Файл: Рязанский государственный радиотехнический университет в. Ф. Уткина инженерноэкономический факультет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме:

- федеральных законов - Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- законов субъектов РФ - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований - местные бюджеты.

Особое внимание следует обратить на такой элемент бюджетной системы, как бюджеты государственных и территориальных внебюджетных фондов. В качестве таковых законодатель относит их к первому и второму уровням бюджетной системы соответственно.

Однако фактически бюджеты внебюджетных фондов не входят в состав бюджетной системы Российской Федерации, так как:

- бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются отдельными федеральными законами на федеральном уровне и законами субъектов РФ в отношении территориальных внебюджетных фондов (ст. 184.2 БК РФ);

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов также имеют форму закона - закона субъекта Российской Федерации.

Часть 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.06.2021). относит утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Федерации не допускается.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.


Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ осуществляются Министерством финансов РФ.

Бюджетная классификация РФ включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;

  2. классификацию расходов бюджетов;

  3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

    1. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Система международных финансовых отношений складывается из разных субъектов. Ими являются физические, юридические лица и государства, которые согласно закону имеют и осуществляют непосредственно или через представителей свои права и обязанности, связанные с международными финансами.

Можно выделить целый ряд денежных отношений, которые формируют систему международных финансов. Это, в частности, отношения:

- o между экспортерами и импортерами по поводу платежей за товары, предоставление и погашение кредитных обязательств;

- o между вышеуказанными субъектами и банками относительно получения и погашения кредитов, открытие и обслуживание валютных счетов, предоставление гарантий;

- o между всеми вышеупомянутыми субъектами и страховыми организациями по поводу страхования рисков;

- o между всеми вышеупомянутыми субъектами и физическими лицами по поводу оплаты труда, осуществления международных переводов, оплаты за товары и услуги, выполнение договоров страхования и др.;

- o между физическими лицами по поводу различных международных банковских, почтовых и наличных денежных переводов;

- o между вышеуказанными субъектами и государством по поводу уплаты налогов и выполнения определенных обязательств, вытекающих из правил государственного регулирования международных финансовых отношений;

- o между правительствами разных стран по поводу уплаты (получения) контрибуций и репараций, предоставления и погашения кредитов;

- o между правительствами стран и международными организациями по поводу денежных взносов в эти организации, получения кредитов, субсидий и др;


- o между международными организациями.

Субъекты системы международных финансов из позиций конкретного государства делятся на резидентов и нерезидентов.

С экономической точки зрения, различают таких субъектов международных финансов: домашние хозяйства, хозяйствующие предприятия, различные финансовые институты, государство, международные организации.

С точки зрения международного публичного права, к субъектам международных финансов следует относить государство, центральные банки, межгосударственные (международные, региональные) организации.

С позиции международного частного права, субъекты международных финансов - это национальные и иностранные юридические лица (финансово-кредитные институты), коммерческие банки, транснациональные компании, биржи и др.), физические лица.

Суверенное государство является основным субъектом международного права, который действует в сфере международных финансов и имеет международные права и обязанности. Основными критериальными характеристиками суверенного государства является правосубъектность, иммунитет, наследственность.

Субъекты международных финансов рассматриваются на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях. На микроуровне особое значение придается детальному изучению финансов корпорации и управлению портфелями ценных бумаг. Субъектами международных финансов на микроуровне являются национальные фирмы, которые участвуют во внешнеэкономической деятельности. При определенных условиях национальные фирмы могут использовать не только национальные, по и иностранные и евровалютные источники заимствования, осуществлять инвестиции на рынки других стран, использовать инструментарий международных финансовых рынков для страхования от различного рода рисков, и в первую очередь валютного, процентного, валютно-процентного, странового и др. Проводя операции в разных валютах, они непосредственно работают с коммерческими банками, которые осуществляют для них перевод денежных средств из одной валюты в другую.

На мезоуровне участниками международных финансов выступают коммерческие банки. Для работы на иностранных рынках и на международном рынке в целом они проходят определенную эволюцию организационных единиц: от открытия департамента международных операций в самом банке — к открытию представительств, филиалов и созданию дочерних банков на территории иностранных государств и в офшорных юрисдикциях.


На макроуровне участниками международных валютно-финансовых и кредитных отношений выступают правительства отдельных стран, центральные банки, министерства и ведомства. При выработке экономической политики правительства вынуждены учитывать сложившуюся мировую экономическую среду, потоки и структуру мирового капитала как в виде прямых, так и в виде портфельных инвестиций.

Прямые инвестиции, как вы уже знаете, — это вложение денежных средств в уставный капитал предприятий с целью управления предприятием и получения дохода. Портфельные инвестиции — сделанные с целью извлечения дохода инвестиции в ценные бумаги компании, не дающие их владельцам права контроля за деятельностью компании.

На мегауровне субъектами международных финансов выступают международные финансовые организации: МВФ и группа Мирового банка, Базельский банк и Институт международных расчетов (BIS), транснациональные и инвестиционные банки (CSFB, Citibank Corp.), ТНК, паевые фонды, глобальные хедже-вые фонды, объединения государств (например, G-8, G-20), международные рейтинговые агентства (Moody's Investors Services, Standard & Poor's, Fitch IBCA), международные аудиторские (Price Waterhous Coopers, KPMG) и юридические (Clliford Chance, Baker & Mackenzie) фирмы, Парижский, Лондонский и Токийский клубы кредиторов, международные информационные системы (Reuters, Bloomberg, Doze Jones Telerate), международные платежные системы (VISA, Europay), ведущие фондовые биржи мира.

Создание системы глобальных финансов упростило движение капитала из центра на периферию и наоборот, но одновременно обострило проблемы оценки системы рисков. Серьезными являются вопросы о сопоставимости и прозрачности национальных и международных финансовых стандартов, повысилась уязвимость национальных финансовых рынков к дестабилизирующему действию массового оттока капитала при возникновении и распространении мировых валютно-финансовых кризисов.

Ведущая роль в международных финансах принадлежит международным организациям, прежде всего МВФ, который составляет институциональную основу мировой валютной системы. Он поддерживает жизнеспособность мировой системы платежей, формирует эффективную политику в отношении стран, нуждающихся в кредитах, и выполняет координирующие функции в финансовой политике стран-участниц. Мировой финансовый кризис поставил вопрос о необходимости серьезного реформирования этого международного института.


    1. СИСТЕМА НАЛОГОВ ПО УРОВНЯМ БЮДЖЕТА


В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в по уровню бюджета подразделяются на три вида:

- федеральные:

- региональные;

- местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация налогов в РФ

Уровень установления

Налоги

Федеральные

  • Налог на добавленную стоимость;

  • Акцизы;

  • Налог на доходы физических лиц;

  • Налог на прибыль организаций;

  • Налог на добычу полезных ископаемых;

  • Водный налог;

  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

  • Государственная пошлина.

Региональные

  • Налог на имущество организаций;

  • Транспортный налог;

  • Налог на игорный бизнес.

Местные

  • Земельный налог;

  • Налог на имущество физических лиц.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

    1. СУЩНОСТЬ МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ

Местные финансы - это совокупность денежных отношений по поводу формирования и исполнения местных бюджетов, выпуска и погашения государственных муниципальных ценных бумаг и других финансовых средств.