Файл: 2. Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психология личности
1. Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме.
2. Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда.
3. Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, минуя реализацию базовых потребностей?
4. Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему?
-
Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме.
Индивидуальная психология Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного. Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.
А. Адлер отрицал положение З. Фрейда и К.Г. Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека. По мнению Адлера, чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – это и есть главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека. «Я» согласно Адлеру представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая способна влиять на развитие личности, переосмысливая жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Его теория состоит из основных положений:
1) фиктивного финализма;
2) стремления к превосходству;
3) чувства неполноценности и компенсации;
4) общественного интереса;
5) стиля жизни;
6) творческого «я».
Идея фиктивного финализма состоит в том, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности играют семья человека, друзья и т. д. Стиль жизни человека связан с чувством общности – это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни.
Теория К.Г. Юнга, которая получила название «аналитическая психология», нашла свое отражение на страницах его книг «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939) и т. д. К.Г. Юнг считал либидо (энергию жизни) обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Он возражал против символической интерпретации слов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного. Юнг полагал, что структура личности состоит из трех компонентов: 1) коллективного бессознательного; 2) индивидуального бессознательного; 3) сознания. Коллективное бессознательное – это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида. Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость. Эго собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное восприятие собственной личности. Персона – эту часть личности мы представляем миру так, какими мы хотим быть в глазах других людей. Она включает в себя стиль поведения, одежду, способы выражения и т. д. Тень – центр личного бессознательного. Она собирает впечатления, которые были вытеснены из сознания. Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Самость – центральный архетип всей личности. С точки зрения Юнга, это «архетип порядка и целостности личности». Его теория нашла отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927) и т. д.
-
Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда.
Главная идея психоанализа - человеку нужна интерпретация, чтобы осознать свои мотивы поведения. Классический психоанализ по Фрейду - это когда пациент на приеме у психоаналитика озвучивает все свои страхи, мысли, сны и ассоциации. Основная задача специалиста по психоанализу - анализ услышанного. Основными положениями психоанализа по З. Фрейду являются:
- конфликты между сознанием и бессознательным. Эти конфликты приводят к неврозу, страху,
депрессии и другим расстройствам психики;
- на основе иррациональных бессознательных влечений формируется поведение человека, его опыт и знания;
- человек, который пытается осознать свои влечения, сам того не ведая, включает защитные механизмы, которые мешают процессу осознания;
- можно нейтрализовать влияние бессознательного через осознание его. Психоанализ по Фрейду – это терапия.
-
Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, миную реализацию базовых потребностей?
Согласно Маслоу, у человека есть пять основных уровней потребностей:
Физиологические: еда, сон, сексуальное удовлетворение;
Безопасность: сохранность жизни, отсутствие угроз, беспокойства о будущем;
Социальная жизнь: взаимоотношения, семья, друзья, общение, принадлежность к конкретной группе;
Признание и почитание: социальный статус, репутация, уважение;
Самовыражение: потребность в знаниях, увлечениях, обучении, получении новых навыков
Я согласен с иерархичностью потребностей в данной пирамиде. Пронаблюдать иерархию потребностей можно и в действии, просто посмотрев на поведение окружающих. Большинство людей заняты только удовлетворением базовых потребностей - обеспечением себя жильём, пищей и т. д., и на это уходит много времени (но тоже не всегда). Люди более обеспеченные обладают большими ресурсами (свободным временем в том числе), поэтому могут удовлетворять более «высокие» свои потребности (однако, и это происходит не всегда).
Пирамида потребностей является не просто их классификацией, а отображает некую иерархию: инстинктивные потребности, базовые, возвышенные. Каждый человек испытывает все эти желания, но в силу здесь вступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые. Но следует понимать, что выражаться потребности могут совершенно по-разному у каждого человека. И происходит это на любой ступени пирамиды. По этой причине человек должен правильно понимать свои желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, в ином случае он постоянно будет находиться в состоянии неудовлетворённости и разочарованности. Кстати говоря, Абрахам Маслоу придерживался позиции, что пятой ступени достигает лишь 2% всех людей.
-
Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему?
Из представленных в модуле теорий мне больше всего импонирует «Гуманистическая психология» Карла Роджерса.
В отличие от большинства других концепций, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивает значение настоящего, говоря о том, что люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни, находя в нем что-то прекрасное и значительное . Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только в этом случае можно говорить о полной реализации или, как говорил Роджерс, о полном функционировании личности.
Он считал, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни и который он называет «феноменальным полем», уникален и индивидуален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом.
Данная теория показалась мне наиболее ценной потому, что главной целью подходов гуманистической психологии Карла Роджерса в то, чтобы акцентировать внимание человека на важности каждого прожитого им дня. Данный подход позволял не требовал возвращение человека к своему прошлому, которое наверняка было бы тяжело вновь проживать, так как оно наделено негативными моментами, которые человек пожелал бы не вспоминать. Концентрация на настоящем человека, а не на его будущем, позволяет человеку научиться нести ответственность «здесь и сейчас», а не когда – либо в ближайшем будущем. Только живя настоящим, а не прошлым, человек может стабильно расти как личность, и, только принимая ответственность за себя в настоящем, человек может строить будущее, в котором он может быть уверен.