Файл: Место и роль семьи в социальном воспитании ребенка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Место и роль семьи в социальном воспитании ребенка

Социализация - процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Важную роль в социализации личности играет семья. Содержание семейного воспитания охватывает все направления педагогической работы. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, нравственное воспитание. Родители и близкие дают детям знания о природе, обществе, производстве, воспитывают отношение к миру, людям, жизни. Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание (воспитание таких качеств, как доброжелательность, честность, трудолюбие).

Именно в семье ребенок получает первый опыт отношений с другими людьми, именно через отношение близких людей ребенок формирует представление о себе. Семья создает у ребенка понятие дома не как помещения, а как ощущения, места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семейное воспитание является самым результативным, так как осуществляется непрерывно и охватывает все стороны формирующейся личности.

В ходе семейного воспитания ребенок учится жить по правилам, соблюдать определенные требования и налаживать взаимоотношения. Все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье.

Педагогическая культура родителей - составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт эффективного воспитания детей в семье.

Педагогическая культура родителей включает в себя: знание в области психологии, физиологии детей; знания о целях, способах и средствах педагогической деятельности; навыки и умения достижения воспитательных целей; любовь к детям. Чтобы создать необходимые условия для успешного воспитания ребенка, родители должны обратить внимание, прежде всего, на взаимоотношения между собой, физический контакт, который является эффективным способом укрепления психического и физического здоровья ребенка, способом передачи ему родительской любви, способом установления взаимопонимания. Ребенок должен чувствовать себя важной и значимой личностью, что возможно когда его не только замечают, но и уделяют ему внимание, вникают в его проблемы, понимают его страхи и опасения
, разделяют с ним радость, играют с ним в различные игры.

Типичные ошибки семейного воспитания, способствующие формированию девиантного поведения

Складывающиеся в каждой семье методы воспитания детей представляют собой определенную совокупность вариантов родительского поведения, способствующего просоциальному развитию ребенка.

Авторитарная гиперпротекция – родители уделяют подростку много времени и внимания, но мало эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении. Наказание как основной метод воспитания.

Доминирующая гиперпротекция - родители уделяют подростку много времени и внимания, стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Предъявляются требования, не соответствующие его возможностям. Мелочная опека, жесткий контроль за поведением.

Требовательная гиперпротекция – родители уделяют подростку много времени и внимания. Высокая форма ответственности ребёнка перед родителями. Ребёнок имеет возможность выбирать способы поведения.

Ограничивающая гиперпротекция - родители уделяют подростку много времени и внимания. Высокая форма ответственности ребёнка перед родителями. Ребёнок НЕ имеет возможности выбирать способы поведения.

Снисходительная гиперпротекция – чрезмерное навязывание родительской воли: в выборе одежды, друзей. Неустанный надзор, высокие требования и многочисленные запреты.

Потворствующая гиперпротекция – ребёнок - «кумир семьи». Родители не столько контролируют, сколько чрезмерно покровительствуют, удовлетворяют потребности ребёнка.

Потворствующая гипопротекция – отсутствие внимания к детям. «задабривание» удовлетворением потребностей.

Скрытая гипопротекция – родители сильно заняты своими делами. Высокие требования – выше возможностей ребёнка. Выполнение обязанностей ребёнком формально из-за недостатка контроля.

Гипопротекция с жестким обращением – слабое внимание родителей по отношению к воспитанию ребёнка. Потребности ребёнка не удовлетворяются. Строгое реагирование на нарушения поведения.

Скрытая гипопротекция с жестоким обращением – отличается полной самоустранённостью родителей от решения проблем воспитания, равнодушным и безразличным отношением родителей к нуждам ребёнка, его интересам и потребностям, эмоциональной холодностью. Непомерные требования и строгие наказания за невыполнение обязанностей, непослушание и неповиновение.


Жесткая гипопротекция – ребёнок предоставлен сам себе. Чрезмерная реакция на нарушения поведения. У родителей отсутствует интерес к воспитанию ребёнка и стремление к привлечению его к делам семьи.

Жестокая гипопротекция – полная отстранённость родителей от процесса воспитания ребёнка. В семье атмосфера деспотизма и тирании со стороны родителей.

Эмоциональное отвержение – безразличие и холодность со стороны родителей. Ребёнок ощущает, что им тяготятся. Возможны два варианта воспитания: первый – ребёнку предъявляются некоторые требования, свобода и самостоятельность ограничиваются жесткой системой запретов и ограничений. Второй – преобладание вседозволенности, полная свобода в определении собственного регламента жизни, выбора друзей, пристрастий.

Повышенная моральная ответственность – Сочетание высоких требований к ребёнку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей. Ожидания от ребёнка значительно выше его возможностей.

Требовательное обращение – недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей подростка в материально-бытовой и духовной сферах. Непомерно высокие требования.

Жесткое обращение – ограничение свободы и самостоятельности ребёнка («всё нельзя»).

Жестокое обращение – вся методика воспитания построена на системе наказаний, часто телесных.
Влияние средств массовой информации на формирование социальных ценностей, мировоззрения личности

Какое характер влияние оказывают СМИ ?

Положительное

Говоря о влиянии, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только " раздвигаются стены квартир до границ планеты"

В последнее время набирает силу тенденция превращения средств массовой информации в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.

Негативное влияние.

1. Широко известны данные о насыщенности
средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени - второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.

2. Зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью (малоподвижный образ жизни, полнота, нарушение сна).

3. Они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя).

В наше время завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования иного типа, с другой психикой и телесностью, духовностью и системой эстетических ценностей. Современная молодежь, которой предстоит жить в эпоху новых технологий, - это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности молодого человека к взаимодействию со средствами массовой информации; включенности средств массовой информации в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи.

. Информационные потребности личности как фактор ее социальной активности и самореализации

Потребность в информации на биологическом уровне в целом требует постоянного притока информации извне. В человеческом обществе все биологические потребности, в том числе и потребность в информации, социализированы, т.е. способ их удовлетворения обусловлен общественными установками, моральными нормами, традициями. Общество определяет приемлемые в данный исторический отрезов времени  формы. Поэтому эта потребность проявляется как потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества, непереносимость изоляции, потребность ориентации в пространстве и времени.  Социальные потребности отличают человека как субъекта своего исторического процесса, приспосабливающегося к среде. Социальная потребность человека в информации не является врожденной, а формируется, видоизменяется и развивается на протяжении жизненного пути. Важности её в жизни современного человека огромна.


Народная педагогика, народное воспитание, их сущность, содержание, естественность проявления

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (идеи-символы, личности-символы, события-символы).

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она - не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причем, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики - с естественностью народного воспитания.

С природой как решающим фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Вспомним «Декларацию прав человека»: «Человек рождается свободным». Эта свобода удивительным образом поддерживается и реализуется в системе народного педагога-новатора Бориса Никитина, главная книга которого называется «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней».

Природа - это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звезды на небе родины - родные. Вспомним их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому.

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности и человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве - высшая гармония жизни на земле.

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр - в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививалось