Файл: В качестве задач перинатальной психологии можно выделить следующие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перинатальная психология - новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь личности. Перинатальная психология фактически является одним из первых, этапов исследования личности посвященных изучению роли генетических и врожденных факторов в формировании психологических особенностей человека.

Ей принадлежит особая роль в получении достоверных данных о психическом, эмоциональном, интеллектуальном развитии ребенка во время беременности и родов с целью практического применения этих знаний для получения поколения людей с лучшими качествами: более психически и физически здорового, умного, уверенного в себе, наполненного любовью к миру и окружающим, легко адаптирующимся в социальной среде, отвергающего насилие, бережно относящегося к природе.

В качестве задач перинатальной психологии можно выделить следующие:

n Выявление и научное объяснение тонких механизмов психической жизни человека в пренатальной фазе и процесс восприятия информации от матери и окружающего мира, закрепления этой информации в памяти неродившегося ребенка.

n Обнаружение, а при необходимости и устранение психологических, социальных, биологических помех, нарушающих развитие ребенка, что позволит предупреждать пре- и перинатально обусловленную дисгармонию личности.

n Разработка и научное обоснование технологии по дородовой охране матери и ребенка для первичной профилактики психических и психосоматических расстройств и заболеваний.

Перинатальная психология соприкасается с такими смежными областями знаний как медицина, генетика, эмбриология, валеология, акушерство, нейроэндокринология, психиатрия, психоанализ, философия, религия, этика.

Вопросы ставящиеся в рамках перинатальной психологии важны как для практической психотерапии , так и для теоретических исследований личности, природы сознания, антропологии. В самом деле есть два момента в жизни человека самых таинственных и непонятных, выводящих нас в сферы трансцендентного и мистического, в области опыта, где нас не могут удовлетворить лишь наукообразные объяснения процесса деления клеток или распада органической материи : рождение и смерть.


Две точки перехода между бытием и небытием. Детский вопрос: ”где я был когда меня не было?”, вероятно, не так уж наивен, эта смелая попытка приблизиться к основам человеческой жизни, которые будоражат умы философов и исследователей.

Являются ли эти вопросы познаваемыми, и какими методами может воспользоваться исследователь? Однозначно, что ответ не может быть получен в рамках строгого сциентисткого исследования . Об этом же свидетельствует и то, что вопросы перинатальной психологии впервые стали обсуждаться в рамках гуманитарных наук и среди практикующих психотерапевтов.

Невзирая на то что сегодня еще не существует целостной модели пренатального развития, очевидно, что развивающаяся перинатальная психология приведет к пересмотру сложившегося взгляда на беременную женщину, развивающийся плод и родовой процесс, Окажет существенное воздействие на ведение беременности, технологию родовспоможения, отношение к неродившемуся ребенку и новорожденному

4. Исторические корни перинатальной психологии.

Современная пренатальная психологии находиться в самом начале своего становления как целостной области знаний и черпает свои основания из четырех различных источников: из спонтанного мировозрения (уходящего своими корнями в мифологические представления о душе ребенка, древние ритуалы и поверья , существующие сегодня в качестве архитипов коллективного бессознательного), из обобщений автономно возникающих в самой пренатальной практике и практике современной психотерапии; из теорий беременности и внутриутробного развития человека, основанных на фактологии эмпирико-аналитических наук; феноменологии беременности, полученной средствами гуманитарных наук.

Некоторые вехи развития перинатальной психологии:

n 1971 году в Вене ученик З. Фрейда J H Graber, организовал Общество Пре- и Перинатальной Психологии .

n В 1982 году во Франции создана Национальная Ассоциация Пренатального Воспитания.

n В 1983 году в Торонто состоялся Первый Американский Конгресс по пре- и перинатальному воспитанию.

Подобные организации продолжают возникать и развиваться в разных странах. В последнии годы активность исследователей, занимающихся подобной проблематикой, увеличивается. Только в 1996 году состоялись следующие крупные международные конференции, посвященные вопросам перинатологии: в январе в Монако, в мае в Страсбурге, в июле в Тампере.


n 20 -22 марта 1997 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция “Перинатальная психология и родовспоможение”, на которой было принято решение о создании Межрегиональной Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины России .

Представления о душе ребенка в мифологическом сознании и мировых религиях

Перинатальная психология прошла длинный путь накопления необычных и удивительных наблюдений, фактов, представленных в виде мифов, традиций ритуалов в древних культурах.

Если рассмотреть культурные традиции всех народов в отношении самых маленьких членов сообщества то можно выделить нечто общее: представления о мудрости и силе души, вселившейся в тело женщины и достаточно подробную схему социализации ребенка, начинающуюся в ритуализированном виде еще до рождения.

В древних текстах в образной мифологической форме описывается путь, проходимый ребенком от зачатия до рождения; подчеркивается что этот путь является очень важным опытом, ресурсом знаний необходимых для последующей жизни в обществе; утверждается , что новорожденный младенец ничуть не отличается от взрослых по своей способности осознавать все происходящее, только осознает он это другим способом, более совершенным. Ребенок хранитель тайны бытия, он близок к предкам, к миру умерших. Известно выражение из Торы: “когда ребенок рождается Бог накладывает печать на его уста”.

К ребенку не относились как к существу не осознающему, примитивному по сравнению со взрослыми, напротив, он рассматривался как существо высокоразвитое, пришедшее на землю с определенной миссией. для которого важны не только физиологические условия существования, но и духовные процессы в его окружении, Об этом свидетельствует достаточно широко распространенный мифологический сюжет о рождении ребенка наделенного качествами необходимыми его народу в данный период развития.

Существовал целый слой культуры, который можно назвать перинатальной культурой, регламентирующий отношение к беременной женщине и ребенку в ее утробе. Считалось, что в период беременности женщина приближалась к миру духов, становилась более просветленной и возвышенной, в этом проявлялось влияние вселившейся в нее души. Беременную почитали как человека наделенного особым статусом в сообществе
, к ней водили молоденьких девушек, чтобы и их коснулась благодать снизошедшая на нее.

Большой почет и уважение, которым пользовалась беременная проявлялись еще и в том, что каждому ее чувству, действию, фантазии предписывался определенный смысл. Ее жизнь была строго регламентирована ритуалами и обрядами, исполнена значимостью Древние традиции показывают нам, что духовно-эмоциональные аспекты материнства считались важными не только после рождения ребенка, но и в период его вынашивания.

В традиционных культурах беременность и рождение всегда рассматривались как события сакральные, определяющие всю последующую жизнь человека. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом , которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для развитияи жизни. Роды всегда проходили в специально выбранном и приготовленном для этого месте, что, безусловно, ставило это событие вне контекста обыденной жизни, кроме того существовали различные ритуалы направленные на общение с ребенком.

Например в Китае отец должени был пройти церемонию знакомства с малышом, рассказать ему о себе, поблагодарить за то, что был выбран в качестве родителя. В древней Индии беременной женщине предписывались занятия искусствами, духовными упражнениями, созерцанием красивых видов природы. Считалось, что при таких условиях формирование внутреннего мира ребенка, его души идет наиболее благоприятным образом.

Таким образом, включенность перинатального периода в общий контекст жизни естественно являлась источником знаний о важности этого периода в формировании будущего взрослого.

Накопление знаний о перинатальном развитии в медицине и физиологии.

Постепенно с усилением роли науки описанные выше представления были признаны атовизмами не заслуживающими внимания серьезного исследователя, а изучение беременности, родов и внутриутробного младенца было сведено к изучению физиологических процессов, соответствующих данным периодам.

Данный подход нашел свое отражение и в психологической науке, признававшей важность первых лет жизни в формировании личности человека, но рассматривающей сознание новорожденного ребенка как чистый лист бумаги, на который только с началом внеутробной жизни начинают наноситься первые записи. Однако, факты накопленные как медициной так и психологией привели к пересмотру ранее сложившейся точки зрения и созданию ряда новых направлений в исследовании перинатального периода.


В психологии это микропсихоанализ и трансперсональная психология, в медицине ряд новых исследований эндокринных и психических процессов плода. В 1985 году Н.Л. Гармашова и Н,Н, Константинова отмечали , что выделение перинатальной медицины в отдельную дисциплину стало возможным благодаря большим успехам в области физиологии , изучения внутриутробного развития и многим новым методам исследования плодов и новорожденных детей.

Этим было обусловленно то, что из выделенных в 1989 году G. Schusser основных направлений перинатологии (биохимическое, эндокринологическое, генетическое, психологическое, социологическое и др.) в нашей стране наибольшее развитие получили физиологическое и патофизиологическое. Исследований же касающихся развития психических функций будущего ребенка и психичеких особенностей беременных было сравнительно немного. При этом они имели существенный недостаток: плод и беременная исследовались как бы изолированно друг от друга.

Развитие пренатальной физиологии как эмпирико-аналитической науки характеризуется следующими достижениями: признание объективности эмбриональной психики (Т. Верни “ Тайная жизнь ребенка до рождения”).

Были обнаружены разнообразные способности внутриутробного человека, установлена опосредующая роль внутреннего мира матери в тех изменениях, которые внешняя среда оказывает на плод, доказаны связи между эмоциями беременных и постнатальным развитием младенца (Rottmann), сформулированна теория первичных адаптивных систем и описаны нейрогуморальные механизмы, преобразующие материнские эмоции в факторы воздействия на плод, как обучающие так и травмирующие (Odent) .

Следует сказать, в данной модели считается, что наибольшее значение для развития психики ребенка имеют генетические и внешние факторы опосредованные психикой матери.

Современные теории внутриутробного психического развития.

В рамках современной психологии можно выделить ряд направлений выводящих начало личностной истории из внутриутробного периода развития и занятых как практическими исследованиями в этой области так и теоретическими построениями. К таковым можно отнести Трансперсональную психологию, (С.Гроф), Микропсихоанализ (С. Фанти) и Дианетику (направление созданное Р.Хабардом.)

Трансперсональная психология рассматривает процесс течения беременности и родов как ключевой в формировании психики и сознания человека, где события перинатального периода рассматриваются не как биологические, а как “ экзистенциальный кризис невероятного размаха “ и проявляется этот опыт в четырех типичных патернах переживаний соответствующих клиническим стадиям биологического рождения - перинатальных матрицах.