Файл: Рабочая тетрадь по дисциплине философия выполнил студент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УТВЕРЖДАЮ
Ректор ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
___________________ А.В. Молодчик
«_____» _____________2019 г.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине
ФИЛОСОФИЯ
Выполнил студент
_____________________________
Челябинск 2019
Философия: Рабочая тетрадь / Ю.В. Казаченок. – Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2019. – 16 с.
Философия: Рабочая тетрадь. Тетрадь составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций ПООП ВО.
Автор: Ю.В. Казаченок, к.п.н., доцент
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Философия относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.
В данной рабочей тетради студенту предлагается выполнить задания по основным разделам дисциплины «Основы философии».
При выполнении теоретических заданий студент должен продемонстрировать знание и понимание сущности основных философских категорий. В результате выполнения творческих заданий студент должен проявить умение самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, должен задуматься над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, жизнь, творчество, вера? Каким должен быть современный культурный человек? Что значит быть личностью?
ТЕМА 1. Философия, ее смысл и функции
1. Заполните таблицу (впишите научные определения):
Мировоззрение – | это |
Философия – | это |
Гуманизм – | это |
2. Установите соответствие с помощью стрелок:
Онтология | Ценность |
Антропология | Бытие |
Гносеология | Человек |
Аксиология | Знание |
3. К какому виду мировоззрения можно отнести перечисленные ниже произведения (впишите номера произведений во второй столбец):
1) «Библия», 2) М.Лермонтов «Герой нашего времени», 3) А. Эйнштейн «Теория относительности», 4) «Упанишады», 5) О.Шпенглер «Закат Европы», 6) К.Малевич «Черный квадрат», 7) Э.Фромм «Искусство любить», 8) Теорема Пифагора о прямоугольном треугольнике.
Научное мировоззрение | |
Художественное мировоззрение | |
Философское мировоззрение | |
Религиозное мировоззрение | |
4. К какому виду Вы можете отнести свое мировоззрение? Почему?
5. Составьте и кратко поясните (аргументируйте) Ваше определение философии.
ФИЛОСОФИЯ — это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
потому что:
1) ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2) ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3) _____________________________________________________________________________
ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ИСТОРИИ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Впишите имя соответствующего философа во второй столбец таблицы. Предлагаемые имена: В. Ленин, Аристотель, Ф. Ницше, Сократ, И. Ильин, В. Вернадский, И. Кант, А. Шопенгауэр, Г. Гегель, К. Циолковский, Платон, З. Фрейд, Р. Декарт, Конфуций, В. Соловьев, Демокрит, О. Шпенглер, Эпикур, М. Ломоносов, М. Хайдеггер.
Характеристики | Имя философа |
Русский религиозный мыслитель (1853-1900). Основной идеей его религиозной философии была идея: София – Душа Мира. Основные работы: «Смысл любви», «Оправдание добра». | |
Древнегреческий философ и ученый-энциклопедист (384-322 до н.э.), основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Ученик Платона. Основал в Афинах собственную школу (ликей). Основные сочинения: «Органон», «Метафизика», «Политика». | |
Древнекитайский мыслитель (ок.551-479 до н.э.), основатель конфуцианства. С его именем связывают формулировку «золотого правила нравственности»: «Не делай другим того, чего не желал бы себе». | |
Древнегреческий философ (428-348 до н.э.), ученик Сократа, представитель объективного идеализма. Разработал учение об идеальном государстве. Основные сочинения: «Апология Сократа», «Софист», «Парменид», «Государство». | |
Немецкий философ (1724-1804), родоначальник немецкой классической философии. Выдвинул «критическую философию», основная проблема которой – проблема разума и анализ его возможностей. Основные произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». | |
Австрийский психиатр (1856-1939), основоположник психоанализа. Основные работы: «По ту сторону принципа удовольствия», «Неудовлетворенность культурой», «Я и ОНО». | |
Представитель русского космизма (1857-1935), «отец российской космонавтики». Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной. | |
Немецкий философ (1770-1831), объективный идеалист. Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права». | |
Русский религиозный философ (1882-1954). Основной пафос работ – поиск путей совершенствования человека и человечества, их духовного обновления. Основные философские сочинения: «Аксиомы религиозного опыта», «Путь духовного обновления», «Наши задачи». | |
Немецкий философ (1880-1936), представитель философии жизни. Вывел идею множественности и локальности культур. Основной труд: «Закат Европы». | |
ТЕМА 3. ЧЕЛОВЕК – СОЗНАНИЕ – ПОЗНАНИЕ
I. Установите соответствие с помощью стрелок:
«Человек – это творение высших божественных сил» | Креационизм |
«Человек – результат естественного развития природы» | Эволюционизм |
С какой теорией происхождения человека Вы согласны и почему?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
II. Прочитайте предложенные ниже афоризмы о смысле жизни.
О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
1). Невозможно жить спокойно и быть счастливым, пока на земле еще живет хотя бы один человек несчастный. Цель жизни – благоденствие и счастье всего человечества. (Я. Больяй)
2). Жить – значит действовать. (А. Франс)
3). Жить дурно, неразумно, невоздержанно – значит не плохо жить, но медленно умирать. ( Демокрит)
4). Жизнь дается на короткий срок, и она, сама по себе, величайшее счастье. (С. Н. Сергеев-Ценский)
5). Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. (М. Горький)
6). Как басня, так и жизнь, ценится не за длину, но за содержание. (Сенека)
7). Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены. (И. Кант)
8). Нужно, чтобы человек понял, что он – творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастия земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни. (Р. Роллан)
9). Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем. (О. Уайльд)
10). Человек создан для счастья, как птица для полета.
(В. Г. Короленко)
С каким афоризмом Вы согласны более всего и почему?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
С каким афоризмом Вы не согласны и почему?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
III. Сейчас в моде человек спортивного типа, без обязанностей, но с правами, раскрепощенный, как говорится, «без предрассудков», «умеющий жить». А что значит уметь жить? Каковы Ваши жизненные ценности?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
IV. Заполните второй столбец, раскройте научное содержание следующих терминов:
Сознание | – это |
Диалектика | – это |
Бессознательное | – это |
Познание | – это |
Истина | – это |
V. Впишите соответствующие термины во второй столбец:
ПОНЯТИЕ, СУЖДЕНИЕ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Отражение в сознании человека отдельных свойств предметов – это | |
Вывод нового знания из ранее установленного знания – это | |
Обобщенный чувственно-наглядный образ предмета в совокупности всех его сторон – это | |
Мысль, являющаяся утверждением или отрицанием наличия какой-либо ситуации в действительности – это | |
Целостный образ предмета в сознании человека, воздействовавшего на его органы чувств в прошлом – это | |
Результат мысленного обобщения всех признаков предмета – это | |
VI. Заполните таблицу, вписав соответствующие методы познания: анализ, наблюдение, эксперимент, обобщение, индукция, опрос.
Теоретические методы | Эмпирические методы |
| |
| |
| |
VII. Согласны ли Вы с позицией материализма? Почему?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
VIII. Согласны ли Вы с позицией идеализма? Почему?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
IX. Согласны ли Вы с утверждением, что развитиепроявляется в виде любых изменений? Почему? Приведите конкретные примеры любого изменения и развития.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________