (солью, рыбой и др.), например, Старая Руса, Балахна и другие.

Во-вторых, была взята в опричнину основная часть поморских волостей (Двина с Холмогорами, Устюг с Солью-Вычегодской, Каргополь, Вологда, Вага). Эти земли имели большое торгово-промышленное значение.

В-третьих, опричнина была создана в условиях Ливонской войны. Этим и объясняется, что в состав опричных земель попали уезды, обращенные на западе и юго-западе к литовской границе (Можайск, Вязьма, Калуга, Козельск). Иван Грозный стремился создать себе здесь из числа местных дворян прочную опору для будущих решающих битв в Ливонской войне. Калуга сделалась уже вскоре опорным пунктом опричных войск.



Таким образом, в опричнину вошли земли с наиболее развитым уровнем удельно-княжеского землевладения и наиболее развитыми городами, т.е. лучшая половина страны.

В 1566 проходит Земской собор. Часть служилых людей, участников земского собора этого года, демонстративно обратилась к Грозному с просьбой прекратить «насилия» опричников. Более трехсот представителей земщины, в том числе и придворные царя, явились во дворец с протестом против бесчинств и злоупотреблений. «Все мы верно тебе служим, проливаем кровь нашу за тебя. Ты же... приставил к шеям нашим своих телохранителей, которые из среды нашей вырывают братьев и кровных наших, чинят обиды, бьют, режут, давят, под конец и убивают». За устным выступлением последовала подача челобитной, скрепленной подписями ходатаев3.

Ответом явились разные кары — от смертной казни до наказания кнутом.

В начале октября 1567 г. Иван Грозный выступил во главе опричного отряда к Новгороду, являвшемуся базой для дальнейших военных действий во время Ливонской войны. Отсюда первоначально предполагалось идти с «земскими» полками к литовскому рубежу. По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы в Твери, Торжке. Погибло множество жителей, были уничтожены содержавшиеся там ливонские и литовские пленные. В январе 1570 г. начался погром в Новгороде, продолжавшийся больше месяца. По мнению разных ученых, во время этого погрома погибло от трех-четырех тыс. до 10—15 тыс. человек. Были ограблены новгородские церкви. В селах и деревнях Новгородской земли свирепствовали разбойничьи шайки опричников, опустошавшие и помещичьи усадьбы, и крестьянские дворы, убивавшие жителей, вывозившие насильно крестьян в свои поместья и вотчины.

Переломом в опричнине можно считать 1571 год, когда крымский хан Девлет-Гирей совершил набег на Москву и практически полностью ее сжег. Из-за того, что в тот период все войска подчинявшиеся царю были в Новгороде противостоять хану никто не смог. Бояре отказались выставлять свои войска для битвы с ханом. Царь и его опричники были вынуждены вернуться в Москву, и все силы были брошены на противостояние с Девлет-Гирей. Из-за этого временно пришлось отказаться от идеи опричнины, объединив свои и земские войска.

Постоянные набеги крымского ханства, продолжающаяся Ливонская война,
внутренние беспорядки, слабая обороноспособность заставило Ивана Грозного пересмотреть свою политику. И осенью 1572 года опричнина была отменена.

Итоги опричнины неоднозначны. С одной стороны значительное усиление самодержавной власти царя и сокращение влияния бояр на государственные дела, с другой сильный экономический упадок страны, разгром крупных боярских угодий, убийства и кровавые расправы.

И в заключение следует сказать, что изучение опричнины является крайне тяжелой, потому что практически не осталось реальных исторических документов той эпохи. Именно поэтому опричнину нельзя оценивать однозначно.


Список использованной литературы

  1. Полное собрание русских летописей. Т. ХХХIV. Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. – М., 1978.

  2. Рассказы русских летописей XV-XVII веков. Перевод с древнерусского. М. 1976.

  3. Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Ч. 2. Дополнения к Никоновской летописи. Царственная книга. С. 392. Цит. по: Зарезин М. И. Последние Рюриковичи и закат Московской Руси. – М.: Вече, 2004

  4. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. С-Пб. 2018.

  5. Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки о России IX – начала XX в. – М.: Политиздат, 1991.

  6. Древняя Русь и Московское государство / Отв. ред. А. В. Лубский. – Ростов н/Д: Логос, 1999




1 Рассказы русских летописей XV-XVII веков. Перевод с древнерусского. М. 1976.С.128-129

2 См. тамже С.129

3 Полное собрание русских летописей. Т. ХХХIV. Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы. – М., 1978. С. 190