Файл: Российский государственный социальный университет реферат по дисциплине Социология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет




РЕФЕРАТ

по дисциплине «__________ Социология ____________________»

__________________________ Парадигмальность современного социологического знания. Общая характеристика социологических парадигм.___________________________

(тема реферата)


ФИО студента

Гулиев Магомед Мустафаевич

Направление подготовки

Юриспруденция

Группа

ЮСТ-Б-3-Д-2022-1



Москва 2023

Оглавление

  1. Введение

  2. Общая характеристика парадигмы

  3. Макросоциологические парадигмы

  4. Микросоциологические парадигмы

  5. Заключение

  6. Список литературы


Введение
Научной парадигмой называется система ее исходных категорий, идей, положений, гипотез и принципов научного мышления. Она позволяет последовательно объяснять изучаемые явления, создавать теории и методы и проводить исследования на этой основе.
У каждой науки есть своя собственная парадигма. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой парадигмы, фундаментальными изменениями в представлениях о научных объектах и темах, созданием новых теорий, новых концепций и их систематических демонстраций, методов и процедур исследования.
Структура и характер научного содержания современной социологии, если не принимать во внимание тот факт, что помимо различения по видам и аспектам социологической исследовательской деятельности, существуют также различия между основными теоретическими методами, которые определяют стратегию исследования и направляют исследовательский процесс, то есть чтобы ответить на содержание, метод и причину, которые исследуются. Эти различия проявляются в существовании конкурирующих школ и исследовательских областей внутри социологии, обозначенных конкретными концептуальными традициями: позитивистская социология, марксистская социология, критическая социология, объяснительная социология, феноменологическая социология. Основой для развития и существования различных научных областей в социологии является приверженность социолога различным парадигмам.


Общая характеристика парадигмы
Понятие "парадигма" (от греческого paradeigma – пример, выборка) было введено в социологию американским историком и научным социологом Томасом Куном (1922-1994) в 1960-х годах. Его интерес к развитию научной теории и научной революции проистекает из размышлений о некоторых фундаментальных различиях между социальными науками и естественными науками. Он был шокирован количеством и степенью разногласий среди социологов по поводу основных принципов, на которых основана их наука. Кун ввел в научный оборот понятие парадигмы. Как концептуальная схема, она была признана членами научного сообщества в качестве основы его исследовательской деятельности и пересмотрела всю историю европейской науки с этой точки зрения. В ставшей знаменитой книге "Структура научной революции" (1962) Кун писал: "Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые предоставляют научному сообществу модель постановки проблем и их решения в течение определенного периода времени".
Эта парадигма определяет взгляд ученых на мир, их мировоззрение, когнитивные методы и природу выбранной проблемы. Кун назвал период смены парадигмы научной революцией. Согласно Куну, различные нормы неизмеримы и непереводимы: ученые, которые принимают разные нормы, похоже, живут в разных мирах. Парадигма так же важна для науки, как наблюдение и эксперимент; следование определенной парадигме является необходимой предпосылкой для любой серьезной научной работы. Когда парадигма принимается значительной частью научного сообщества, она становится обязательной точкой зрения и мощным катализатором научного прогресса.
Следовательно, парадигма такова
1) Кратко опишите основные концепции, гипотезы, предложения, процедуры и проблемы любой независимой области знаний или теоретического метода;
2) В методологии - представление о предмете науки, ее базовой теории и конкретных методах, в соответствии с которыми исследовательская практика организуется научным сообществом в определенный исторический период.
Концепция парадигмы такая же, как и концепция научного сообщества: она объединяет членов научного сообщества. Напротив, научное сообщество состоит из людей, которые признают парадигму. Обычно парадигма находит свое воплощение в учебниках или классических работах ученых, и за эти годы в конкретных научных областях был создан ряд проблем и решений.


Формирование общепризнанной парадигмы является признаком научной зрелости. Переход к новой парадигме определяется не столько логикой, сколько ценностными и психологическими соображениями.
Иногда парадигма понимается как большая теория, теоретическая группа или метатеория. Одна и та же парадигма может стать основой не одной, а нескольких теорий и разрабатывается представителями нескольких социальных школ. Каждая парадигма определяет точку зрения ученого, образ мышления, теоретические методы изучения, интерпретации и оценки социальных фактов и требует разработки классификационного аппарата.

Макросоциологические парадигмы
Макросоциологическая парадигма называется объективизмом, потому что считается, что социальные явления существуют объективно и не зависят от мыслей и мнений членов общества. При анализе общества сторонники этого метода сосредотачиваются на выявлении социальных структур и определении характера их взаимодействий.
Структурный функционализм - это научный метод, основанный на рассмотрении общества как системы - своего рода внутренней дифференциации и упорядоченной целостности, частью которой являются структурные элементы, помогающие поддерживать систему и ее тиражирование. Любая стабильная модель человеческой деятельности рассматривается как социальная структура. Вклад каждой социальной структуры в воспроизводство социального порядка, то есть ее активная роль в социальной системе, является функцией этой структуры. Функция и полезность любого действия социальной системы определяют их интеграцию как элементов системы, то есть они становятся образцами.
Логика первоначальной концепции определила стратегию социологического исследования как структурно-функциональный анализ. Социологи пытаются определить его функцию и дать функциональные объяснения фактам его существования. Существует два способа структурного анализа и функционального анализа. Первый метод заключается в определении условий, реализация которых необходима для существования социальной системы, и определении структурных элементов в системе, которые способствуют реализации этих условий. Другими словами, идеи с функциями определяют соответствующие им структуры. Второй метод заключается в описании структур, обнаруженных в исследуемой системе, и определении влияния этих структур на воспроизводство системы. То есть существует идея структуры для определения присущей ей функции.

Другой парадигмой структурного функционализма является исторический материализм. Это метод, основанный на концепции современного общества. Как реляционной системы, его основой является неравномерное распределение экономически важных ресурсов между организацией системы и людьми, которые организуют жизнедеятельность. Все отношения в системе - экономические, юридические, политические, религиозные, семейные и т.д. - Это считается формой увековечения неравенства, господства привилегированного класса и эксплуатации обездоленных и подвергающихся дискриминации.
Работы немецкого философа и экономиста Карла Маркса, основателя этого направления в социологии, служат образцом для исследователей, придерживающихся концепции исторического материализма. В своих работах "Экономические и философские рукописи", "Очерки о Фейербахе", "Критика политической экономии" и др. Маркс сравнивал материалистическое понимание истории, которое относится к процессу общественного развития, с концепцией социальной философии "идеализм". Эти концепции объясняют исторический процесс на основе духовных факторов: эволюции мысли, воли великого человека или целой страны, развития человеческого духа и т.д. Материалистический подход предполагает, что отправной точкой и движущей силой исторического процесса является создание материальных условий жизни людей. Для того чтобы иметь возможность творить историю, люди должны быть обеспечены хотя бы минимальными средствами выживания. Поэтому научный анализ социальной структуры и развития должен начинаться с анализа фактической деятельности по обеспечению людей продовольствием, одеждой и жильем.
Первоначальной категорией исторического материализма было понятие труда. Маркс определял труд как основную функцию человеческих существ. Именно в процессе труда внешняя материальная среда преобразуется в средство жизни как временная мера, и человек сохраняет и развивает свою сущность как разумное, активное и социальное существование.

Микросоциологические парадигмы
Микросоциологическая парадигма интерпретирует общество как совокупность форм индивидуального повседневного взаимодействия, фокусируясь на специфике социального поведения человека. Эти парадигмы субъективно рассматривают социальные явления как существующие благодаря мыслям и мнениям людей.

Теория социального обмена - это научный метод, основанный на концепции социального взаимодействия как процесса обмена, в котором каждый участник извлекает выгоду из действий других участников и, в свою очередь, совершает действия, приносящие им пользу, будь то материальный товар или нематериальный, символический товар - знак уважения, престижа, позитива эмоции и т.д. Рассматривается как преимущество.
Модель, используемая исследователями для использования концепции социальной коммуникации, является работой основателей этой области, выдающихся американских социологов Джорджа Хоманса и Питера Блау. В своей работе "Социальное поведение: его основные формы" Хоманс сформулировал пять положений, которые объясняют личное поведение стремлением поддерживать социальную коммуникацию.:
1) Чем больше раз человек получает вознаграждение за свои личные действия, тем больше он склонен совершать это действие.;
2) Если какой-либо стимул приводит к вознаграждаемому действию, то при повторении этого стимула индивид будет стремиться повторить соответствующее действие.;
3) Чем ценнее для индивида определенный результат действия, тем больше он/она будет усердно работать над осуществлением действий, направленных на достижение этого результата.;
Вопрос об интерпретации людьми поведения друг друга является ключевым вопросом другой микросоциологической парадигмы – символической интерактивности. Это метод исследования, основанный на концепции социального взаимодействия, как процесса, посредством которого люди соглашаются со своим поведением и поведением других, устанавливая и изменяя значение этого поведения. Взаимодействуя друг с другом, индивиды продолжают определять и переопределять ценности действий друг друга в соответствии с развитием ситуации и основывают свои последующие действия на этих ценностях.
Работы выдающегося американского социального психолога Джорджа Герберта Мида и его последователей-социологов Герберта Блумера и Ирвина Хоффмана служат образцами для социологов, настаивающих на символическом взаимодействии.
Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead) в своей книге "Разум, человеческое Я и общество" (The Mind, The Human Self and Society) считает, что поведение человека - это не столько реакция на стимулы (внешние воздействия и внутренние импульсы), сколько реакция на символы ([17] An социальное поведение индивида заключается в том, что он (она) придает своему собственному поведению и поведению окружающих его людей те же ценности, что и другие участники взаимодействия. Индивид может позиционировать свое поведение в определенной интерпретации своего интерактивного партнера, потому что с накоплением опыта взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях в сознании индивида сформировалось особое мышление, которое Министерство иностранных дел называет другим видом в широком смысле. Другой в широком смысле - это часть собственного "я" индивида, но в то же время абстрактный образ интерактивного партнера, когда он объясняет поведение других