Файл: Этапы становления российской государственности и особенности социальноэкономического развития с ix в до 1801 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа 1.
Этапы становления российской государственности и особенности социально-экономического развития с IX в – до 1801 г.
1.Народы и дневнейшие государства на территории России. Восточные славяне и образование Древнерусского государства.
История России уходит в глубокую древность. На территории нашей страны в древние времена проживали различные этносы и народы. Взаимоотношения с ними влияли на формирование русского народа, его характера, социального строя, ремесла и производства. О племенах и народах, обитавших на Восточно-Европейской равнине в древности, мы можем судить по археологическим памятникам, по этнографическим исследованиям, по топонимике (по дошедшим до нас географическим названиям), по сохранившимся письменным источникам.
1. Первые обитатели периода бронзового века – киммерийцы. О них известно из сочинений древнегреческих историков, клинописных текстов Древнего Востока и Библии. По свидетельству Геродота это был сильный союз племен, заселявших степи северного Причерноморья и Крым. Принадлежали, скорее всего, к адыго-абхазской языковой группе.
2. С VII в. до н.э. началась греческая колонизация Северного и Восточного Причерноморья. Древние греки основывали свои города и колонии в устьях рек, на побережье, в бухтах. Греческие города в Крыму – Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей, Фанагрия – это центры торговли. Около 480 г. до н.э. греческие колонии на Керченском и Таманском полуострове объединяются в Боспорское царство со столицей Пантикапей (Керчь). Царство стало важнейшим экспортером в Грецию и Малую Азию хлеба, рыбы, скота, рабов. Период расцвета греческих городов приходится на IV – III вв. до н.э. Многочисленные остатки их материальной культуры, сохранились в Эрмитаже.
3. Среди народов, населявших Причерноморские степи, особое место историки отводят скифам. Они пришли из Азии, расселились на берегах Черного моря, позднее заняли Среднее и Южное Приднепровье, Нижний Дон, Кубань и Тамань. У них было развито скотоводство, земледелие и ремесло. Торговали с греками. От них до нас дошли погребальные памятники – скифские курганы. По антропологическому типу принадлежали не к азиатскому типу (как долго считали), а к европейской группе. А. Блок в поэме «Скифы» ошибочно называл их: «азиаты с раскосыми и жадными очами».
4. К началу новой эры в Южной Руси появляются сарматы – непримиримые соперники скифов. О них известно очень мало, кроме того, что в войне со скифами победили и заняли их земли. По языку принадлежали к иранской группе. Позднее уступили место другим пришлым племенам. Их потомками этнографы считают современных осетин.
5. Примерно в одно время с сарматами в Южнорусские степи из Прибалтики пришло германское племя готов. В IV в. н.э. вождь готов образовывает первое исторически известное государство, основанное европейскими племенами. В его состав входили и некоторые народы Восточной Европы – эсты, мери, мордва, венеды (так в начале нашей эры называли славян). Государство просуществовало недолго и пало под ударами гуннов.
6. Массовое передвижение гуннов с востока на запад в IV в. н.э. дало толчок так называемому Великому переселению народов. Они кочевали между Волгой и Дунаем. Образовали обширное, но непрочное государство. Наибольшее могущество достигли при Аттиле. Ворвались в Европу. После его смерти из-за междоусобиц и восстаний подчиненных народов государство распалось, а сами гунны были отброшены за Днепр. В памяти европейских народов остались «племенем, превосходящим всякую меру дикости».
7. В VI в. из Азии пришла новая волна кочевников – авары. Они заняли южные области восточных славян. Совершали набеги на Византию, на германские племена. В начале Х в. были покорены венграми и исчезли с исторической сцены. По-другому их называли «обры». Русский летописец с удовлетворением записал, что вскоре авары «погибоша вся», а на Руси стали говорить «погибоша яка обре».
8. Хазары. «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Только это и знаем о них? Они приходят в VII в. также из Азии. Кочевые племена. Образуют самое крупное государство того времени в Восточной Европе – Хазарский каганат (включавший Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийскую область). Одна из могущественнейших держав. На несколько столетий – опасный сосед восточных славян. В Х в. каганат разгромлен русской ратью. С его падением движение народов с Востока усиливается. В южнорусских степях появились новые азиатские народы: печенеги, половцы, а позднее татары.
Так последовательно в продолжение почти целого тысячелетия Азия посылала на Европу одно кочевое племя за другим. Кочевники держались черноморских степей, не заходя на север, в лесные пространства. Восточные славяне в течение многих веков вели с кочевниками постоянные войны.
Восточные славяне. Образование Древнерусского государства
Восточные славяне в VI—IX вв. В VI в. славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени — Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... У тех и других один и тот же язык... И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же».
Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытно-общинного строя.
На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями Киев. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V—VI вв. н. э.
Территория восточных славян (VI—IX вв.). Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.
В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками.. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали 120—150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40—60 км в поперечнике).
Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения — височные кольца и т. п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.
Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки,— потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам — радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).
Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования— земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Роси и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.
Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке, от впадения реки Белой в Каму до Средней Волги, располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII—IX вв. занимали мадьяры (венгры) — финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя.
Путь «из варяг в греки». Великий водный путь «из варяг в греки» был своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов — в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьгра-да). Наиболее развитые земли славянского мира — Новгород и Киев — контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В. О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, так как путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».
Хозяйство славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы — квадрантала (26,26 л), называвшегося на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 г.
Община. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).
К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.