Файл: Место и роль семьи в социальном воспитании ребенка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, ко взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь Слово: с солнечным лучом, с собственными пальчиками, с маминой прической и т.п. Благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом.

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества.

Труд в народной педагогике занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда, что очень важно в условиях разбойничьего рынка, когда предлагается ни шагу не делать бесплатно. Не все продается и не все покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела. Отвергается хвастовство. Деятельные люди словам, не подкрепленным делом, не доверяют. Они судят по видимому результату. Люди видят невыполняющиеся законы, указы. И результат - развал, хаос. Другого ничего не видно - и это печально. Народу очень важно знать дела правителей, видеть результаты их забот, иначе возникают сомнения в нравственной сути их слов и намерений.


Многообразные дела, полезные для детей, семьи, соседей, односельчан, людей вообще, народа - вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно, и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

Общение как бы суммирует действие всех предыдущих факторов - природы, игры, слова и дела и эту сумму передает последующей группе факторов - традиции, быту, искусству, религии, примеру-идеалу.

В народе общение невероятно богато и многообразно. У чувашей есть песня одиночества «Ой, средь поля» в женском, пожалуй, более поэтичном, и мужском вариантах. Одинокий раскидистый дуб стоит - думал: отец, но тот, не отозвался, сыночком не назвал... Нет ни отца, ни матери, ни возлюбленной. Вот, полные блюда желтых орехов... Но с кем посидеть и погрызть их, в сердце грусть-тоска; с кем посидеть, поговорить и развеять тоску.

Общение - высшее духовное богатство в отношениях между людьми. В воспоминаниях повзрослевших детей - не гостинцы и подарки, не сладости и деньги на их покупку, а умные слова, ласковое обращение, встречи, разговоры, обсуждения, походы, путешествия, совместное посещение красивых и интересных мест, т.е. многообразное содержательное общение.

"Свободное время" и досуг человека, их роль в социальном развитии, воспитании (самовоспитании)

В социологии досуг рассматривается как синоним понятия "свободное время"

Хотя понятие "досуг" употребляется чаще всего как синоним свободного времени, точнее было бы под досугом понимать возможность распоряжаться некоторой частью свободного времени согласно индивидуальному выбору. От чего должно быть свободно это время и ради каких целей оно должно использоваться? Эти вопросы решаются каждый раз в соответствии с жизненными целями и ценностными ориентациями личности. Но последние, как известно, не выбираются человеком абсолютно произвольно. Индивидуальные ценности множеством нитей связаны с нравственными, эстетическими, политическими, идеологическими, а для кого-то и религиозными принципами и идеалами, характерными для данной эпохи и той "страты", в которой формируется личность. От представлений о самом человеке, о том, что для него естественно и полезно, а что противоестественно и вредно, зависит в значительной мере и то, чем школьник заполнит свой досуг.


У каждого человека постепенно складывается система привычек, организующих поведение и образ жизни. Сущность досуга можно определить как "феномен социально-культурной сферы нашей жизнедеятельности, выбираемой личностью в соответствии со своими интересами". Эта деятельность, направленная на удовлетворение духовных и физических потребностей.

Досуг является поистине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности.

Факторы профессиональной деятельности социального педагога и их влияние на деформацию его личности

На личность социального педагога воздействуют специфические факторы его профессиональной деятельности, определяя возможности профессионального совершенствования или профессиональной деформации. К наиболее важным из них, существенно влияющим на личность социального педагога и его поведение, относятся:

  • – социальный статус профессии, профессиональной деятельности и субъекта этой деятельности;

  • – содержание профессиональной деятельности (что и как находит проявление в ней);

  • – организация и средства профессиональной деятельности;

  • – человеческий фактор, обусловленный взаимодействием социального педагога и объекта социально-педагогической деятельности (взаимодействие культур, эмоционально-волевых своеобразий): субъектный фактор (его культура и эмоционально-волевое проявление) и фактор объекта профессиональной деятельности (его культура и эмоционально-волевое проявление);

  • – среда профессиональной деятельности;

  • – результат профессиональной деятельности.

Охарактеризуем их подробнее.

Социальный статус профессии и профессиональной деятельности социального педагога определяется тем, что всякая профессия имеет определенный статус в обществе.

Этот статус бывает общегосударственным и средовым.

Общегосударственный статус характеризует то, какое место отведено профессии в стране. Он отражается в нормативных документах государства. Фактором государственного статуса профессии выступает уровень оплаты труда специалиста (
материальный статус), как отражение его социальной значимости. С его учетом в обществе складывается мнение об общественной значимости (признание) профессии. Общественный статус может совпадать и не совпадать с государственным. В то же время в каждом регионе под воздействием местных факторов формируется средовый статус профессии и профессиональной деятельности.

Под воздействием общественного и средового статуса формируется субъектный статус – социальный статус субъекта профессиональной деятельности.

Социально-педагогическая роль статуса заключается в том, что он, в зависимости от содержания, может возвышать личность, стимулировать проявление ответственности, важности и значимости, либо формировать, укреплять безразличие к ней и даже пренебрежение.

Социальный статус социального педагога включает следующие элементы:

  • – сложившийся (средовый или социальный) статус специалиста социальной педагогики;

  • – субъективный статус социального педагога.

Сложившийся (средовый или социальный) статус социального педагога формирует у личности, выбравшей эту специальность, определенное отношение к ней, устремленность к овладению профессией и последующей профессиональной деятельности. Кроме того, он во многом определяет отношение членов общества к личности специалиста как человеку, олицетворяющему соответствующую специальность.

В процессе взаимодействия социального педагога с объектом социально-педагогической деятельности происходит взаимообогащение культур. Данный процесс позволяет специалисту лучше понимать объект деятельности. Не только субъект (социальный педагог) передает (обогащает, если есть чем обогащать) свою культуру на объект профессиональной деятельности, по и сам обогащается культурой последнего. Возможны случаи, когда социальный педагог со временем настолько вживается в культуру объекта, что нередко сам становится ее носителем и проявляет ее в своей повседневной жизни. Противостоять негативной культуре объекта субъекту помогает только высокая личная культура, интеллигентность, постоянный самоконтроль и личная ответственность.

Результат профессиональной деятельности является исключительно важным, существенно влияя на личность социального педагога. Положительный результат формирует у него удовлетворение, уверенность в себе, желание повторять подобную деятельность. Отрицательный – создает неудовлетворение, неуверенность, разочарование в профессиональной деятельности. Под воздействием последнего происходит негативное изменение личности.


Особенно сильно на личность специалиста влияние результат, которого он сильно ждал. Высокая заинтересованность специалиста в результате деятельности и глубокое переживание о нем способствуют, с одной стороны, большей отдаче, ответственности в работе, с другой – полученный негативный результат дает и большие негативные последствия для его личности.