Файл: 1. Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1. Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах?

Первоначально в системе человеческих ценностей преобладают потребности преимущественно физиологического характера. Прежде всего, человек воспринимает себя как часть живой природы, как представитель животного мира. Как и любое другое живое существо, он уделял главное внимание и тратил всю свою энергию на добывание пищи, поддержание и защиту своей жизни, отражению угроз, исходивших от других живых существ и неведомых для него сил природы. В процессе длительной эволюции Homo erectus (прямоходящий) и Homo habilis (умелый) постепенно отделяется от других животных, как бы возвышается над ними, превращаясь в существо разумное — Homo sapiens. Структура потребностей и система ценностей Homo sapiens существенно отличаются от таковых у Homo habilis. Имеется в виду не только и даже не столько то, что одни ценности и потребности сменяются другими. Происходит расширение системы ценностей. Человек начинает находить в себе некое духовное начало и некую индивидуальность со специфическими данными, отличающими его от других ему подобных существ. Он начинает осознавать свои способности и дарования, испытывает радость и наслаждение в процессе их реализации. Но и здесь люди еще не вполне дифференцированы друг от друга. Нет еще четких норм жизни, не сформировались понятия права, свободы, личной жизни. Они почти целиком совпадают с понятием жить (на уровне существования), как бы входят в него. Все отношения между людьми определяются их силой, сноровкой, ловкостью. Жить — значит добывать пропитание, отражать опасности, исходящие отовсюду: от стихийных сил природы, от остальной части животного мира, от иноплеменников и т. д. Каждый обязан принимать посильное участие в жизни своего рода и племени. Все это, как и право на долю совместно добытого съестного, право на помощь и на поддержку со стороны соплеменников в случае нужды и опасности, понимается как естественное, само собою разумеющееся. Постепенно происходит естественная дифференциация общественных функций и обязанностей: наиболее сильные и ловкие охотятся, физически слабые (женщины и дети) собирают растительную пищу поблизости, готовят еду, присматривают за детьми. Члены социума с ярко выраженными интеллектуальными данными обобщают жизненный опыт, размышляют над многообразными проявлениями природы, ее повторяющимися явлениями, прогнозируют события, становятся прорицателями и жрецами. Удовлетворенные физиологические потребности порождают цепь новых потребностей и ценностей. Складываются семьи с отдельным (собственным) жильем, появляется потребность в отдыхе, формируется духовная культура. Поддержание духа, развитие ума становятся столь же важными, как и поддержание тела. Формируется потребность в накоплении знаний, обобщении опыта, в их распространении и передаче детям. Все эти функции закрепляются за отдельными членами рода, общины, племени, а иногда и за целыми семьями и родами.


2. Как изменился статус человека с образованием государства?

Ветхий Завет, Книги Моисея сообщают нам о том, как это происходило у древних иудеев: Бог продиктовал Моисею, кто чем и для какой цели должен заниматься. Если полагать, что Бог — это сама природа, ее жизнь, логика и законы, то так оно, вероятно, и было в действительности, но все происходило гораздо медленнее. В конечном итоге социальная дифференциация людей привела к индивидуализации, персонификации и институционализации власти со всеми вытекающими последствиями.

Начало осознания прав и обязанностей человека. С образованием государств и институтов власти человек обретает новый статус, превращается в подданного или гражданина, прямо или опосредованно вовлекается почти во все акции этих институтов, в том числе и в борьбу между ними. Он принуждается к уплате налогов, к содержанию аппарата власти и управления, призывается на военную службу с целью защиты государства и расширения его границ, время от времени приглашается к участию в выборах должностных лиц, к оценке действий других граждан или подданных. На этой стадии развития человеческого общества уже четко формируются, наполняясь конкретным содержанием и обогащаясь, понятия долг и ответственность, права и обязанности, свобода и необходимость.

3. Расскажите о первых законах, определявших права и обязанности человека.

Во многих исследованиях по правам человека, в том числе и в тех, которые использованы при написании данной книги, утверждается, что права и свободы человека — феномен, родившийся на Западе. За тысячелетия до «Великой хартии вольностей» и биллей о правах, права и обязанности человека, как они понимались в те времена, были отражены в законодательстве ряда стран Древнего Востока. Еще в XVIII веке до н. э. царь Вавилона Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) составил кодекс из 282 статей, в котором он «даровал право и законы на языке страны» с целью «водворения в стране справедливости и истребления беззакония, чтобы сильный не притеснял слабого». Первое упоминание слова «свобода» встречается в клинописных памятниках древнего города-государства Лагаш, а также в древнеиндийских религиозных текстах (свараджа). Утверждение права и справедливости — цель древнеиндийских «Законов Ману». В них нашли отражение некоторые проблемы, которые начнут решаться в Европе лишь спустя две с половиной тысячи лет. В соответствии с представлениями о мире того времени, о людях и различиях между ними, население делится на касты, права и обязанности членов которых закреплены в законах. В законах Ману можно увидеть попытки решения некоторых вопросов, которые составят одну из важнейших проблем ХХ века. Речь идет об обращении с мирным населением во время войн, об особом статусе женщин и детей. Победитель в войне мог забрать себе имущество побежденного, продавать захваченных в плен людей в рабство. Но запрещалось убивать женщин, детей, стариков, раненых и сдавшихся в плен. Здесь можно видеть и первые попытки запрета «варварских видов» оружия (зубчатых, ядовитых и т. п.). Законы Солона и Ликурга провозглашали личную свободу афинян и спартанцев, а также их равенство перед законом, считая все это основой общественного порядка. «Равноправие войны не производит», — считал Солон.


5. Постарайтесь установить влияние религиозных верований на решение проблемы прав и свобод человека.

О том, как представляли себе права, свободы, нравственные нормы жизни древние греки, можно судить также по мифическим преданиям об Эдипе, его сыновьях и дочерях, ставших сюжетом многочисленных художественных произведений, в том числе и трагедии Софокла «Антигона». После гибели царя Фив Эдипа его сын Полиник, считая себя законным наследником, пытается отнять власть у нового царя Креонта, но в сражении погибает. Креонт под страхом смерти запрещает хоронить его. Но сестра Полиника Антигона не повинуется указу Креонта, она убеждена, что нельзя оставлять тело брата без погребения. Антигона составляет план похищения тела брата с целью предания его земле. Она нарушает запрет царя и хоронит брата. На вопрос царя, как она посмела нарушить его указ, она отвечает, что поступила в соответствии с правом, позволяющим семье или роду хоронить останки своих умерших членов и поклоняться их памяти. Я могла не подчиняться твоему указу, царь, говорит героиня трагедии, но не могла не следовать «Законам богов, не писанным, но прочным». О правах женщин и мужчин и о дифференциации прав самих женщин говорится в комедии Аристофана «Женщины на Афинском собрании». Здесь право выводится из справедливости: самые некрасивые и старые женщины имеют право первыми выбирать себе мужчин. Ведь красивых женщин выберут сами мужчины. Аристотель также связывал права человека со справедливостью. Он, как и другие древнегреческие мыслители, считал рабство естественным явлением. Различия статусов хозяина и раба рассматривались им не как результат общественного деления, а как следствие природных данных людей. Хозяин, царь, правитель способны предвидеть и поэтому по своей природе являются существами властвующими и господствующими.

А те, кто способен лишь исполнять полученные от других указания, являются существами подвластными и рабствующими. Первые принадлежат самим себе, вторые — их хозяевам. Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, «тот по природе своей раб», подытоживал Аристотель. И тут же добавлял: «По природе же никакого различия нет. Поэтому и власть господина над рабом, как основанная на насилии, несправедлива».


Исключительно высоко ценится свобода и в древнеримском обществе. В III веке до н. э. в Риме был возведен храм в честь свободы. А свободы понимались тогда многопланово, в зависимости от социального положения субъекта свободы: как свобода римского народа, гарантированная властью народных трибунов и с правом апелляции к народному собранию; как авторитет сената и его свобода от самоуправства магистратов и претендентов на единоличную власть; как равенство граждан Рима перед законом. Законы XII Таблиц рассматривали свободу, честь и достоинство как высшие ценности человеческой жизни, а лишение их — как одно из самых суровых наказаний. Они запрещали предоставление кому-либо личных привилегий. В них подробно перечислены права различных групп населения: права и обязанности отца и сына, право наследования, права истца и ответчика, права кредиторов, права и обязанности землевладельцев и др. В Риме и в Греции, считали, что социальный статус человека определяется его личными способностями и дарованиями. «Не знатность красит, храбрый и без рода храбр», писал древнеримский поэт и философ Диомед. Существует множество точек зрения о причинах происхождения государства. Одни считают государство следствием осознания людьми необходимости упорядочения общественных отношений, другие — организацией для захвата богатств и земель соседних народов и удержания господства над ними, третьи — особым институтом, учрежденным людьми договорным путем для выполнения определенных функций, четвертые — первым политическим институтом, призванным регулировать новый, основанный на экономическом и социальном неравенстве, тип отношений. Как бы то ни было, персонификация власти первоначально принимает крайние формы вплоть до обожествления властителя. Если раньше община совместно вырабатывала нормы своей жизни, а жрецы или священнослужители трактовали их, и все вместе контролировали их соблюдение, то теперь все это концентрируется в личности правителя. Он становится не только верховным законодателем и верховным интерпретатором права, но и контролирует исполнение законов, выступает как верховный судья в отношении нарушителей и непокорных. Это ведет к отделению прав от обязанностей и обязанностей от прав, сосредоточению всей власти и всех прав у правителя и его окружения, а все расширяющиеся обязанности возлагаются на подвластных и зависимых людей.

Абсолютная власть и привилегии правителя временами доходят до самодурства (Нерон) и крайнего деспотизма, что порождало вопиющее бесправие зависимых людей и беззаконие. Социальные нормы общества, в том числе и правовые, все более подменяются волей властителей. А соперничество, борьба за власть, богатства и привилегии в самом окружении властителей еще более усугубляют ситуацию с правами и свободами человека. В аристократических кругах продолжали считать, что властитель является всего лишь одним из них, принцем («первым в ряду»), осуществляющим верховную власть от имени всего «ряда» и в его интересах, но это мнение все более превращалось в формальность. Но человек — дитя природы, наделенное волей и сознанием, он свободолюбив и вольнолюбив, а потому не может, и не будет безропотно покоряться противоестественным законам и нормам, диктуемым ему без особой на то необходимости. Если сторонники абсолютной власти придерживаются лозунга «закон есть закон», а «закон − это наша воля», то защитники свободы провозглашают: «несправедливый закон не есть закон». Появляется концепция естественного, обусловленного самой природой, права, отличного от земного, человеческого, или позитивного (рукотворного) права.


Права и свободы человека с позиций мировых религий. Если вы хотите знать все тайны народа, вы должны войти в тайны его религии, не без оснований считал французский поэт XIX в. Эдгар Кине. Это относится ко всем народам, в том числе и к их фундаментальным представлениям и установкам о правах человека. В чем же состоят эти основополагающие «тайны» мировых религий в этой области, без учета которых трудно объяснить многообразие вариантов понимания народами прав человека? Естественные законы и права человека долгое время отождествлялись людьми с законами Неба, творцом и верховным контролером которых является некое Верховное существо (Бог). Люди верили и верят в существование порожденных самой природой, лишь частью которой человек является, порядков, законов и норм жизни, которым отдавали и отдают приоритет. Соблюдение этих законов — норма жизни, отклонение от них, их нарушение — грех, зло. В древнеиндийских Ведах последние рассматривались как синонимы болезни, вражды, недостойного поведения, проклятия, своего рода загрязнение, которое может быть устранено лишь определенными ритуальными действиями. Грех или загрязнение человека могли быть вызваны его противоестественным поведением, неподобающими словами, недобрыми мыслями или поступками. Индуизм представляет собой своеобразную конгрегацию древнейших верований людей. В отличие от мировых религий ближневосточного происхождения, он не имеет своего основателя, церковной организации и своего клира. Индуизм включает в себя все божества, верования и обычаи, характерные для индийского субконтинента, что делает его весьма терпимым ко всем другим религиям. Его приверженцы верят в вечный, совершенный и всеобъемлющий принцип, являющийся единственной действительностью, причиной, основой и целью всего сущего. Одна из важнейших характеристик индуизма — это ахизм (не наносить ущерба природе), являющийся одним из краеугольных камней его этики и обоснованием вегетарианства подавляющего большинства индуистов. Согласно индуизму, мир представляет собой некое упорядоченное целое, где всякое живое существо имеет свое естественное, раз и навсегда установленное место, которое неизменно. Счастье и блаженство человека связаны с соблюдением им вечного трансцендентного закона. Этот закон предопределяет общественное неравенство, выражающееся в принадлежности людей к тем или иным кастам. Основных каст четыре: брахманы (священники и учителя), кшатрии (воины), вайшьи (обычные люди), и шудры (слуги). Священная книга индуизма Ригведа утверждает, что брахманы олицетворяют рот божества Пурусы, кшатрии — его руки (оружие), вайшьи — бедра и шудры — ноги. Каждая из этих каст, в свою очередь, разделена на многочисленные устойчивые слои, в результате чего индуистское общество разделено на тысячи мелких каст. Все они живут изолированно друг от друга, руководствуясь своими собственными нормами и традициями. Браки между представителями разных каст редки и затруднены. Реальное место индуиста в мире и в жизни определяется через его моральное поведение. ««Каковы действия человека, каково его поведение, таким он будет и сам», — говорится в «Упанишадах» (религиозных текстах индуизма). — Кто делает добро, тот станет хорошим, кто делает зло — тот плох». «Добро», «хорошо» понимаются весьма многопланово. Если для «Упанишад» — это отказ от радостей и удовольствий, воздержание, то так называемые "дхарма" (руководства о правилах поведения и обрядов, являющихся основой индуистского права) утверждают, что домохозяйство, поддержание его очага, рождение и воспитание детей являются благочестивыми делами. Дхарма содержит в себе социальную доктрину основных стадий жизни. Согласно ей, члены трех высших каст должны сначала стать целомудренными учениками, затем жениться, обзавестись домохозяйством, вернуть свои долги предкам и богам, родив сынов и принеся жертвы.