Файл: урока тема урока, страницы учебника, цельурока характеристика учебной деятельности учащихся 19.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МУЗЫКАНТОВ

1 КЛАСС, 3 ЧЕТВЕРТЬ


УРОКА

ТЕМА УРОКА, СТРАНИЦЫ УЧЕБНИКА, ЦЕЛЬУРОКА

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


19


Тема: В гостях у народных музыкантов.
Учебник стр.70-71.
Цель: развитие у детей интереса к народнй музыке как части традиционной российской культуры
(Т.И.Бакланова программа стр.101)


Основы музыкальных знаний. Народные музыканты – скоморохи. Народные музыкальные ин­струменты: рожок, гусли, балалайка, гармонь и др.

Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: песни-за­гадки о народных инструментах: “Балалайка”, “Гармонь”, “Рожок” (муз. В.Агофонникова, сл. З.Петровой).

Элементарное музицирование: музыкальная игра-загадка “Кто на чем играет?” (музыкальные инструменты: ложки, треугольник, бубен и др. народные музыкальные инструменты).

Ритмическое сопровождение скоморошьей пляски. Длинные и короткие звуки. Пауза.

Слушание музыки. Пьеса «Веселые скоморохи» П. И. Петровского. Определение характера музыки, темпа, динамики, характеристика героев пьесы. Звучание различных народных музыкальных инструментов.

Арт-терапевтическая деятельность. Упражнение: “Курочка-рябушечка”




п/п

Дата

Количество часов

Тип

урока

Планируемые результаты

Форма организации познаватель-ной деятельности

Формы контроля

Организация самостоятель- ной деятельности

Наглядность,

ИКТ

Предметные

Личностные

Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

знать

уметь

3 ЧЕТВЕРТЬ: НА РОДНЫХ ПРОСТОРАХ 7 ЧАСОВ

19.






Урок-творчество

Комплексное применение знаний

Народная музыка. Скоморошье искусство. Народные инструментыДолгие и короткие звуки.

Стараться передавать в собственном исполнении (пение, муз.-пластическое движение, импровиза- ция) характер и развитие различных муз. образов Понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей и чувств.

Положительно относиться к муз. творчеству.

Осознавать свою принадлежность к народу, чувство- вать уважение и любовь к народной песне, народн. муз. культуре России

Р. Выполнять муз.-творческие задания по и муз. нструкции учителя, по заданным правилам.

П. Находить нужную информацию на страницах учебника. Характеризовать героев муз.пьес.

К. Рассказывать о содержании прослушанных произведений, своих муз. впечатлениях и реакциях на музыку. Участвовать в коллективном обсуждении

Индивидуаль- ная, групповая, фронтальная и коллективная работа

Внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль

Пластическое изображение курочки и сороки под музыку. Работа с учебником. Игра «песни- загадки» о нар. инструментах

Учебник, презентация, треугольник, бубны и ложки. Для «Сороки»- муз. лесенка. Для курочки- шапочка. Образец для заполнения и раскрашивания


План урока.



Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся и формируемые УУД (предметные, личностные и метопредметные)

1

Организационный момент


Проверка готовности класса к уроку

Музыкальное приветствие учащихся (внимание на чистоту интонации, унисон и некрикливость пения)


Проверка своей готовности к уроку

Музыкальное приветствие учителя (внимание на собственное плавное звуковедение, ясность звучания собственного голоса)
*Л..Внимательное отошение к музыке, как к живому образному искусству

*М. Выполнение муз.-творческих заданий по и муз. инструкции учителя, по заданным правилам. Внесение корректив в свою работу (рег.)

2

Моделирование проблемной ситуации:

Работа с музыкальной картой учебника на стр.62-63:

А)Проговаривается тема четверти и маршрут, по кот. идет движение

Всюду музыка звучит

На родных просторах.

Народ танцует и поет

В городах и селах

О чем поет народ? (о том как он любит свою родину, те места в кот. живет, природу кот. его окружает, людей) – исполнение 1куплета «У моей России…» с солистами

Б)Почему люди говорят в песне – душа народа?


Работа с учебником на стр.62-63:

Хоровое прочтение четверостишья и ответ на вопрос учителя.
Вок.-хоровая работа: образное исполнение 1куплета песни (внимание на напевность и светлый звук).
Ответы а вопросы учителя

*Пр. Узнавать на слух, называть и исполнять вокальные произведения основной части программы. Владеть первоначальными певческими навыками, исполнять песню в удобном диапазоне

*Л. Осознание своей принадлежности к народу, чувство уважения и любви к народной песне, народной муз. культуре России

*М. Выполнение муз.-творческих заданий по и муз. инструкции учителя, по заданным правилам. Внесение корректив в свою работу (рег.)


3

Постановка цели и задач урока


Обеспечение мотивации учения, включение в совместную деятельность учащихся по определению целей урока:

Следующая остановка на карте учебника называется «В гостях у народных музыкантов»

О чем хочется узнать на этой остановке?
Как переход-«а помогут в сегодняшнем нашем путешествии вот эти смешные и странные люди. Как их можно назвать?»


Знакомство с темой урока и постановка целей:

Узнать кто такие народные музыканты и раз уж на партах лежат ударные инструменты, то поиграть на них и узнать какие еще инструменты можно назвать народными

*Л.Обеспечение мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности

*М. «Читать» условные знаки, данные в учебнике (позн.). Участвовать в коллективном обсуждении (коммун.)

4

Актуализация и пробное учебное действие

Задание: вставить нужные буквы в окошечки, чтобы получилось слово СКОМОРОХИ. Проверить правильность написания слова друг у друга.
Обобщение музыкально-слуховых представлений о народных музыкантах, их месте и роли в древнерусском обществе . Стимулирование познавательной деятельности учащихся, просмотр 2 и 3 слайдов презентации, на кот. даются изображения скоморохов и выражается отношение народа к этим артистам и музыкантам.
Организация диалога с обучающимися:

Как народ называл еще скоморохов? (слайд2 веселые люди, игрецы, плясцы, гусельники) Почему?

Выдвижение аргументов к теме.

Выполнение задания на листочках, проверка правильности выполнения задания соседом по парте.

Ответы на поставленные учителем вопросы.

*Пр. Связь художественно-образного содержания муз.произве- дений с конкретными явлениями окружающего мира.

*М. Оценивать муз.образы людей, по критериям красоты, доброты, справедливости и т.д.(рег.)




Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта.

Формулировка наводящих и проблемных вопросов для

раскрытия содержания музыкальной деятельности скоморохов Творческие задания:

Веселые люди (яркий наряд, широкие жесты, раскрашенное лицо, звучащие и гремящие предметы в руках – посмотреть на картинку и придумать, выбрать цвета, которыми дети дома будут раскрашивать скоморохов)

Игрецы (видеофрагмент выступления Какая музыка сопровождает, какие голоса и жесты?) – игра «Курочка-рябушечка»(внимание на эмоциональную окраску голоса и жесты

Плясцы(перед просмотром танца скоморохов объяснение, как будет осуществляться ритмическое сопровождение фрагмента, с помощью долгих и коротких звуков, рисунок на доске показывается в виде забора)

Гусельники (часто на праздниках скоморохи появлялись с небольшими гусельками в руках)

что дети знают о гуслях? Учебник на стр.122 - чтение

на стр.71 Виктор Михайлович Васнецов изображает певцов-сказителей, гусляров- они играют на гуслях размеренно, чинно, стройно, не спеша.

Послушать музыку и определить кого рисует музыкой дуэт: гусляров Васнецова или наших знакомых скоморохов?

Скоморохи дурачатся и смешат, музыка тоже заводная и шустрая.

Кроме гуслей народные музыканты веселили народ с помощью таких инструментов…(гармонь, балалайка, рожок)- слайды


Учащиеся делают сравнительный анализ, размышляют, высказывают свои умозаключения, вслушиваются в разнохарактерные муз. интонации, исполняют их на воображаемых инструментах, сопровождают музыку ритмическим аккомпаниментом на ложках и бубнах.

Слушают произведения, сравнивают характер и средства выразительности. Обсуждение муз.средств выразительности предлагаемых фрагментов
*Л..Внимательное отношение к музыке, как к живому образному искусству. Мотивация познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности.

*М. Выполнение муз.-творческих заданий по и муз. инструкции учителя, по заданным правилам. Внесение корректив в свою работу. Использование приемов игры на ударных инструментах (рег.)

*Пр.Участвуют в коллективно- исполнительской деятельности, выразительное движение под музыку. Выражение своих музыкальных впечатлений средствами изобразительного искусства.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.



Организация работы закрепления знаний в игре-загадке. Создание атмосферы успешности усвоенного материала в деятельности учащихся.

1. В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?

(Гармонь)
2.Вышел в поле пастушок,

Заиграл его...

(Рожок)
3.Три струны, играет звонко

Инструмент тот — «треуголка».

Поскорее узнавай-ка,

Что же это?

(Балалайка)


Рефлексия. Осуществление самопроверки по эталону в игровой деятельности, оценка своей работы.

Осуществление самооценки собственной деятельности.
*Пр. Овладение первоначальными певческими навыками, исполнение песни в удобном диапазоне

*М. Выполнение муз.-творческих заданий по и муз. инструкции учителя, по заданным правилам. Внесение корректив в свою работу. Использование приемов игры на ударных инструментах (рег.)


7

Домашнее задание



Объяснить суть выполнения домашнего задания. Выбрать для раскрашивания скоморохов такие цвета, чтобы образ их был веселым и задорным

Раскрасить скоморохов. Дорисовать для них инструменты