Файл: Занятие 1 Моральные нормы и их роль в воспитании Текст 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие №1

Моральные нормы и их роль в воспитании



Текст 1

Я полностью согласна со словами В.А. Сухомлинского. Во-первых, человек действительно не может постоянно жить один, все полноценное воспитание и формирование происходит при соприкосновении с другими людьми. Понятие личность относительно ребенка формируется только в соотнесении с социумом. Во-вторых, особенно сегодняшним педагогам очень сложно за ворохом бумаг сконцентрировать внимание на тонкостях движения души своих подопечных. Конечно, выполнил ребенок домашнее задание или нет, может и не иметь слишком большого значения в сиюминутной ситуации, однако и этот аспект я все же считаю очень важным, как раз на основании слов текста о долженствовании. Если ребенок не научится ответственности в выполнении домашнего задания, либо другом посильном труде или «долженствовании» как пишет Сухомлинский, из него не получится человека с большой буквы. В-третьих, я считаю, что современная школа очень грешит тем, о чем предостерегал Василий Александрович. Рейтинговая система работы классов вынуждает и педагогов и детей выставлять свои достижения напоказ. Мы живем в эпоху пиара. Хочется надеяться, что идеал воспитания вернется к отдаче духовных сил во имя человека, которое хранится в сердце как нечто сокровенное и неприкосновенное. 
Пример:

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского», автор как раз пытался продемонстрировать пример молодой учительницы, попытавшейся вырваться из догматических требований школьной программы, прочувствовать причину внутреннего напряжения, в котором жил пятиклассник Ваня. Осознав, что в рамках того социума, в котором прибывает мальчик помочь ему она не может, Лидия Михайловна пусть спорным способом, но все же пыталась найти контакт с ребенком, чтобы подтянуть его по своему предмету. Мне кажется, в этом произведении самоценна готовность педагога, искать творческие пути к сердцу Вани, и в стремлении заботится не только о выполненных уроках.

Пример:

В основе многих религиозный традиций есть представление о необходимости проявлять благотворительность. Христианство выработало механизм сбора церковной десятины. Ислам «саадака», когда собиралась 1/13 от всех имеющихся доходов в пользу нуждающимся. Но особенно близка с идеей В.А.Сухомлинского оговорка у мусульман, что левая рука не должна знать, что делает правая. То есть
добро должно быть проявлено не публично, скромно. Иначе, это проданное действие, для услады своего эго, жажды самоутверждения.
Текст 2

Я согласна со словами В.А. Сухомлинского. Детям с раннего возраста нужно прививать понимание о долженствовании, об обязательных обязанностях, за которые только они будут нести ответственность. Так же детям очень важно объяснить, что отсутствие или добровольный отказ от своих обязанностей – это не есть свобода. В данном случае отлично подходят слова Василия Александровича: «Чем лучше ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинно человеческого счастья — свободы». Нельзя быть рабом своих прихотей и желаний, если ты чего-то желаешь, добейся этого, приложи максимум усилий, сделай то, что должен! Так же каждый человек должен понимать, что в этом мире нельзя прожить с понимаем того, что кто-то тебе должен «В долженствовании человек всегда уступает в чем-то другому человеку». Главная мудрость человеческих взаимоотношений в том, что нужно понимать и разделять где должен ты и где должны тебе. Человеческие взаимоотношения строятся на взаимопомощи и взаимоподдержке, будь это знакомый или не знакомый человек. Ни в коем случае нельзя забывать о долженствовании перед собой, перед народом, перед страной, на этом и строится вся человеческая жизнь.

Пример:

В буддизме существует понятие «Дхарма». Современные философы поясняют его как универсальный закон развития всего существующего на земле. Единственным существом, которому предоставлено право выбора следовать «дхарме» или нет, является человек. Как говорил Будда, «человек может стать Буддой или свиньей». Но выбирая быть человеком, он исполняет свой дхарму. То есть свое истинное предназначение. Истинная свобода трактуется, как освобождение от животных инстинктивных проявлений, делающих его рабом собственных желаний. Раб собственных желаний неспособен заботится о других, то есть быть человеком. Само понятие «человек» предполагает о необходимость заботы о других.



Текст 3

Я согласна со словами Льва Николаевича. Каждое доброе дело должно делаться с любовью. Тот, кто делает такие дела, с пониманием того, что он делает для счастья другого человека, тот получает невероятный прилив радости и удовлетворения.
Пример 1: Притча

Внук спросил у дедушки

- Помнишь, ты говорил, что в каждом из нас живет два волка: злой и ненавидящий, а так же добрый и любящий.

- Помню.

- Так скажи деда, а кто победит.

- Тот, кого ты накормишь больше.

На мой взгляд эта притча демонстрирует, что радость и удовлетворение у человека возникает в результате его выбора в сторону добра и любви.
Пример 2:
Путник увидел, как мимо него идут люди с тяжелыми тачками, которые наполнены крупными камнями. Он спросил первого:


- Что ты делаешь?

Тот с грустью ему ответил:

- Занимаюсь тяжелым каторжным трудом.

Тогда он задал вопрос второму:


- Что ты делаешь?

И второй труженик ответил:

- Зарабатываю на пропитание своей семье.

Тогда он задал вопрос третьему, глаза которого лучились от счастья.


- Что ты делаешь?

- Я строю Шартерский собор.

Все говорило о том, что третий работник был доволен своей участью.

На мой взгляд, когда человек с любовью делает даже самый тяжелый труд, он становится счастливым.