Файл: Рабочая тетрадь по дисциплине философия выполнил студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

I. Прочитайте предложенные ниже афоризмы о добре и зле.

О ДОБРЕ И ЗЛЕ

1). Лучшее в добрых делах – это желание их утаить. (Б. Паскаль)

2). Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – уничтожать жизнь, вредить жизни. (А. Швейцер)

3). Зло есть грубейшая форма невежества. (Н. К. Рерих)

4). На добро отвечать добром дело каждого, а на зло добром – дело отважного. (Туркменская пословица)

5). Наказание делающим зло состоит в том, чтобы ответным добром заставить их устыдиться своих дел. (Индийское изречение)

С каким афоризмом Вы согласны более всего и почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

С каким афоризмом Вы не согласны и почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

II. Прочитайте фрагменты «Из письма к сыну» И. Ильина.

«Итак, ты думаешь, что можно прожить без любви… Ты пишешь мне: «О любви лучше не говорить: ее нет в людях. К любви лучше и не призывать никого: кто пробудит ее в черствых сердцах?» Милый мой! Ты и прав, и не прав. Собери, пожалуйста, свое нетерпеливое терпение и вникни в мою мысль.

Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нем просыпается и им овладевает. И это дано нам от Бога и от природы. … Ребенок применяется к матери – потребностями, ожиданием, надеждою, наслаждением, утешением, успокоением и благодарностью; и когда все это слагается в первую и нежнейшую любовь, то этим определяется его личная судьба. Ребенок ищет своего отца, ждет от него привета, помощи, защиты и водительства,
наслаждается его любовью и любит его ответно; он гордится им, подражает ему и чует в себе его кровь. Это голос крови говорит в нем потом всю жизнь, связывает его с братьями и сестрами и со всем родством. А когда он позднее загорается взрослою любовью к «ней» (или соответственно она к «нему»), то задача состоит в том, чтобы превратить это «пробуждение природы» в подлинное «посещение Божие» и приять его как свою судьбу. И не естественно ли ему любить своих детей той любовью, которой он в своих детских мечтаниях ждал от своих родителей? Как же обойтись без любви? Чем заменить ее? Чем заполнить страшную пустоту, образующуюся при ее отсутствии?

Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная выбирающая сила в жизни. Жизнь подобна огромному, во все стороны бесконечному потоку, который обрушивается на нас и несет нас с собою. Нельзя жить всем, что он несет; нельзя отдаваться этому крутящемуся хаосу содержаний. Кто попытается это сделать, тот растратит и погубит себя: из него ничего не выйдет, ибо он погибнет во всесмешении. Надо выбирать: отказываться от очень многого ради сравнительно немногого; это немногое надо привлекать, беречь, ценить, копить, растить и совершенствовать. И этим строить свою личность. Выбирающая же сила есть любовь: это она предпочитает, приемлет, прилепляется, ценит, бережет, домогается и блюдет верность… Нет, нам нельзя без любви: она есть великий дар – увидеть лучшее, избрать его и жить им. Как страшна жизнь человека, лишенного этого дара! В какую пустыню, в какую пошлость превращается его жизнь!

И еще: я понимаю твое предложение «лучше о любви не говорить». Это верно: надо жить ею, а не говорить о ней. Но вот посмотри: в мире раздалась открытая и безумная пропаганда ненависти; в мире поднялось упорное и жестокое гонение на любовь – поход на семью, отрицание родины, подавление веры и религии. Практическая бессердечность одних увенчалась прямой проповедью ненависти у других. Злоба стала доктриною. А это значит, что пришел час заговорить о любви и встать на ее защиту.

Да, в людях мало любви. Они исключили ее из своего культурного акта: из науки, из веры, из искусства, из этики, из политик и из воспитания. И вследствие этого современное человечество вступило в духовный кризис, невиданный по своей глубине и по своему размаху.



Нет, мой милый! Нельзя нам без любви. Без нее мы обречены со всею нашею культурою. В ней наша надежда и наше спасение. И как нетерпеливо я буду ждать теперь твоего письма с подтверждением этого».

Проанализируйте данный текст, ответив на вопросы:

1). Какую основную проблему выделяет автор?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

2). В каких словах выражается главная идея философа (его позиция)?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

3). Какие аргументы приводит И. Ильин в пользу своей позиции?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4). Согласны ли Вы с позицией автора? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

III. Раскройте следующие понятия:

1). Культура – это _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2). Цивилизация – это

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3). Можно ли отождествить явления культуры и цивилизации? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

IV. Какими качествами должен обладать культурный человек?
 Изобразите портрет культурного человека в виде схемы.



V. Назовите 3 основные функции искусства.

Какую роль играют творчество и искусство в Вашей жизни?

_______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

VI. К какому типу культуры можно отнести перечисленные ниже произведения (впишите номера произведений во второй столбец):

1) Д. Донцова «Иван Подушкин», 2) В.А.Моцарт «Реквием», 3) Л.Толстой «Война и мир», 4) песни поп-группы «Руки вверх», 5) корпоративная культура фирмы, 6) культура хиппи, 7) И.Шишкин «Утро в сосновом бору», 8) рекламный плакат фирмы «NIKE».

Массовая культура




Элитарная культура




Субкультура




ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

1. Раскройте сущность основных сфер общества. Приведите примеры социальных институтов.

Сфера общества

Характеристики

Основные социальные

институты

Материально-экономическая

Деятельность, направленная на удовлетворение потребностей людей в поддержании своей жизни.

Производство, рынок,

сфера услуг, деньги.

Социальная







Политическая







Духовная








2. Назовите ценности гражданского общества:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Правы ли те, кто утверждает, что творцами истории являются только самые выдающиеся, великие личности? Кто или что, по Вашему мнению, творит, направляет исторический процесс?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сформулируйте «Золотое правило нравственности». Не потеряло ли это правило актуальность в современном мире?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

  1. Пифагор:

А) древнегреческий философ, отвергший материальные блага

Б) древнегреческий философ, впервые назвавший философию философией

В) древнегреческий философ, который целью философии считал самопознание

2Способность человека оценить себя, свои возможности, мысли, чувства, поступки и взять их под контроль называется:

А) познанием

Б) самосознанием

В) сознанием

3Философское мировоззрение основывается на:

А) вере в существование сверхъестественных сил

Б) художественных образах

В) достоверных научных фактах

Г) логических размышлениях

4Деятельность по получению, хранению и развитию знания – это

А) познание

Б) самосознание

В) сознание

5Сущность человека есть продукт общественных отношений. Данное понимание сущности человека относится:

А) к рационалистическому подходу

Б) к космическому подходу

В) к социоцентрическому подходу

6В какой концепции истории выражена идея закона истории?