Файл: Пиктограмма как метод исследования в патопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Патопсихология

_____________________________________________________



Группа _ММ19П111
Студент
Валерия Сергеевна Раффетти


Эссе на тему: «Пиктограмма как метод исследования в патопсихологии»
Метод пиктограммы как исследования памяти был предложен Л.С. Выготским и разрабатывался его коллегами, в частности А.Р. Лурией. Несмотря на то, что внешне данная методика связана с оценкой механизмов опосредованного запоминания, фактически ее основная нагрузка имеет отношение к процессам мышления, воображения и образования ассоциаций. Для проведения методики необходимы специально подготовленные наборы слов, бумага и карандаш.
Рекомендован стандартный набор, состоящий из 18 таких понятий, из которого могут быть отобраны 12-16, С учетом того, что эти понятия отбирались около 50 лет назад возможно привлечение других слов, представляющих интерес для опосредования.
Испытуемому поочередно зрительно или на слух предъявляются указанные слова или фразы и предлагается их запомнить, а для лучшего запоминания разрешается делать на бумаге какие либо простые зарисовки или ставить условные знаки. Записывать что-либо – запрещается.
После этого больному предъявляют сделанные им рисунки и условнее знаки, по которым он должен воспроизвести нужные понятия. Тем самым в качестве вспомогательного средства испытуемый использует характерные признаки стимула, доступные для условного изображения. К числу анализируемых в дальнейшем данных можно отнести:
· содержание образцов-пиктограмм;
· пояснения к рисункам, даваемые испытуемыми;
· данные наблюдения за поведением испытуемого в период эксперимента;

· формальные качества пиктограмм (размер, способ расположения).
Критериями оценки при работе с методикой являются:
1. Доступность обобщенной символизации слова, особенно по отношению к словам сложным для опосредования. Трудности подобного рода возможны при умственной отсталости и эпилепсии.
2. Адекватность ассоциаций, в отличие от выхолощенности, бессодержательности, бедности, нелепости, что вытекает не только из содержания самих пиктограмм, но и из полученных к ним пояснений. Негативная сторона этого качества типична для шизофрении. Восприятие сквозь призму своих вкусов и стремлений, эгоцентричность восприятия наблюдаются при эпилепсии.
3. Конкретность (без логической переработки) абстрактность либо матафоричность, способная достигать степени неопределенности.
4. Стандартность (банальность) – оригинальность (оценивается по степени совпадении я образцов у разных испытуемых.
5. Восстанавливаемость понятий, т.е. удельный вес понятий, которые удалось удачно воспроизвести с опорой на соответствующие пиктограммы.
Здоровые испытуемые имеют высокую продуктивность опосредованного запоминания при наличии ошибок замены синонимического характера и при преобладании атрибутивных и конкретных, лишенных эмоциональной значимости пиктограмм.
У больных шизофренией складывается специфический симптомокомплекс, состоящий из следующих элементов:
· недостаточное или искаженное понимание смысла задания;
· снижение числа атрибутивных и стандартных образов;
· снижение числа адекватных образов в пользу пустой символики, ассоциаций по звучанию, на основании чувственного впечатления, отдаленных связей;
· наличие атипичных стереотипий, приобретающих форму персевераций – переноса элементов из рисунка в рисунок;
· часто вычурное употребление букв при придании им сходства с конкретным изображением, замещении рисунка буквой;
· атипичное расположение рисунков.
При наличии органических изменений со стороны мозга симптомокомплекс, улавливаемый с помощью использования пиктограмм, сводится к следующим изменениям:
· недоступность понимания смысла задания;
· невозможность выбора образа на абстрактное понятие
;
· отсутствие геометрических и грамматических символов;
· снижение числа атрибутивных и метофорических образов;
· в структуре конкретных образов преобладание фотографических, часто фрагментированных;
· чрезмерно выраженная стереотипия, имеются прямые персеверации;
· недостаточная дифференцированность изображений;
· снижение продуктивности опосредованного запоминания.
При анализе образов пиктограмм также следует учитывать их абстрактность, индивидуальную значимость, частоту встречаемости.

МОСКВА 2022