Файл: Ключевые представители античной философии и их идеи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ключевые представители античной философии и их идеи.

Сократ. Основные идеи.

Сократ отрицательно относился к натурфилософским спекуляциям, считая достойными внимания лишь чисто человеческие проблемы. Его философское учение этикоцентрично: считал, что добродетель тождественна знанию. Мерой человеческой добродетели является приобщение к божественной мудрости. «Я знаю, что я ничего не знаю…» (Сократ). Разработал педагогическое исскуство майевтики, исходил из учений метемпсихоза и анамнезиса (см. определения).

• Принципы Сократовской философии:

1) принцип всеобщего господства разума (в природе, человеке, обществе);

2) принцип всеобщей мировой связи всех явлений.

• Три основные добродетели:

1) умеренность – это знание о том, как обуздать страсти;

2) мужество – это знание о том, как преодолевать опасности;

3) справедливость – это знание о том, как соблюдать законы. В итоге важнейшей из всех добродетелей оказывается все же знание, которое и удерживает человека на стезе морали и нравственности. В этом состоит начало систематического развития рационализма в истории западноевропейской философии.

Платон. Основные идеи.

Платон – ученик Сократа, представитель объективного идеализма, основатель Академии, выдающейся школы в истории Античности, просуществовавшей более тысячи лет и во многом определившей интеллектуальный облик западноевропейской культуры. Заложил основы европейского просвещения, был противником демократии. Платонизм пронизывает всю мировую культуру. Мировые религии, возникшие через несколько веков после смерти Платона (христианство, ислам), использовали его философию для обоснования собственных догматов.

Платон явился создателем первой идеалистической системы. Платонизм — это философское учение, мировоззрение, исходящее из того, что мир чувственных вещей не является миром истинно сущего, т.к. в них нет ничего прочного (они возникают, изменяются, разрушаются и погибают). Подлинной сущностью вещей являются эйдосы (идеи, см определение).

Так, каждому классу чувственных предметов соответствует свой эйдос (идея вещи). Мир эйдосов — это мир подлинного бытия, представляет собой пирамиду, которую венчает идея Блага. Материальный мир — есть сфера неподлинного бытия (не-бытия), сфера непрекращающегося движения и изменения. Знание — есть припоминание (анамнезис). Эйдосы познаются с помощью интуиции ума, не зависят от чувственного восприятия.


Душа, согласно Платону, независима от тела и бессмертна, состоит из трех частей:

1) разумной части;

2) аффективной (страстной) части;

3) вожделеющей (низменной) части.

У каждого человека развита одна из частей. Тело понимается как темница души, а свобода состоит в господстве разума над чувственными влечениями и страстями. Такое понимание души является основанием для определения и классификации разрядов граждан в государстве. В государстве Платон делит граждан на разряды:

1) философы-правители (у которых развита разумная часть души);

2) воины (у которых развита аффективная часть души);

3) ремесленники и крестьяне (у которых развита низменная часть души).

Каждый разряд должен быть ограничен в своей функции и воздерживаться от вмешательства в интересы других граждан. Государство зиждется на разделении труда свободных граждан. Этика ориентирована на самосовершенствование личности, что возможно лишь в совершенном государстве, которое должно воспитывать своих граждан через мудрое законодательство. Философы как наиболее образованная часть населения должны управлять государством.

Аристотель. Основные идеи.

Аристотель – ученик Платона, представитель умеренного идеализма, основатель Ликея, философской школы, связанной линиями преемственности с платоновской Академией, но и отличающейся от нее особым вниманием к эмпирическим исследованиям. Аристотель подверг критике учение Платона об эйдосах, а также положение об отделенности сущности от самих чувственно-воспринимаемых вещей. Общее представляет предмет науки и познается умом через чувственно-воспринимаемое единичное (через индукцию). Для объяснения всего существующего Аристотель принимал четыре причины:

1) сущность или суть бытия (формальная причина);

2) материя или субстрат (материальная причина);

3) движущая причина;

4) целевая причина.

Помимо традиционного понимания диалектики под этим термином он понимал еще и учение о вероятностном знании. Диалектичность аристотелевского мышления проявляется также в признании изменяющихся форм общественной жизни: семья, селение, государство. Если семья является самой первой формой общения людей, то государство рассматривается как завершение развития семьи. Совершенствование человеческого общества выражается в возникновении моральных норм. Человек мыслится только как живущий в обществе.



Совершенствование человека возможно через:

1) познавательную деятельность;

2) активное отношение к действительности;

3) обретение власти над вожделениями и страстями.

Добродетели следует воспитывать, они делятся на:

1) мыслительные (разумность, рассудительность, мудрость и т.п.);

2) этические (умеренность, мужество, щедрость и т.п.)