Файл: Лекция 1 Основные понятия информационных систем Информационные технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 1 Основные понятия информационных систем
Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов (это алгоритмы работы с информацией для решения данных задач т. е это идеи того, что требуется делать с информацией)

Информационная система (ИС) — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию. Это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Примеры информационных систем: ИС регистратуры поликлиники, магазина, аптеки, почты, гостиницы, производства мебели, производства хлебобулочных изделий и.т.д

Для того, чтобы информационная система функционировала, должен быть оператор ИС (пользователь) – это гражданин, или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации содержащейся в ее базах данных

Виды и особенности информационных систем


По масштабности они подразделяются на следующие категории:

  1. Индивидуальные. Такие системы создаются только для одного человека. Они содержат вводимые самим пользователем персональные данные.

Например: блокнот или записная книжка.

  1. Коллективная. Эта система предназначена для небольшой группы людей. Вся информация, которую она содержит, может быть использована только ими.

  2. Корпоративная. Информационная система рассчитана как на мелкие, так и на крупные предприятия.

Классификация информационных систем

- по архитектуре


По степени распределённости отличают:

  • настольные (desktop), или локальные ИС, в которых все компоненты (БД, СУБД, клиентские приложения) находятся на одном компьютере;

  • распределённые (distributed) ИС, в которых компоненты распределены по нескольким компьютерам.

Распределённые ИС, в свою очередь, разделяют на:

  • файл-серверные ИС (ИС с архитектурой «файл-сервер»);

  • клиент-серверные ИС (ИС с архитектурой «клиент-сервер»).

В файл-серверных ИС база данных находится на файловом сервере, а СУБД и клиентские приложения находятся на рабочих станциях.

В клиент-серверных ИС база данных и СУБД находятся на сервере, а на рабочих станциях находятся только клиентские приложения.

Клиент-серверные ИС разделяют на двухзвенныеи многозвенные.

В двухзвенных (англ. two-tier) ИС всего два типа «звеньев»: сервер базы данных, на котором находятся БД и СУБД (back-end), и рабочие станции, на которых находятся клиентские приложения (front-end). Клиентские приложения обращаются к СУБД напрямую.

В многозвенных (англ. multi-tier) ИС добавляются промежуточные «звенья»: серверы приложений (application servers). Пользовательские клиентские приложения не обращаются к СУБД напрямую, они взаимодействуют с промежуточными звеньями. Типичный пример применения трёхзвенной архитектуры — современные веб-приложения, использующие базы данных. В таких приложениях помимо звена СУБД и клиентского звена, выполняющегося в веб-браузере, имеется как минимум одно промежуточное звено — веб-сервер с соответствующим серверным программным обеспечением.

- по степени автоматизации

По степени автоматизации ИС делятся на:

  • автоматизированные: информационные системы, в которых автоматизация может быть неполной (то есть требуется постоянное вмешательство персонала);

  • автоматические: информационные системы, в которых автоматизация является полной, то есть вмешательство персонала не требуется или требуется только эпизодически.

- по характеру обработки данных

По характеру обработки данных ИС делятся на:

  • информационно-справочные, или информационно-поисковые ИС, в которых нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации в удобном виде;

  • ИС обработки данных, или решающие ИС, в которых данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам в первую очередь относят автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений.


- по сфере применения

  • Экономическая информационная система — информационная система, предназначенная для выполнения функций управления на предприятии.

  • Медицинская информационная система — информационная система, предназначенная для использования в лечебном или лечебно-профилактическом учреждении.

  • Географическая информационная система — информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных (пространственных данных)

- по охвату задач (масштабности)

  • Персональная ИС предназначена для решения некоторого круга задач одного человека. Среди локальных СУБД наиболее известными являются Clarion, Clipper, d Base, Microsoft Access и др

  • Групповая ИС ориентирована на коллективное использование информации членами рабочей группы или подразделения. Среди них наиболее известны такие серверы баз данных, как Oracle, Microsoft SQL Server, Inter Base, Sybase и др.

  • Корпоративная ИС.  Они ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. В основном они имеют иерархическую структуру из нескольких уровней. Для таких систем характерна архитектура клиент-сервер со специализацией серверов или же многоуровневая архитектура. В крупных информационных системах наибольшее распространение получили серверы Oracle, DB2 и Microsoft Server.


Контрольные вопросы

  1. Понятие информационной системы. Пример ИС.
  2. Виды и особенности информационных систем

  3. Классификация информационных систем?

  4. Перечислите основные задачи, решаемые с помощью ИС.



Для сам раб.

1. Подготовить доклад.

Темы для рефератов

  1. Информационные системы в электронных платежных системах.

  2. Корпоративные информационные системы.

  3. Интрасети как инфраструктура организации.

  4. Информационной обеспечение и механизм работы электронных денег.

  5. Информационно обеспечение предприятия.

  6. Информационные системы в автоматизации банковской деятельности.

  7. Системы автоматизации валютных операций.

  8. Системы автоматизации бухгалтерского учета.

  9. Информационные системы в управленческих средах.

  10. Интеллектуальные системы и технологии в экономике.

  11. Использование компьютерных программ для анализа финансового состояния организации.

  12. Информационные системы в бухгалтерии.

  13. Информационные системы в маркетинге.

  14. Использование информационных систем в бизнес - проектировании.

  15. Использование информационных систем в инвестиционном проектировании.

  16. Информационные системы в дистанционном обучении.

  17. Информационные системы при аттестации персонала.

  18. Информационные системы в работе законодательных органов

  19. Использование информационных систем в управлении персоналом.

  20. Информационные системы и базы данных для коммерческих предприятий.

  21. Правовые автоматизирование информационные системы.

  22. Правовые информационные системы для нужд судебной практики.

  23. Информационные системы в юриспруденции.

  24. Использование компьютерных технологий в деятельности органов внутренних дел.

  25. Инфрмационные системы в налоговой службе.

  26. Информационные системы в социальной сфере

  27. Использование информационных систем при оценке психологического состояния человека.

  28. Использование программных систем в обучении детей дошкольного возраста.

  29. Использование программных информационных систем в обучении детей школьного возраста.

  30. Информационные системы в работе с трудными подростками.

  31. Информационные системы в дошкольном образовании.

  32. Информационные системы в образовательном процессе средней школы.

  33. Интеллектуализация информационных систем социального назначения. 

  34. Информационные системы в сфере социальной защиты населения.

  35. Информационные системы в сфере социального страхования граждан.

  36. Информационные таможенные системы

  37. Информационная система расследования, надзора, предупреждения криминальных событий.

  38. Информационные системы в медицине. Чмутов