Файл: Программа среднего пофессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Экологические основы природопользования Практическое занятие 2.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа среднего пофессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Экологические основы природопользования

Практическое занятие 2

Выполнила:

Шалгина Татьяна Анатольевна

Преподаватель:

Чащинова Анна Вадимовна


Цель занятия: Обеспечение формирования у обучающихся умения ориентироваться в наиболее общих проблемах экологии и природопользования; приобретение обучающимися знаний об особенностях взаимодействия общества и природы, а также о принципах и методах рационального природопользования.

Задание 1.

Максимальное количество баллов — 8.

Цели экологического образования в интересах устойчивого развития Российской Федерации.

На сегодняшний момент вероятность экологической катастрофы имеет первостепенное значение, поэтому уделяется особое внимание экологическому образованию младших школьников. Начальная школа относится к звену в непрерывном экологическом образовании. Сейчас это занимает приоритетное место в педагогической теории и практике. Все это связывается с ухудшающейся экологической ситуацией на планете Земля.

Современная Россия переживает процесс формирования совершенно новой модели образования. Введение Федеральных стандартов третьего поколения различного уровня образования подтверждает это. И здесь огромную роль играет сам педагог, в том числе начального образования. И здесь экологическое образование в ее устойчивом развитии должно дать возможность формировать развивающее образование, которое будет направлено на комплексное развитие личности учащихся младшего школьного возраста на основе эколого-ориентированных нравственных ценностей. В результате российские ученые разработали концепцию экологического образования, цель которой состоит в том, чтобы создать условия для развития и самореализации субъектов образовательного процесса, определение экологически грамотного поведения на основании быстро меняющейся социоприродной среды в пределах экологической емкости естественных экосистем.

Актуальность проблемы заключается в том, что в последнее время все больше уделяется внимание по формированию знаний об экологии у младших школьников в ее устойчивом развитии на основании обострения проблем, носящих планетарный характер.


Таким образом, непрерывность образования является ведущим фактором развития образовательного пространства. Поэтому столь важна преемственность образования дошкольного, начальной школы и среднего звена.

В этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования.

Задание 2.

Максимальное количество баллов — 8.

Национальные проекты Российской Федерации 2019 – 2024 гг. — это новые комплексные разработки федерального масштаба, принятые в России в 2018 году, и реализуемые по трём направлениям:

1.Человеческий капитал.

2.Комфортная среда для жизни.

3.Экономический рост.

Цель национального проекта «Экология» — это кардинальное улучшение экологической обстановки на территории Российской Федерации и обеспечение её положительного влияния на оздоровление россиян. В данной многосторонней работе принимают участие органы государственной власти и органы местного управления, кураторы федеральных проектов, общественные организации и активные граждане.
Перечень наименований федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Экология»:

1. Федеральный проект «Чистая страна».

2. Федеральный проект «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».

3. Федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I – II классов опасности».

4. Федеральный проект «Чистый воздух».

5. Федеральный проект «Чистая вода».

6. Федеральный проект «Оздоровление Волги».

7. Федеральный проект «Сохранение озера Байкал».

8. Федеральный проект «Сохранение уникальных водных объектов».

9. Федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».

10. Федеральный проект «Сохранение лесов».

11. Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий».


Доля городского населения Российской Федерации, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %

94,5

94,5

94,9

95,5

96,5

97

99

Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод, км3 в год

3,17

3,17

2,98

2.58

2,38

1,58

1,05

Протяженность восстановленных водных объектов Нижней Волги, км2

28,7

32,0

159,2

230,0

304,7

442,8

600,0

Площадь восстановленных водных объектов, тыс. га

-

2,7

6,4

10,6

14,4

17,3

23,5

Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, тыс. км

-

1,5

3

4,5

6

7,5

9

Сокращение объемов сбросов загрязненных сточных вод в озеро Байкал и другие водные объекты Байкальской природной территории, %

100

96,8

90,2

85,6

81,0

76,4

71,8


Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее шт.

218

223

226

231

235

235

235

Увеличена площадь особо охраняемых природных территорий, на млн. га

1,3

3,0

3,5

4,0

4,5

5,0

5,0

Увеличение количества посетителей на особо охраняемых природных территориях тыс. человек

3571

4313

4913

5617

6203

6895

7891

Отношение площади лесовосcтановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, %

62,3

64,4

72,8

80,4

85,6

92,2

100

Ущерб от лесных пожаров по годам, млрд. руб.

32,3

20,5

18,0

17,0

16,0

15,0

12,5



Характеристика глобальной экологической проблемы «Сохранение лесов».

Россия – страна номер один по количеству лесов. Огромные запасы древесины предопределили экстенсивную модель использования лесных ресурсов, которая, к сожалению, продолжает доминировать. Но значение леса вовсе не ограничивается экономикой. Во-первых, бореальные леса отлично поглощают парниковые газы. Во-вторых, от состояния леса зависит климат, чистота воздуха и даже воды.

Создать условия для воспроизводства жизненно важных для планеты российских лесов призван федеральный проект «Сохранение лесов». По этому документу к 2024 году Россия должна обеспечить полный баланс между вырубленным и восстановленным лесом. Основной объем работ по лесовосстановлению возложен на предпринимателей – арендаторов лесных земель. Лесозаготовители должны компенсировать нанесенный природе ущерб, высадив столько же деревьев, сколько спилили.

К 2024 году объемы лесовосстановления в России должны достигнуть 1,5 млн га в год. Успех в восстановлении леса во многом зависит от количества и качества семян. В выращивании лесопосадочного материала участвуют семеноводческие центры по всей стране – в Тамбовской, Ленинградской и Архангельской областях, Крыму, Дагестане, Алтайском крае и т. д. Например, на Сахалине действуют семь лесных питомников, где выращивают 8,3 млн сеянцев ели и лиственницы. Еще четыре теплицы с объемом выращивания 800 тысяч сеянцев этих деревьев построят до конца года.

В 2019 году стартовала программа переоснащения парков лесных хозяйств специализированной техникой. Это самое масштабное обновление техники за счет федеральных средств за последние годы. Расширение парка позволило лесхозам увеличить скорость реакции на воспламенения в лесу. Ранее обнаружение очагов возгорания и незамедлительное реагирование помогают сохранить важное зеленое наследие России.

Федеральный проект направлен на сохранение национальных лесов в целях обеспечения комфортной и безопасной среды для жителей России. Предполагается борьба с обезлесением, воспроизводство лесного покрова на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений, вовлечение населения в мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.

Сроки реализации проекта 01.10.2018 – 31.12.2024.

Задание 3.

Максимальное количество баллов — 8.

Изучите предлагаемые далее информационные и тестовые материалы. По приведённой ниже тестовой методике рассчитайте собственный экологический след, а также подготовьте обстоятельный ответ на следующие вопросы:


Какие задачи вы как педагог поставите перед собой на внеклассном занятии по теме «Экологический след»?

Каким будет тематическое планирование и содержание урока?

В качестве итога подготовьте краткий конспект будущего занятия, на котором в обязательном порядке должны быть представлены предложенные далее материалы.

Определение понятия «экологический след»

Экологический след — это земельная площадь планеты, которая необходима для того, чтобы конкретный человек получил все необходимые ресурсы для создания тех вещей и услуг, которыми он пользуется на протяжении всей своей жизни.

Тест по проведению расчёта экологического следа жителя планеты Земля

1. Жильё:

1.2 Большая, просторная квартира +12

Полученные очки за первый вопрос разделите на то количество людей, которое живёт в вашей квартире или в вашем доме. 12:3=4

2. Использование энергии:

2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых,поэтому добавьте себе. +75

2.6 Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет –10. 4+75=79.79-10=69.

3. Транспорт:

3.7 В отпуск вы ехали на поезде, продолжительность — более 12 часов +20. 20+69=89.

4. Питание:

4.1 В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых вы сами готовите обед +2.

4.2 Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженые готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы +14. 89+2+14=105.

5. Использование воды и бумаги:

5.2 Вы принимаете ванну один или два раза в неделю +2.

5.3 Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4. 105+2+4=111.

6. Бытовые отходы:

6.1 Все мы создаём массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100. 111+100=211.

211:100=2,11 га.

Внеклассное занятие на тему: «Экологический след жителя планеты Земля».

Программные задачи:

1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей: - расширение и уточнение представлений детей о природе

- закрепление умения вести наблюдения.

2. Формировать понятие о себе как о жителе планета Земля, представления об экологических проблемах родного города.


3. Через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе, заложить основы экологического воспитания;

4. Закреплять умение отражать полученные знания через художественно- продуктивную деятельность.

5. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

6. Формирование представлений о взаимодействии живой и неживой природы. Рассказы о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных, растений.

7. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему и прекрасному, что нас окружает. Учить беречь, охранять и защищать природу.

Цель: закрепить понимание, что природа - это наш общий дом; - сформировать у детей представление о взаимодействии живой и неживой природы;

- подвести к пониманию того, что надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней общаться; - воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Развивающая среда:

Фея природы, мольберт, глобус; демонстрационный материал к беседам «Земля – наш дом», «О взаимодействии живой и неживой природы»; демонстрационный материал к игре «Правила поведения в природе»; круги красного, желтого, зеленого цветов для игры «Экологический светофор» ( на каждого ребенка); материал для практического задания оформления плаката «День Земли. Спасем нашу планету», семена и контейнеры с землей для посадки рассады цветов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня, 22 апреля – Всемирный день Земли. Его можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха - всего, что необходимо для жизни. Почему его назвали Всемирный?

Ответы детей.
Воспитатель: В разных странах мира отмечают этот праздник по-разному. Проводятся разные экологические акции. Жители города участвуют в его благоустройстве, озеленении: сажают молодые деревья, украшают клумбы красивыми цветами, отказываются от езды на машине и ездят на велосипеде. Когда космонавт Ю. Гагарин увидел Землю из космоса, он назвал ее голубой планетой. Так как 3/4 планеты Земля - вода. Скажите, где живет вода?

Ответы детей самостоятельно и с помощью воспитателя.

Воспитатель: 1/4 суши - это поля, леса, горы, пустыни. Земля – это наш общий дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Нужно беречь природу, сажать леса, подкармливать птиц, охранять животных. А для этого нужно знать природу.