Файл: Охарактеризуйте ведущие направления психотерапии. Поведенческий подход (принципы бихевиоризма).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Охарактеризуйте ведущие направления психотерапии.
1. Поведенческий подход (принципы бихевиоризма).
Используются методы, условно относимые к трем основным группам.
а) Методы контробусловливания предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между условными раздражителем и реакцией и (или) замену ее новой.
б) Оперантные методы(Скиннер). В основе – система наград. Вариантом такого подхода является формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград.
в) Опираются на взгляды социобихевиористов (человек научается через наблюдение). Терапия, соответственно основывается на предъявлении модели оптимального поведения, которой клиент должен следовать, имитируя ее.
2. Деятельностный подход (преимущественно отечественная психологическая школа) предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого клиент овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней деятельностью. Во многих случаях практикуется первоначальное овладение действием во внешнем плане и последующая интериоризация. Этот подход альтернатива поведенческому, ориентируясь не на избавление от симптома, а на построение новых
3. Когнитивистский подход. В его основе лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог. Келли предложил метод, называемый «терапия фиксированной роли», в ходе которой клиенту предлагают – на основе соответствующих приемов – смотреть на мир глазами другого человека и вести себя соответственно.
4. Психоаналитический подход. Общая направленность терапии – выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных проявлений. За счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля поведением, и, как следствие возможность личностного роста.
Конкретные методы варьируют, в зависимости от направления
а) Фрейд. Основной метод – катартический. Клиент заново переживает травматические события детства и может отреагировать те чувства, которые подавлялись. Понимание причин болезненных проявлений и установление клиентом их связи с настоящим моментом оказываются возможным благодаря тому, что аналитик, толкуя символы сновидений и фантазий, интерпретируя спонтанные высказывания, фиксируя точки сопротивления, дает соответствующие объяснения. В отреагировании значительную роль играет перенос на терапевта тех чувств, которые не могли быть проявлены в отношении их истинных объектов.
б) Юнг. Основной метод – метод «активного воображения», предполагающий возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного.
б) Хорни. Метод совместного с клиентом анализа жизненного пути и определения реалистических целей.
в) Трансактный анализ. Основатель – Берн. Цель терапии – освободить человека от тех зависимостей, которые обретены им в детстве и направляющие его в качестве своеобразных предписаний, заставляя «играть в игры», т. е. вести себя во взаимодействиях с другими (они и называются трансакции) так, чтобы извлекать определенные психологические выгоды, подкрепляя позиции «ребенка» и «родителя», в результате чего возникает интеграция «эго-состояний», за счет ориентации на последнего.
5. Экзистенциально-гуманистический подход (Роджерс, Франкл).
К нему относят те теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, которые основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем становления и ответственности человека за свое становление.
6. Гештальттерапия (Перлс). Проблема невротика в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов (неотреагированных проблем), что заставляет его жить не «здесь и сейчас», а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий. Главное, по Перлсу – это осознание того, что и как происходит, но не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста – незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных поверхностных способов поведения – клише. Открывающаяся за этим пустота обозначается Перлсом как тупик, его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные уровни поведения. Но если человек
способен поддерживать сознавание в пустоте, то это приводит к внутреннему взрыву, переживаемому как страх смерти или смерть, а затем – к внешнему взрыву – вспышке эмоций, что знаменует возрождение человека, отреагирование того, что ранее сдерживалось, отвлекая на себя часть энергии и возможность жить в настоящем.
2. Распишите этапы групповой психотерапии
Выделяются 4 этапа:
1. Контакт. Знакомство, выяснение проблем, установление первичного контакта.
2. Контракт. Выработка терапевтом и клиентом взаимоприемлемых целей и задач психотерапии, определение структуры, обеспечение конфиденциальности и определение границ ответственности, в частной практике - определение размеров и способа оплаты.
3. Собственно психотерапия.
4. Завершение и окончание. Определяется достижением поставленных целей и представляет собой осознанный и планомерный процесс фиксации результатов, подведения итогов и изменения границ ответственности клиента и терапевта. В ряде случаев целесообразен этап поддерживающей терапии с урежающимися сессиями и смещением акцентов с психотерапии на психологическое консультирование.
3. Опишите структуру психодинамической психотерапии
Берет начало от принципов и методов психоанализа, исходящего из динамического понимания психических явлений "… как проявления борьбы душевных сил, как выражения целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга" (3 Фрейд, 1915). Цель психотерапии - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни.
Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения "терапевт-пациент" рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства
, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода.
Он представлен различными школами: 3. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга, К. Хорни, Ж. Лакана и др., а в детской психотерапии - школами А. Фрейд, М. Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать гештальт-терапию Ф. Перлза, трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.
4. Заполните таблицу «Альтернативные направления психотерапии»
Направления психотерапии | Представители | Основные понятия |
Арт-терапия | Основы метода были заложены в работах Принцхорна, З.Фрейда, К.Г. Юнга, который использовал собственное рисование для подтверждения идеи о персональных и универсальных символах, а так же Наумбург. | Метод психотерапии, связанный с выражением эмоций и иных содержаний психики человека через искусство с целью изменения состояния и структуры мироощущения. |
Сказкотерапия | Основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии, в целую ветвь науки. | Метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка. |
Игротерапия | Основоположниками метода являются А. Фрейд и М. Кляйн | форма психотерапии, которая использует игру в качестве основного способа общения, особенно с детьми и людьми, чьи речевые способности могут быть скомпрометированы, для определения и преодоления психосоциальных проблем. Она направлена на помощь пациентам в улучшении роста и развития, социальной интеграции, снижении агрессии, эмоциональной модуляции, развитии социальных навыков, эмпатии, и разрешении травм. |
| | |
Логотерапия | была разработана неврологом и психиатром Виктором Франклом | представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии, пути коррекции аномалий в развитии личности. |
| | |
| | |
5. Ознакомьтесь с материалом «Формы психотерапии» и запишите видео-ответ. Перечислите формы психотерапии, выделите главные особенности данных направлений и кратко опишите цели каждого направлении
https://disk.yandex.ru/i/sLndTIILiBbnOQ
Семенова А.С.