Файл: 2 (2 часа). Межкультурные, этнокультурные и гендерные аспекты делового взаимодействия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Институт нефтегазового бизнеса


Кафедра «Социальные и политические коммуникации»

Практическое занятие №2

Межкультурные, этнокультурные и гендерные аспекты делового взаимодействия

по дисциплине «Технологии делового взаимодействия»

Студент гр. БАЭз-22-01 Мусин Ш.Р.
(подпись, дата)
Доцент Гайсина Л.М.
(подпись, дата)

Уфа 2023

Тема 2 (2 часа). Межкультурные, этнокультурные и гендерные аспекты делового взаимодействия

План семинарского занятия

1. Межкультурная коммуникация: понятие, уровни и формы.

2. Ошибки в межкультурном деловом общении. Анализ проблемных ситуаций в межкультурном общении; анализ критических инцидентов.

3. Взаимосвязь национальной ментальности и некоторых особенностей корпоративной культуры в разных странах (на выбор).

4. Роль межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности.

5. Особенности работы в полиэтнической и поликультурной команде.

6. Кросскультурный менеджмент: задачи и проблемы.

7. Проявления вежливости в поликультурной среде.

8. Проблемы взаимодействия культур.

9. Этническое разнообразие культурных характеристик социальных групп.

1. Межкультурная коммуникация: понятие, уровни и формы.

Межкультурная коммуникация — это связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации (в том числе язык, речь, письменность, электронную коммуникацию).
Формы межкультурной коммуникации

Выделяют четыре основные формы межкультурной коммуникации — прямую, косвенную, опосредованную и непосредственную.

При прямой коммуникации информация адресована отправителем непосредственно получателю и может осуществляться как в устной форме, так и в письменной. При этом наибольший эффект достигается посредством устной речи, сочетающей вербальные и невербальные средства.


В косвенной коммуникации, которая носит преимущественно односторонний характер, информационными источниками являются произведения литературы и искусства, сообщения радио, телевизионные передачи, публикации в газетах и журналах и т.п.

Опосредованная и непосредственная формы коммуникации различаются наличием или отсутствием промежуточного звена, выступающего в роли посредника между партнерами. В качестве посредника может выступать человек, техническое средство. Коммуникация, опосредованная техническими средствами, может оставаться прямой (разговор по телефону, переписка по электронной почте), но при этом исключается возможность использования невербальных средств.

Уровни межкультурной коммуникации изображены на рисунке 1.


Рисунок 1 – Уровни межкультурной коммуникации

2. Ошибки в межкультурном деловом общении. Анализ проблемных ситуаций в межкультурном общении; анализ критических инцидентов.
Типичными ошибками в деловом общении являются:

1)Скрещенные руки и ноги. Это показывает закрытость, и собеседник будет ощущать чувство отторжения, даже если вы положительно настроены на диалог и при этом улыбаетесь.

2)Отворачиваясь и не наклоняясь к собеседнику, может показать вашу незаинтересованность к диалогу и вызовет дискомфорт у слушающего.

3)Слабость рукопожатия может показать слабость и неуверенность, а чересчур сильное - доминирование. Оно должно быть крепким и уверенным.

4)Слишком долгий взгляд на собеседника может быть принят за агрессию. Лучше всего отводить его на несколько секунд в сторону, это принимается за уверенность.

5)Излишняя жестикуляция неуместна в деловом общении и может вызвать ощущение того, что человек что-то недоговаривает. Открытые позы, разведённые в сторону руки располагают к диалогу.

3. Взаимосвязь национальной ментальности и некоторых особенностей корпоративной культуры в разных странах (на выбор).

США. Существует общепризнанное мнение о так называемой пресловутой демократичности американской корпоративной куль­туры. Смеем заверить, что это не совсем так. Демократия в дан­ном контексте выражается в открытости и возможности прямого высказывания своей точки зрения, свободного обсуждения идей. Однако в данном случае упор делается на прагматическую состав­ляющую, практическое воплощение идеи. При этом большинство американских учреждений имеют четкую управленческую струк­туру, иерархичность, субординацию. Нередко можно наблюдать авторитарный стиль коммуникации руководства с подчиненными. В целом в американской деловой культуре принято культивиро­вать конкуренцию и индивидуализм. С точки зрения специфики организации рабочего пространства для многих компаний в США характерен openspace.Если пытаться оценивать американцев как деловых партнеров, то можно отметить, что они:


• уважают профессионализм и профессиональную компетентность;

• в общении открыты, коммуникативны;

• ценят индивидуализм, прагматизм, педантизм, перфекцио­низм, перформативность.

Нередко в американской деловой этике можно встретить такие черты, как пренебрежение к мелочам, простота в общении, ясность. Американским бизнесменам свойственно предубеждение в том, что они являются экспертами в бизнесе любой страны. На прак­тике это далеко не всегда так. В процессе коммуникации амери­канцами ценится продуктивность, т.е. вы четко должны аргумен­тировать выгоду от сотрудничества с вами. Они часто соглашаются только с реальными и конкретными проектами. В команде, как правило, не бывает некомпетентных игроков. Часто в американ­ской деловой этике можно наблюдать агрессивный стиль ведения дел. Поэтому дихотомия «жесткость — открытость» отчасти верна: с одной стороны, для американцев характерна репутация жестких людей в деловой этике, с другой стороны, с ними иногда проще всего иметь дело. Это нередко объясняется существованием «вели­кой американской мечты».
И. Н. Кузнецов выделяет следующие особенности, характерные для американцев в деловом общении:

• индивидуализм (они нередко принимают решения самосто­ятельно без оглядки на руководство);

• налет неформальности в деловом общении;

• линейное восприятие времени (они стремятся «сэкономить время», боятся его «потерять»);

• они нередко сразу «раскрывают свои карты»;
• склонны идти на риск, хотя и прагматичны;

• не любят неуверенности, пауз, некомпетентности партнеров;

• бывают раздражительны, настойчивы и нетерпеливы;

• часто не могут похвастаться широким кругозором.

4.Роль межкультурной коммуникации в профессиональной деятельности.

В настоящее время межкультурная коммуникация осуществляется в самых разных сферах: в межгосударственных политических и военных отношениях, в предпринимательской, научной и образовательной деятельности, на уровне межличностного общения. Знание особенностей ведения межкультурных контактов обеспечивает эффективность коммуникаций в сферах, где такие контакты осуществляются, и имеет огромную социальную значимость, потому что очень тесно связано с проблемами беженцев, переселенцев, а также людей, выезжающих за границу на работу или на постоянное место жительства. Знание закономерностей, стратегий межкультурного взаимодействия позволяет избежать ошибок и коммуникативных неудач, приводящих к другим провалам – в переговорах, к неэффективной работе коллектива, к социальной напряженности.


Ознакомившись с вышесказанной информацией, становится очевидно, что роль МКК невероятна важна, а навык владения ею необходим человеку как в быту, так и в профессиональной деятельности. А его актуальность с каждым годом только возрастает.

5.Особенности работы в полиэтнической и поликультурной команде.

Процесс формирования и развития поликультурной компетентности личности является важнейшим условием стабильности для любого региона, особенно для такого поликонфессионального и многонационального, каким является Алтайский край. Именно поликультурная компетентность личности определяет ее продуктивную жизнедеятельность, способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с поликультурным обществом.

Вместе с тем, современный образовательный процесс в учебном заведении, где закладываются основы поликультурной компетентности учащихся, всё ещё не обладает достаточным потенциалом для решения данной проблемы. Существующие педагогические технологии не способствуют формированию поликультурной компетентности обучающихся. Эти технологии либо не предполагают постановку данной проблемы в качестве задачи образовательного процесса, либо не относят решение этой задачи к учебной деятельности школьников.

Основными противоречиями современного образования в контексте обозначенной проблемы являются:

– требования Закона «Об образовании в Российской Федерации» (ст.12, п.1) «содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями, и недостаточна выраженность национальных компонентов содержания образования, учета этнических особенностей страны, региона

- объективная потребность общества в педагоге, обладающем поликультурной компетентностью, и реальные возможности ее формирования в учебных заведениях


- функционирование полиэтнической школы в России и недостаточная готовностью педагога к взаимодействию с многонациональным контингентом учащихся;

- разработанность общей теории содержания образования и недостаточная разработанность этнокультурного компонента в содержании высшего и постдипломного образования;

- потребность в системной педагогической поддержке личностно-профессионального развития педагога в системе постдипломного образования и недостаточный уровень разработанности технологического обеспечения личностно ориентированного постдипломного образования.

Полиэтническая среда – это среда, в которой взаимодействуют субъекты образования, принадлежащие к разным этносам.

Для современной цивилизации характерны интеграционные процессы, интернационализация жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества. Обособленное существование народов и культур становится невозможным. Увеличение числа этнически смешанных семей, создание многонациональных коллективов социальных институтов значительно расширяют рамки межкультурного и межэтнического общения. Кроме того, стремительный рост населения России в последние десятилетия за счет мигрантов, прибывших из стран ближнего Зарубежья, привели к изменению существовавшей прежде в школах моноэтнической ситуации на полиэтническую.

В прошлом преимущественно русскоязычная окружающая среда в различных регионах страны требует от школы решения проблемы подготовки функционально двуязычных индивидов из переселившихся граждан ближнего Зарубежья.

Сама по себе данная ситуация уже содержит целый комплекс проблем правового, аксиологического, социально– и этнопсихологического характера. Правовые проблемы связаны с осознанием гарантий прав этнических меньшинств на использование родного языка в пределах своей этнической группы, на сохранение этнической самобытности. Социально-психологические проблемы заключаются в преодолении комплекса неполноценности, формирующегося вследствие ощущения этнической чужеродности, воспитания в иной культурной среде. Этнопсихологические проблемы можно в данном контексте определить как проблемы личностной идентификации, связанной с обретением второго языка при сохранении общности с культурой предков. Аксиологические проблемы связаны с признанием чужих ценностей и прав на эти ценности.

Практически все перечисленные выше проблемы касаются возможностей свободного общения в инокультурной этнической среде, а также связаны с проблемой получения образования, которое открывало бы доступ к социальной карьере.