Файл: 1. Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После выполнения этих задач, они могут удалиться в уединенные места, посвятить себя духовному созерцанию, а затем — стать странствующими аскетами. Ранний индуизм допускал возможность распада семьи, но позже брак в нем закрепляется массой торжественных священных обрядов и становится фактически нерасторжимым. Общественное неравенство в индуизме, — это не что-то изначальное, навязанное человеку извне, а результат его личной кармы — совокупности мыслей, чувств и деяний, совершенных человеком в прошлом и определивших его судьбу. Человек может изменить свое общественное положение, но только через мысли, чувства и деяния, через религиозную самоотверженность, любовь и полную самоотдачу. Этого можно достичь, в том числе, путем отказа от страстных желаний. Необходимость жизни в гармонии с природой — главное и в буддизме, возникшем в той же историко-культурной среде. Однако буддизм отрицает кастовую систему и связанные с ней взгляды на общественное неравенство. Согласно ему, бытие человека — это жажда жизни, а жизнь — сплошное страдание, проявляющееся в страхе смерти, старости, болезнях, горе, заботах. Все зло общества проистекает из эгоизма человека, выражающегося в его приверженности к своему личному телу, личному бытию. Мера страданий и ответственности за страдания зависят от самого человека, его степени жадности и невежества. Своим моральным поведением он может уменьшить эту меру, но лишь в рамках предусмотренной для каждого человека судьбы (кармы). Буддизм понимает карму не как фатальную предопределенность свыше, а как судьбу, обусловленную действиями и поступками самого человека: будет так-то и так-то, если он поступит так-то и так-то. «Карма означает действия, означает делать», утверждает буддистские проповедники, но действие это не спонтанное, не бессмысленное, а намеренное, сознательное, продуманное и волевое (1).

Таким образом, буддизм не столько религия, сколько философия жизни, где главным действующим лицом является сам человек, достижение целей которого зависит от соблюдения им некоторых законов природы и жизни. Моральность, или достойное поведение, развитие ума и мудрость — основные факторы, определяющие место буддиста в жизни.

Однако знаки активности, действия, мудрости здесь не вполне определены. Они состоят не в постижении бога, не в получении его милости путем усердных молитв, как в религиях, зародившихся на Ближнем Востоке, а направлены внутрь самого человека. В то же время они подчинены не созидательной деятельности, производству материальных и духовных благ, а изоляции человека, его
уходу от общественной жизни, от ее проблем и конфликтов, в конечном счете — отказу от жизни. Буддийская нирвана — это исчезновение желаний, отказ, избавление, освобождение, отречение от страстей. Отсюда и соответствующее понимание прав и свобод человека, фактический отказ от стремления к счастью и возвышению своего достоинства, что, согласно буддизму, способно породить новые страдания. Стало быть, и борьба за права и свободы человека может стать причиной новых страданий.

Иудаизм — выражение надежд и стремлений неизвестно откуда появившегося и скитавшегося по пустыне племени, мечтавшего найти место для постоянного и безопасного проживания. Отсюда и идеи о земле «обетованной», о едином Боге (Яхве), якобы избравшем скитавшееся племя для утверждения на Земле своего царства. Законы Яхве охватывают все области жизни. Они включают в себя индивидуальную и социальную этику — лояльность и повиновение Богу, соблюдение религиозного культа, жертвоприношения, клятвы и просьбы у алтаря. Основные нормы жизни этого сообщества в идеале сводились к десяти заповедям, изложенным в форме волеизъявления самого Бога Израиля. Затем их круг и содержание расширяются, постепенно охватывая все аспекты человеческой жизни. Согласно иудаизму, законы диктуются свыше, с небес, сообщаются народу через избранных Богом лиц, а народ обязан беспрекословно соблюдать их и нести общую ответственность за отношение к ним всех его членов. Вера призывает своих приверженцев к солидарности с бедными и беспомощными из числа единоверцев, к оказанию помощи им в нужде. Главным назначением общественных институтов (субботнего дня, седьмого года, когда земля отдыхает, находится под паром) является практическое содействие милосердию. Поскольку главными постулатами иудаизма являются «дарованная» Богом или «обетованная» земля, которую нужно завоевать и сохранять за собой, эта религия имеет воинственный дух. Верующие организуются как армия (Исход, 12:41), сильное могущественное государство считается важным институтом, необходимым для борьбы с врагами Бога и Израиля. Во времена царствования Давида формулируется идея о том, что царь (монарх) назначается самим Господом и как его «помазанник» неприкосновенен. В то же время, из язычества был заимствован взгляд на монарха как на «перворожденного сына Бога». Консервативный иудаизм XIX века считал свою веру не просто богословием этики, но историческим выражением опыта еврейского народа, называл его «положительно — историческим иудаизмом». И действительно, разрушение Иерусалимского храма, бегство евреев в другие страны мира с иными правовыми системами, стремление к сохранению самобытности своего этноса и системы его ценностей вынудили иудаизм приспосабливаться к постоянно и круто меняющимся условиям жизни его приверженцев. Так, еще царь Ирод распорядился установить памятники римским императорам в некоторых иудейских храмах, чем вызвал недовольство верующих. В начале средневековья складывается Мишна — литература, специально написанная в качестве руководств в каждой области жизни иудейской общины, рассеянной по всему миру. Провозглашается законность правительственной власти и обязанность иудеев повиноваться ей, покорность становится частью их религиозной теории. В то же время по всем вопросам гражданского права иудеи должны обращаться в свои, раввинские суды, а в вопросах семьи и бизнеса руководствоваться законами своей веры. Иудаизм оказал сильнейшее влияние не только на формирование института прав и свобод человека, но и на все развитие человечества. О масштабах влияния еврейского этноса на мировое развитие свидетельствует превращение почти всей системы иудейских ценностей, изложенных в Ветхом Завете, являющемся Священной книгой и христианства, в систему ценностей примерно 1,5 млрд населения христианского мира. Более четверти всего населения мира носит библейские (иудейские) имена и фамилии, герои иудаизма превратились в героев всего христианского и исламского миров. Огромно влияние еврейского этноса на развитие мировой культуры — науки, искусства, литературы. Он был основным двигателем мировой торговли, финансов, ремесел, промышленности. Но рассеявшиеся по всему миру, продолжая жить изолированно под руководством своих раввинов и кагал и,
придерживаясь своих традиций и культуры, иудеи воспринимались местным населением, преимущественно христианским, с недоверием, усиливаемым религиозными предрассудками и некоторыми традиционными нормами иудейской жизни: давать взаймы только под проценты, стремлением извлечь максимальную выгоду из всех возможных обстоятельств. Зарождается антисемитизм. Еврейское население, особенно потомки иммигрантов, родившиеся в новых странах, закономерно считая себя их гражданами, требовали снятия с них ограничений, налагаемых на иностранцев в странах их пребывания, равноправия со всем населением, свободы перемещения, выбора места жительства, свободы предпринимательской деятельности, религиозного исповедания, получения и распространения информации, свободы слова и печати. И боролись за них, становясь часто не только теоретиками, но и руководителями политических партий и движений за практическое достижение этих целей. Любое выступление какой-либо части еврейской диаспоры спонтанно поддерживалось соплеменниками во всех странах мира и превращалось во всемирное движение. Образовались всемирные еврейские организации, призванные координировать подобного рода движения.


6. Как религия влияет на понимание статуса человека?

Высока степень участия еврейского населения во всех социальных революциях, в деятельности политических партий и движений в мире и влияния на них. К еврейскому населению, как ни к кому более, относится замечание Макиавелли о том, что люди всегда жаждут нового, но новое всегда оказывается хуже старого. В результате они начинают бороться и с новым, оказываются в состоянии вечного недовольства, чем опять-таки усиливают подозрения к нему со стороны коренных, не знающих проблем диаспоры народов. Феномен антисемитизма, ведущего к умалению и отрицанию прав человека и народов, является чистейшим недоразумением. Это явление, возникшее в христианских странах, где, скорее по недомыслию, ревностно относились и относятся к иудаизму, из которого выросло само христианство. Недомыслие это выражается в том, что, распевая в храмах и церквях псалмы Давида, служители христианства и его приверженцы в кругу своего общения рассказывали и рассказывают всякие небылицы и анекдоты о народе Давида, высмеивают обычаи, узаконенные в Ветхом Завете. В исламских же странах, где проживают родственные евреям семитские племена, реальный антисемитизм практически немыслим, ибо он означал бы самоуничижение этих народов.

Христианство как религия бесправных и гонимых людей занимает в вопросе о статусе человека в этом мире особое место. Оно является продолжением иудаизма и отражает дух времени и места своего происхождения. Новый Завет передает слова Иисуса из Нагорной проповеди, согласно которым «не нарушить закон или пророков» пришел Он, а исполнить их» (Матфея, 5, 17). Христианство не является выражением надежд и чаяний целого народа, как иудаизм, а лишь его маргинальных слоев. Отсюда большая социальность и даже коммунизм. Оно призывает к моральному совершенствованию человека и отношений между людьми (братья и сестры во Христе), дополняет десять заповедей Ветхого Завета Нагорной проповедью Иисуса, в которой провозглашены новые, более человечные, принципы отношений между людьми. Гордыня и жадность человека объявляются его главными недостатками, а смирение и благодарность — главными достоинствами. Признается право человека как на общую собственность, принадлежащую всем (по этому принципу строилась и продолжает строиться жизнь некоторых христианских общин), так и на индивидуальную собственность. Именно христианству человечество обязано происхождением феномена филантропизма. Посещение нуждающихся и вспомоществование им считаются одними из самых очевидных свидетельств веры человека в Бога. Христианству же обязано оно и такими
институтами человеколюбия и социального обеспечения, как сиротские (детские) дома, ассоциации по оказанию помощи старикам, больным, жертвам голода и болезней (Армия спасения). В то же время, христианство изначально принижает человека, приписывая ему статус «раба божьего», а всему человечеству — «стада божьего», ведомого пастырями (1). Приверженцы христианства возлагают все надежды о своем спасении, которое возможно, по их убеждению, только после смерти, на Бога, который якобы управляет всеми процессами в мире и присутствует во всех человеческих деяниях. Эта религия призывает верующих к непротивлению злу насилием (если тебя ударили в одну щеку, то вместо отпора и сопротивления насильнику, подстав и вторую щеку), к отказу от всяких попыток изменить свой социальный статус.

Ислам имеет много общего с иудаизмом и христианством, даже считает себя их продолжением и завершением. Согласно Корану, Бог дал Книгу жизни евреям, но они не выполнили его Завета. Новый Завет был дан христианам, но и они не последовали по указанному Господом пути. Теперь он третий раз дает людям Книгу жизни (Коран, 41:45). В то же время как религия свободных людей, утвердившаяся с невиданной быстротой и ставшая знаменем победителей, ислам многим отличается и от иудаизма, и христианства — религий рабов, зависимых и бесправных людей.

Прежде всего, ислам отличается самим пониманием статуса человека. В отличие от библейской доктрины грехопадения первого человека, что должно быть искуплено покорностью и молитвами на протяжении всей жизни, ислам исходит из того, что Бог простил Адаму его неповиновение и не рассматривает человека как носителя первородного греха. Коран провозглашает, что человек создан как самое совершенное и благородное творение в мире. Человек сотворен Богом свободным существом, превращение его в раба противоречит воли Бога и сами люди должны оберегать свою свободу. Человек обладает свободой воли, является автором своих решений и, поэтому, ответственен за свои действия. Все остальное в природе, даже «ангелы», сотворено Богом для поклонения и служения человеку. Призвание человека состоит в служении и повиновении воле Бога, в соблюдении его заветов, в том, чтобы жить по его законам. Социальное вспомоществование людям, всяческое содействие облегчению страданий человека — таково направление поведения правоверного мусульманина. Основатель ислама Мухаммад сформулировал все это короткой фразой: «творить добро». Щедрость приумножает богатства, а скупость сокращает их, провозглашает Коран. Цель получения выгоды при даче долга исключается, ростовщичество (получение процентов) запрещено. Мусульмане считают друг друга «братьями и сестрами», а свое сообщество (Умма) — наилучшим, призванием которого является «радоваться хорошему и запрещать зло». Здесь не должно быть «никакого порока и извращенности». Молитва призвана удержать человека «от