Файл: Лабораторная работа Создание линейного алгоритма 5 Лабораторная работа Решение задач с линейным алгоритмом 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Интерфейс программы

Функциональные клавиши

Структура программы на языке Turbo Pascal

Лабораторная работа № 2. Решение задач с линейным алгоритмом

Лабораторная работа № 3. Обработка строковых и символьных переменных

Лабораторная работа № 4. Обработка целочисленных данных

Лабораторная работа № 5. Создание разветвляющего алгоритма

Лабораторная работа № 6. Решение задач с разветвляющимся алгоритмом

Лабораторная работа № 7. Использование оператора выбора CASE.

Лабораторная работа № 8. Генератор случайных чисел

Лабораторная работа № 9. Использование цикла с параметром

Лабораторная работа № 10. Использование цикла с предусловием

Лабораторная работа № 10. Использование цикла с предусловием

Лабораторная работа № 11. Решение задач с использованием циклического алгоритма

Лабораторная работа № 12. Использование цвета

Лабораторная работа № 13. Создание меню

Лабораторная работа № 14. Обработка одномерного массива

Лабораторная работа № 15. Решение задач на использование одномерных массивов

Лабораторная работа № 16. Обработка двумерного массива

Лабораторная работа № 17. Решение задач с использованием двумерных массивов

Лабораторная работа № 18. Использование процедур

Лабораторная работа № 19. Использование функций

Лабораторная работа № 20. Графические возможности Turbo Pascal

Лабораторная работа № 21. Работа с файлами

Лабораторная работа № 22. Задания для самостоятельной работы






Содержание



Интерфейс программы 3

Функциональные клавиши 3

Структура программы на языке Turbo Pascal 4

Лабораторная работа № 1. Создание линейного алгоритма 5

Лабораторная работа № 2. Решение задач с линейным алгоритмом 7

Лабораторная работа № 3. Обработка строковых и символьных переменных 9

Лабораторная работа № 4. Обработка целочисленных данных 11

Лабораторная работа № 5. Создание разветвляющего алгоритма 12

Лабораторная работа № 6. Решение задач с разветвляющимся алгоритмом 13

Лабораторная работа № 7. Использование оператора выбора CASE. 15

Лабораторная работа № 8. Генератор случайных чисел 17

Лабораторная работа № 9. Использование цикла с параметром 18

Лабораторная работа № 10. Использование цикла с предусловием 20

Лабораторная работа № 10. Использование цикла с предусловием 22

Лабораторная работа № 11. Решение задач с использованием циклического алгоритма 25

Лабораторная работа № 12. Использование цвета 26

Лабораторная работа № 13. Создание меню 27

Лабораторная работа № 14. Обработка одномерного массива 28

Лабораторная работа № 15. Решение задач на использование одномерных массивов 30

Лабораторная работа № 16. Обработка двумерного массива 30

Лабораторная работа № 17. Решение задач с использованием двумерных массивов 34

Лабораторная работа № 18. Использование процедур 35

Лабораторная работа № 19. Использование функций 37

Лабораторная работа № 20. Графические возможности Turbo Pascal 38

Лабораторная работа № 21. Работа с файлами 46

Лабораторная работа № 22. Задания для самостоятельной работы 49


Интерфейс программы



Запуск программы осуществляет с помощью файла turbo.exe (из каталога C:\BP)
В окне программы отображаются три основных компонента:

  1. Меню – обеспечивает доступ ко всем командам. (Если за командой следует знак многоточия (…), это значит, что выбор команды приведет к появлению диалогового окна. Если за командой следует стрелка (), то данный пункт меню имеет свое подменю)

  2. Рабочая область окна – область, предназначенная для создания и редактирования текста программы.

  3. Строка статуса – строка, которая выполняет следующие функции:

- предоставляет быстрый вариант выполнения действий (функциональные и горячие клавиши);


- отображает информации, о том какая функция выполняется в данный момент;

- предлагает краткие советы по выбранной команде меню и элементам диалогового окна.



Функциональные клавиши


Функциональные клавиши используются для управления средой Турбо Паскаль. Они обозначаются F1, F2 , …, F3 и располагаются в самом верхнем ряду клавиатуры.

F1 – обратиться за справкой к встроенной справочной службе (Help – помощь);

F2 – записать редактируемый файл в дисковый файл;

F3 – прочитать текст из дискового файла в окно редактора;

F4 – используется в отладочном режиме: начать или продолжить исполнение программы и остановиться перед исполнением той строки, на которой стоит курсор;

F5 – открыть активное окно во весь экран;

F6 – сделать активным следующее окно;

F7 – используется в отладочном режиме: выполнить следующую строку; если в строке есть обращение к процедуре (функции), войти в эту процедуру и остановиться перед исполнением первого ее оператора);

F8 - используется в отладочном режиме: выполнить следующую строку; если в строке есть обращение к процедуре (функции), исполнить ее и не прослеживать работу;

F9 – компилировать программу, но не выполняя ее;

F10 – перейти к диалоговому выбору режима работы с помощью главного меню;

CtrlF9 – выполнить прогон программы: компилировать программу, находящуюся в редакторе, загрузить ее в оперативную память и выполнить, после чего вернуться в среду Турбо Паскаль;



AltF5 – сменить окно редактора на окно вывода результатов работы (прогона) программы;

AltX - выход.


Структура программы на языке Turbo Pascal



Основные характеристики программы: точность полученного результата, время выполнения и объем требуемой памяти. В большинстве случаев определяющим требованием является точность, но ограничения по объему памяти и времени выполнения носят менее жесткий характер.
Программа на языке TurboPascal состоит из следующих разделов:

Заголовок программы;

Раздел uses (подключение библиотечных модулей);

Раздел объявления меток;

Раздел объявления констант;

Раздел объявления типов;

Раздел объявления переменных;

Раздел объявления процедур и функций;

Раздел операторов.
Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать. Разделы описаний (кроме uses, который всегда располагается заголовка программы) могут встречаться в программе любое количество раз и следовать в произвольном порядке. Главное, чтобы все описания объектов были сделаны до того, как объекты будут использованы.
Структура программы в общем виде выглядит следующим образом:

Program … ; {название программы}

Label ;{ объявления меток }

Const ;{ объявления констант }

Type ;{ объявления типов }

Var ;{ объявления переменных }

{объявления процедур и функций, function, procedure}

Begin

Оператор1;

Оператор2; { операторы основной программы }

операторN;

End.

Программа представляет собой последовательность операторов, записанных друг за другом. Каждый следующий оператор начинается с новой строки. Каждая строка завершается «;» и нажатием .


Лабораторная работа № 1. Создание линейного алгоритма



Решить задачу: Вычислить сумму 2 действительных чисел, вводимых с клавиатуры.
Блок-схема


Правила набора листинга программы:

  • При наборе программы важно соблюдать все знаки препинания

  • Регистр символов не имеет значения, но чаще всего первый символ строки набирают в верхнем регистре

  • Символы { и }, (* и *) используются для записи комментариев, пояснений, которые не выполняются и никак не влияют на результат программы. Поэтому эти элементы можно не набирать!!!



Листинг программы.
PROGRAM SUMMA; {название программы}

USES CRT; {подключение библиотечного модуля CRT}

VAR X,Y,S: REAL; {описание переменных и типов данных}

BEGIN {начало вычислений}

CLRSCR; {очистка экрана}

WRITELN(‘ВВЕДИТЕ ПЕРВОЕ ЧИСЛО’); {вывод сообщения}

READLN(X); {ввод первого числа}

{после ввода числа нажать ENTER}

WRITELN(‘ВВЕДИТЕ ВТОРОЕ ЧИСЛО’); {вывод сообщения}

READLN(Y); {ввод первого числа}

{после ввода числа нажать ENTER}

S:=X+Y; {формула для вычисления}

WRITELN(‘S = ’, S:6:2); {вывод результата на экран}

READLN; {задержка экрана для просмотра результата}

END. {конец программы}
После набора листинга сохраните программу с именем SUMMA, автоматически к имени добавится расширение PAS.
Выполните действия:

Для проверки правильности программы (КОМПИЛЯЦИИ) нажмите сочетание клавиш ALT+F9.

Если в программе допущена ошибка, об этом появится сообщение в красной строке, в котором указывается номер и название ошибки.


После исправления ошибок попробовать снова провести компиляцию.
Если все правильно появится сообщение о количестве строк в программе, имени файла и сколько памяти занимает данная программа. Фраза «PRESSANYKEY» означает, «НАЖМИТЕ ЛЮБУЮ КЛАВИШУ» для продолжения.


Если компиляция прошла успешно, запустите программу на выполнение с помощью сочетания клавиш CTRL+F9.
Задания для самостоятельной работы (РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ):


  1. Изменение формата вывода результата.

Запустите программу, введите данные: первое число = 5,25; второе число = 9,65

Запомните результат.

Измените строку в программе:

WRITELN(‘S = ’, S:6:2); на WRITELN(‘S = ’, S:5:0);

Откомпилируйте и запустите программу, введите те же данные, что и в шаге 1.

Сравните результат.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ???


  1. Изменение вывод сообщения.

Измените строку в программе:

WRITELN(‘ВВЕДИТЕ ПЕРВОЕ ЧИСЛО’) на WRITE (‘ВВЕДИТЕ ПЕРВОЕ ЧИСЛО’);

Откомпилируйте и запустите программу.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ???


  1. Задержка экрана.

Удалите предпоследнюю строку READLN;

Откомпилируйте и запустите программу.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ???


  1. Изменение формулы.

Измените программу, чтобы она вычисляла периметр прямоугольника со сторонами X и Y. Запишите новый листинг программы в тетрадь.


Лабораторная работа № 2. Решение задач с линейным алгоритмом




Встроенные функции и процедуры Turbo Pascal

Действие или константа

Обозначение в программе

π

pi

e (экспонента)

exp

x2

sqr(x)



sqrt(x)



exp(x)



exp(y*ln(x))

|x|

abs(x)

sin x

sin(x)

cos x

cos(x)



Например:


Вычисление

Запись в программе



y:=(x*sqr(x)+sqr(x))/sqrt(sqr(x)+x+1)



d:=(exp(5*ln(x))+exp)*(x+1)



Задачи для самостоятельной работы:


  1. Составить программу для вычисления выражений

и


  1. Вычислить значение выражения:

  1. a = (b + c)*d - k



  1. y = (3x3 + 18x2)






  1. Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти гипотенузу и площадь.




  1. Написать программу вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и карандашей. (Исходные данные: количество и стоимость тетрадей и карандашей)