Файл: Общее понятие прокурорского надзора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прокурор проверил законность действий, установил наличие нарушений, а далее он пишет представление, на которое получает ответ о том, что он не прав. Как можно объяснить обычному гражданину, который обращается за помощью к прокурору, что тот не обладает реальной властью воздействовать на органы предварительного следствия, поскольку его представления пересматриваются руководителем следственного органа? Единственный выход - объяснить гражданину о возможности обращения в суд, решения которого руководитель следственного органа не может отвергнуть так, как это он вправе сделать с представлениями прокурора.

Существенное сокращение процессуальных полномочий прокурора в досудебном производстве препятствует осуществлению им своевременной защиты прав и законных интересов граждан, выполнению назначения уголовного судопроизводства.

Указанное обстоятельство как негативный момент, дискредитирующий прокурора в глазах следователя, уже отмечено в процессуальной литературе

Анализируя правоотношения, возникающие при реализации полномочий прокурором и руководителем следственного органа, следует отметить, что руководитель осуществляет ведомственный контроль над деятельностью следователей, а прокурор - вневедомственный надзор. Решения, принимаемые прокурором при проверке законности деятельности следователя, не зависят от ведомственных интересов, а направлены на устранение допущенных нарушений, на обеспечение законности. Прокурор должен обладать большими властными полномочиями по отношению к руководителю следственного органа, поскольку решения, принимаемые следователем, фактически принимаются под контролем руководителя. Согласиться с позицией прокурора для руководителя следственного органа - значит признать свою ошибку в руководстве производства предварительного следствия по уголовному делу. Руководитель следственного органа в указанной ситуации вряд ли может объективно принять решение.

Необходимо устранить противоречия в правоотношениях между прокурором и руководителем следственного органа. Так например, предусмотрев обязанность руководителя следственного органа выполнять представления прокурора о нарушении законности, при несогласии с ними обжаловать представление у вышестоящего прокурора. Данная схема соответствует положению прокуратуры как органа, осуществляющего надзор за соблюдением законности, обеспечит осуществление надзора прокурора за деятельностью органов предварительного следствия, исключит неоправданную волокиту.

Заключение
В связи с поставленными мной задачами можно выделить следующие положения:

Прокурорский надзор - это урегулированный нормами права специфический вид государственной деятельности, осуществляемый от имени Российской Федерации специально созданными для этого органами и учреждениями прокуратуры, направленные на установление режима законности в государстве, обеспечение верховенства Конституции, соблюдения и исполнения законов, охрану прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов личности, общества и государства. По отраслям он различается на надзор за: соблюдением Конституции РФ и законодательства РФ; соответствие законам издаваемых нормативно-правовых актов; соблюдением прав и свобод человека и гражданина; исполнение закона органами, осуществляющими ОРД и предварительное следствие; исполнение закона судебными приставами; исполнение закона учреждениями и администрациями органов исполняющих наказание и т.д.

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования. Прокурорский надзор служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а также осуществляя надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование.

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законом полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание. Предмет и пределы прокурорского надзора установлены законодательно.

Полномочия прокурора установлены в статье 37 УПК РФ, а также в отдельных статьях УПК РФ, касающихся применения мер процессуального принуждения, возбуждения уголовного дела, производства предварительного расследования и т.д. Приказы Генеральной прокуратуры разъясняют прокурорам их полномочия и устанавливают внутриведомственные требования (заполнения книг постановлений следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела, анализа и подготовки отчетов постановлений следователей, дознавателей о продвижении дела за квартал, и т.д.)



Действующее уголовно-процессуальное законодательство неоправданно уравнивает вневедомственный надзор прокурора и ведомственный контроль руководителя следственного органа. Представляется правильным, для устранения противоречий в правоотношениях прокурора и руководителя следственного органа установить обязанность руководителя следственного органа исполнять требования прокурора об устранении нарушений требований федерального законодательства при производстве предварительного следствия, а в случае его несогласия с требованиями прокурора обжаловать их вышестоящему прокурору.
Список литературы
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета.-1993.-№237

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ // Российская газета.-2001.- N 249.

О прокуратуре : Федеральный закон от 17 января 1991 года №2202-1 // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№47.

Трудовой кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197- ФЗ // Российская газета.-2001.-№256.

Об оперативно-розыскной деятельности : Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№33.

О прокуратуре СССР : Закон от 30 ноября 1979 года // Ведомости ВС СССР.-1979.-№49.

Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания : Приказ Генеральной прокуратуры от 6 сентября 2007 года №137 // Законность.-2007.-№11.

Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия : Приказ Генеральной прокуратуры от 2 июня 2011 года №162 // Законность.-2011.-№11.

Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия : Приказ Генеральной прокуратуры от 5 сентября 2011 года №277 // Законность.-2011.-№12.

По запросу Промышленного районного суда города Оренбурга о проверке конституционности части шестой 162 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации : Определение Конституционного суда РФ от 11 июля 2006 года №352-О // Вестник Конституционного Суда РФ.-2007.-№1.

По делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан : Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2005 года №4-П // Вестник Конституционного Суда РФ.-2005.-№3.


Ахетова О.С. Прокуратура и прокурорский надзор : учеб.пособие / О.С. Ахетова.-М.: Эксмо, 2008.

Бессарабов В.Г Прокурорский надзор : учебник / В.Г. Бессарабов.-М.: ТК Велби, Проспект, 2008.

Григорьева Н.В. Прокурорский надзор :учеб. Пособие / Н.В. Григорьева.- М.: РИОР, 2008.

Кожевников О.А. Участие прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства : монография / О.А. Кожевников.-Екат.: Изд. Дом Урал. Госу. Юрид. Акад., 2007.- 180с.

Конярова Ж.К. Дискреционные полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве : Дис. / канд. юрид. наук. Ж.К. Конярова.- Ижевск, 2008.

Крюков В.Ф. Прокурорский надзор : учеб. Пособие / В.Ф. Крюков.-М.: Норма, 2008.

Поляков М.П., Федулов А.В. Прокурорский надзор : конспект лекций / М.П. Поляков А.Ф. Федулов.-3-е изд., испр. и доп.-М. Высшее образование, 2009.-165с.

Прокурорский надзор : учебник/ под.ред. Ю.Е Виноградова и др.-М.: Юрайт-Издат, 2008.

Сухарев А.Я. Прокурорский надзор. Российская прокуратура в правовом демократическом государстве : учебник / А.Я. Сухарев.-М.: Норма, 2008.

Татьянина Л.Г. Уголовно-процессуальные правоотношения прокурора и руководителя следственного органа: проблемы и пути их решения : статья / Л.Г Татьянина.-Уголовное судопроизводство.-2010.-№1.