Файл: Лабораторная работа Создание линейного алгоритма 5 Лабораторная работа Решение задач с линейным алгоритмом 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Структура программы на языке Turbo Pascal
Лабораторная работа № 2. Решение задач с линейным алгоритмом
Лабораторная работа № 3. Обработка строковых и символьных переменных
Лабораторная работа № 4. Обработка целочисленных данных
Лабораторная работа № 5. Создание разветвляющего алгоритма
Лабораторная работа № 6. Решение задач с разветвляющимся алгоритмом
Лабораторная работа № 7. Использование оператора выбора CASE.
Лабораторная работа № 8. Генератор случайных чисел
Лабораторная работа № 9. Использование цикла с параметром
Лабораторная работа № 10. Использование цикла с предусловием
Лабораторная работа № 10. Использование цикла с предусловием
Лабораторная работа № 11. Решение задач с использованием циклического алгоритма
Лабораторная работа № 12. Использование цвета
Лабораторная работа № 13. Создание меню
Лабораторная работа № 14. Обработка одномерного массива
Лабораторная работа № 15. Решение задач на использование одномерных массивов
Лабораторная работа № 16. Обработка двумерного массива
Лабораторная работа № 17. Решение задач с использованием двумерных массивов
Лабораторная работа № 18. Использование процедур
Лабораторная работа № 19. Использование функций
Лабораторная работа № 20. Графические возможности Turbo Pascal
Лабораторная работа № 21. Работа с файлами
Лабораторная работа № 22. Задания для самостоятельной работы
Содержание
Интерфейс программы 3
Функциональные клавиши 3
Структура программы на языке Turbo Pascal 4
Лабораторная работа № 1. Создание линейного алгоритма 5
Лабораторная работа № 2. Решение задач с линейным алгоритмом 7
Лабораторная работа № 3. Обработка строковых и символьных переменных 9
Лабораторная работа № 4. Обработка целочисленных данных 11
Лабораторная работа № 5. Создание разветвляющего алгоритма 12
Лабораторная работа № 6. Решение задач с разветвляющимся алгоритмом 13
Лабораторная работа № 7. Использование оператора выбора CASE. 15
Лабораторная работа № 8. Генератор случайных чисел 17
Лабораторная работа № 9. Использование цикла с параметром 18
Лабораторная работа № 10. Использование цикла с предусловием 20
Лабораторная работа № 10. Использование цикла с предусловием 22
Лабораторная работа № 11. Решение задач с использованием циклического алгоритма 25
Лабораторная работа № 12. Использование цвета 26
Лабораторная работа № 13. Создание меню 27
Лабораторная работа № 14. Обработка одномерного массива 28
Лабораторная работа № 15. Решение задач на использование одномерных массивов 30
Лабораторная работа № 16. Обработка двумерного массива 30
Лабораторная работа № 17. Решение задач с использованием двумерных массивов 34
Лабораторная работа № 18. Использование процедур 35
Лабораторная работа № 19. Использование функций 37
Лабораторная работа № 20. Графические возможности Turbo Pascal 38
Лабораторная работа № 21. Работа с файлами 46
Лабораторная работа № 22. Задания для самостоятельной работы 49
Интерфейс программы
Запуск программы осуществляет с помощью файла turbo.exe (из каталога C:\BP)
В окне программы отображаются три основных компонента:
-
Меню – обеспечивает доступ ко всем командам. (Если за командой следует знак многоточия (…), это значит, что выбор команды приведет к появлению диалогового окна. Если за командой следует стрелка (), то данный пункт меню имеет свое подменю) -
Рабочая область окна – область, предназначенная для создания и редактирования текста программы. -
Строка статуса – строка, которая выполняет следующие функции:
- предоставляет быстрый вариант выполнения действий (функциональные и горячие клавиши);
- отображает информации, о том какая функция выполняется в данный момент;
- предлагает краткие советы по выбранной команде меню и элементам диалогового окна.
Функциональные клавиши
Функциональные клавиши используются для управления средой Турбо Паскаль. Они обозначаются F1, F2 , …, F3 и располагаются в самом верхнем ряду клавиатуры.
F1 – обратиться за справкой к встроенной справочной службе (Help – помощь);
F2 – записать редактируемый файл в дисковый файл;
F3 – прочитать текст из дискового файла в окно редактора;
F4 – используется в отладочном режиме: начать или продолжить исполнение программы и остановиться перед исполнением той строки, на которой стоит курсор;
F5 – открыть активное окно во весь экран;
F6 – сделать активным следующее окно;
F7 – используется в отладочном режиме: выполнить следующую строку; если в строке есть обращение к процедуре (функции), войти в эту процедуру и остановиться перед исполнением первого ее оператора);
F8 - используется в отладочном режиме: выполнить следующую строку; если в строке есть обращение к процедуре (функции), исполнить ее и не прослеживать работу;
F9 – компилировать программу, но не выполняя ее;
F10 – перейти к диалоговому выбору режима работы с помощью главного меню;
Ctrl – F9 – выполнить прогон программы: компилировать программу, находящуюся в редакторе, загрузить ее в оперативную память и выполнить, после чего вернуться в среду Турбо Паскаль;
Alt – F5 – сменить окно редактора на окно вывода результатов работы (прогона) программы;
Alt – X - выход.
Структура программы на языке Turbo Pascal
Основные характеристики программы: точность полученного результата, время выполнения и объем требуемой памяти. В большинстве случаев определяющим требованием является точность, но ограничения по объему памяти и времени выполнения носят менее жесткий характер.
Программа на языке TurboPascal состоит из следующих разделов:
Заголовок программы;
Раздел uses (подключение библиотечных модулей);
Раздел объявления меток;
Раздел объявления констант;
Раздел объявления типов;
Раздел объявления переменных;
Раздел объявления процедур и функций;
Раздел операторов.
Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать. Разделы описаний (кроме uses, который всегда располагается заголовка программы) могут встречаться в программе любое количество раз и следовать в произвольном порядке. Главное, чтобы все описания объектов были сделаны до того, как объекты будут использованы.
Структура программы в общем виде выглядит следующим образом:
Program … ; {название программы}
Label ;{ объявления меток }
Const ;{ объявления констант }
Type ;{ объявления типов }
Var ;{ объявления переменных }
{объявления процедур и функций, function, procedure}
Begin
Оператор1;
Оператор2; { операторы основной программы }
операторN;
End.
Программа представляет собой последовательность операторов, записанных друг за другом. Каждый следующий оператор начинается с новой строки. Каждая строка завершается «;» и нажатием
Лабораторная работа № 1. Создание линейного алгоритма
Решить задачу: Вычислить сумму 2 действительных чисел, вводимых с клавиатуры.
Блок-схема
Правила набора листинга программы:
-
При наборе программы важно соблюдать все знаки препинания -
Регистр символов не имеет значения, но чаще всего первый символ строки набирают в верхнем регистре -
Символы { и }, (* и *) используются для записи комментариев, пояснений, которые не выполняются и никак не влияют на результат программы. Поэтому эти элементы можно не набирать!!!
Листинг программы.
PROGRAM SUMMA; {название программы}
USES CRT; {подключение библиотечного модуля CRT}
VAR X,Y,S: REAL; {описание переменных и типов данных}
BEGIN {начало вычислений}
CLRSCR; {очистка экрана}
WRITELN(‘ВВЕДИТЕ ПЕРВОЕ ЧИСЛО’); {вывод сообщения}
READLN(X); {ввод первого числа}
{после ввода числа нажать ENTER}
WRITELN(‘ВВЕДИТЕ ВТОРОЕ ЧИСЛО’); {вывод сообщения}
READLN(Y); {ввод первого числа}
{после ввода числа нажать ENTER}
S:=X+Y; {формула для вычисления}
WRITELN(‘S = ’, S:6:2); {вывод результата на экран}
READLN; {задержка экрана для просмотра результата}
END. {конец программы}
После набора листинга сохраните программу с именем SUMMA, автоматически к имени добавится расширение PAS.
Выполните действия:
Для проверки правильности программы (КОМПИЛЯЦИИ) нажмите сочетание клавиш ALT+F9.
Если в программе допущена ошибка, об этом появится сообщение в красной строке, в котором указывается номер и название ошибки.
После исправления ошибок попробовать снова провести компиляцию.
Если все правильно появится сообщение о количестве строк в программе, имени файла и сколько памяти занимает данная программа. Фраза «PRESSANYKEY» означает, «НАЖМИТЕ ЛЮБУЮ КЛАВИШУ» для продолжения.
Если компиляция прошла успешно, запустите программу на выполнение с помощью сочетания клавиш CTRL+F9.
Задания для самостоятельной работы (РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ):
-
Изменение формата вывода результата.
Запустите программу, введите данные: первое число = 5,25; второе число = 9,65
Запомните результат.
Измените строку в программе:
WRITELN(‘S = ’, S:6:2); на WRITELN(‘S = ’, S:5:0);
Откомпилируйте и запустите программу, введите те же данные, что и в шаге 1.
Сравните результат.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ???
-
Изменение вывод сообщения.
Измените строку в программе:
WRITELN(‘ВВЕДИТЕ ПЕРВОЕ ЧИСЛО’) на WRITE (‘ВВЕДИТЕ ПЕРВОЕ ЧИСЛО’);
Откомпилируйте и запустите программу.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ???
-
Задержка экрана.
Удалите предпоследнюю строку READLN;
Откомпилируйте и запустите программу.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ???
-
Изменение формулы.
Измените программу, чтобы она вычисляла периметр прямоугольника со сторонами X и Y. Запишите новый листинг программы в тетрадь.
Лабораторная работа № 2. Решение задач с линейным алгоритмом
Встроенные функции и процедуры Turbo Pascal
Действие или константа | Обозначение в программе |
π | pi |
e (экспонента) | exp |
x2 | sqr(x) |
| sqrt(x) |
| exp(x) |
| exp(y*ln(x)) |
|x| | abs(x) |
sin x | sin(x) |
cos x | cos(x) |
Например:
Вычисление | Запись в программе |
| y:=(x*sqr(x)+sqr(x))/sqrt(sqr(x)+x+1) |
| d:=(exp(5*ln(x))+exp)*(x+1) |
Задачи для самостоятельной работы:
-
Составить программу для вычисления выражений
и
-
Вычислить значение выражения:
| |
| |
-
Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти гипотенузу и площадь.
-
Написать программу вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и карандашей. (Исходные данные: количество и стоимость тетрадей и карандашей)