Файл: Контрольная работа социальная политика екатерины ii инТех18. 03. 01 00. 00 Кр исполнитель.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический

университет» (ФГБОУ ВО «УГНТУ»)

Институт нефтепереработки и нефтехимии ФГБОУ ВО УГНТУ в г. Салавате

Кафедра «Информационных технологий»
История (история России, всеобщая история)
Контрольная работа

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II

ИнТех-18.03.01-1.00.00 КР






Исполнитель:

студент гр. БТП02з-22-21 А.В. Аксенов

Руководитель:

канд. ист. наук, доц. Н.А. Киреева

Салават

2023

СОДЕРЖАНИЕ
Введение… ……………………………………………………………….……………….3

1 Социальная структура российского общества накануне реформ Екатерины II …4

1.1 Изменение положения дворянства в первой половине XVIII в………………4

1.2 Городское население к середине XVIII века…………….................................9

1.3 Крепостное право в России к началу правления Екатерины II…………..… 12

2 Реформирование общества в условиях «просвещенного абсолютизма»………….16

2.1 «Уложенная комиссия» Екатерины II: причины созыва, основные направ-

ления и итоги деятельности……………........................................................... 16

    1. Законодательное закрепление привилегированного положения дворян... 19

    2. Юридическое оформление положения города как самостоятельной адми-

нистративной единицы.………………………………...…………………… 23

2.4 Крепостное право и монархия Екатерины II.…………….………………..27

Заключение ………………………………………………………..…………..................30

Список использованных источников ………………………………………..................31

ВВЕДЕНИЕ
История России XVIII века продолжает быть предметом самого пристального научного интереса, так как событиям этого времени суждено было сыграть в русской истории чрезвычайно важную роль.


В последние годы заметно повышается интерес к деятельности выдающихся личностей нашего Отечества. Правление Екатерины II, сопряженное с достоинствами и достижениями, позволяющими возвести ее в ранг выдающихся государственных деятелей дореволюционной России, позволило поставить ее имя рядом с именем Петра Великого. Государственная деятельность Екатерины Великой была разнообразной и многоплановой: реформы в области просвещения, административного устройства, выдающиеся военные и дипломатические победы.

В наследство от своих предшественников Екатерина II получила три главных направления в социальной политике: дворянство и духовенство; средние слои общества: посадские люди, как основа будущего мещанства и экономического благополучия страны, сюда же включается и купечество; крестьянство.

Изучение реформаторской деятельности Екатерины II важно с точки зрения анализа всего комплекса социальных преобразований Российской империи второй половины XVIII века. Кроме того, необходимо учитывать исторический опыт, накопленный Российским государством при проведении современных реформ.

Таким образом, актуальность исследования социальной политики Екатерины II очевидна. Ее рассмотрение позволит осветить важный вопрос – социальную политику во второй половине XVIII века.

Целью работы является комплексный анализ социальной политики Екатерины II во второй половине XVIII века.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- обозначить социальную структуру российского общества накануне реформ Екатерины II;

- рассмотреть реформирование общества в условиях «просвещенного абсолютизма».

1 Социальная структура российского общества накануне реформ 

Екатерины II


    1. Изменение положения дворянства в первой половине XVIII веке


Принадлежность к дворянскому званию в допетровское правление закреплялась записью в «Бархатную книгу », заведённую в 1682 г. при уничтожении местничества, а с 1785 г. внесением в местные (губернские) списки – дворянские книги, разделенные на 6 частей (по источникам дворянства). С Петра I сословие подчинялось особому ведомству – Герольдмейстерской конторе, а с 1748 г. – департаменту Герольдии при Сенате.

Существует предположение, что мысль об издании закона о порядке государственной службы для дворян была подана Петру Лейбницем. Собственноручно исправив черновой проект, Петр подписал его 1 февраля 1721 г., но повелел, прежде опубликования, внести его на рассмотрение Сената.


Закон 24 января 1722 г. состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. Петровской Табелью о рангах было введено разделение дворянства на потомственное и личное. Потомственное дворянство передавалось по наследству от отца и приобреталось: «по рождению» (по происхождению), в результате «монаршей милости» и «пожалования российского ордена», а также «по выслуге» (с 14-го ранга для военных чинов и с 8-го для гражданских). Благодаря Табели о рангах человек незнатного происхождения, выделившийся заслугами перед Отечеством на поле боя или же на гражданской службе, мог получить дворянство – личное или даже потомственное.

Для военных чинов потомственное дворянство обеспечивалось с 12-го класса. Порядок чинопроизводства был задуман Петром I, чтобы дать возможность выдвинуться людям, возможно, незнатным, но благодаря личным заслугам, образованию, службе Отечеству. И, наоборот, не должны были получать чины вне очереди неслужившие знатные сынки.

В связи с особенностями чинопроизводства в первой половине XVIII в. типичной для офицерского корпуса фигурой стал дворянин, обязанный служить пожизненно, поступающий на службу рядовым, затем получавший унтер-офицерский чин и, наконец, производимый в офицеры. До трети офицеров производилось из нижних чинов гвардии, весь личный состав полков которой долгое время состоял из дворян. Значительное число офицеров производилось из солдат недворянского происхождения [1].

Какой-либо разницы в путях получения первого офицерского чина по принципу происхождения тогда не существовало. Производство на вакансии осуществлялось путем баллотировки – выборами всего офицерского состава полка, однако порядок чинопроизводства еще окончательно не устоялся и менялся довольно часто, колеблясь между принципами баллотировки и производства по старшинству.

Потомственное дворянство передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа (если он был выше). До 1874 г. из детей, родившихся до получения потомственного дворянства, статус отца получал только один сын, остальные записывались в «почетные граждане» (1832 г.), после 1874 г. – все.

При Петре I служба дворян с обязательным обучением начиналась с 15 лет и была пожизненной. Анна Иоанновна ограничила службу 25 годами, отнеся её начало к 20-летнему возрасту. Она разрешила также одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством.


Изменения в быту и культуре имели огромное прогрессивное значение. Но они ещё более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное благородное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким распространением галломаний и презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

И в XVII в., и в начале XVIII в., когда дворянство отличалось от прочих классов только обязанностью службы и условным правом личного землевладения, дворяне не дорожили своим положением и скрывались от службы переходом в низший класс, даже в холопы. В свою очередь, и правительство, нуждаясь в служебных силах, легко принимало различных людей в дворянство. Петр своей Табелью о рангах открыл широкий доступ в ряды дворян всем людям, дослужившимся до обер-офицерского чина. Но только люди, дослужившиеся до первых восьми рангов или чинов, причислялись к «лучшему», «старшему», т.е. потомственному дворянству; прочие состояли в дворянстве личном. С течением времени чем лучше становилось положение дворянства и чем более знакомились дворяне с западноевропейскими правами и понятиями, тем более в дворянстве формировалось чувство сословной чести.

Главное же заключалось в том, что дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, резко обособлялось от национальной традиции и ее хранителя – русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ века [2].

Однако по мере утверждения «Табели» в государственном устройстве чин все больше и больше становился объектом почитания, тормозившего любые демократические процессы в стране. Таким образом, Табель о рангах стала документом, существенно регламентирующим жизнь общества в течение последующих двух веков.

Начало расцвета дворянства приходилось на царствование Елизаветы Петровны. Государственная служба при Елизавете Петровне все в большей степени становилась дворянской привилегией (но вместе с тем и обязанностью). Представителям других сословий стало труднее продвинуться по служебной лестнице – этим политика Елизаветы отличалась от политики ее отца.


При Елизавете службу с дворян спрашивали очень строго. Однако стремление дворянства избегнуть службы, заметное и раньше, не уменьшалось. Дворянство давно возражало против обязательной и бессрочной службы, введенной для него Петром. Надо сказать, от этой бессрочной службы в определенной степени страдало дворянское землевладение.

Уже при Анне Иоанновне в 1736 году дворянство добилось замены бессрочной службы 25 годами, отслужив которые дворянин получал право выйти в отставку [3]. Елизавета пошла еще дальше навстречу пожеланиям дворянства. Она отменила закон Петра о недорослях, предусматривавший обязательную службу дворян с юных лет, причем с низших чинов (солдатом). При Елизавете дворянских детей стали записывать в соответствующие полки уже с рождения. Этот порядок не был оформлен специальным указом, но стал обычаем, на который правительство Елизаветы смотрело сквозь пальцы.

Свое правление Елизавета начала с того, что осыпала милостями гвардию. Таким образом, в 1746 г., по случаю производства новой ревизии, издан был указ, запрещающий разночинцам, состоявшим в подушном окладе, приобретать земли, населенные крестьянами, а равно и крестьян без земли. Указ Елизаветы запрещал, кому бы то ни было, кроме дворян, покупать «людей и крестьян без земель и с землями» [4].

Землевладение и душевладение начинало становиться исключительным правом дворян. Московское правительство стремилось к сосредоточению в руках служилого сословия земель и людей. Межевая инструкция 1754 г. и указ 1758 г. подтвердили это запрещение и предписали, чтобы лица, не имеющие права владеть населенными землями, продали их в определенный срок. Таким образом, одно дворянство могло иметь крестьян и «недвижимые имения» (термин, сменивший в законодательстве старые слова – вотчина и поместье). Это старое право, будучи присвоено одному сословию, превращалось теперь в сословную привилегию, резкой чертой отделяло привилегированного дворянина от людей низших классов. Даровав эту привилегию дворянству, правительство Елизаветы, естественно, стало заботиться, чтобы привилегированным положением пользовались лица только по праву и заслуженно. Отсюда ряд правительственных забот о том, чтобы определить яснее и замкнуть дворянский класс.

Создавая привилегии дворянству, правительство естественно должно было стремиться к тому, чтобы точнее определить границы дворянского сословия. Было постановлено, что лица, прошедшие в обер-офицеры, не могут считаться потомственными дворянами, а дети их совсем не считаются дворянами.