Файл: Детство опаленное войной.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Продовольственные карточки были введены в Ленинграде 17 июля, то есть ещё до блокады, однако это было сделано лишь для того, чтобы навести порядок в снабжении. Город вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Нормы отпуска продуктов по карточкам были высокие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было.

Снижение норм выдачи продуктов впервые произошло 2 сентября 1941 года. Кроме того, 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия (эта мера действовала вплоть до середины 1944 года). Продажа продуктов в магазинах - прекратилась.

В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения.

Самое страшное испытание — испытание голодом. Уже одного этого достаточно, чтобы считать Ленинград городом-героем. Но на долю блокадников выпали неизмеримо большие испытания.

Положение города стремительно ухудшалось с каждым днем.

Нормы выдачи хлеба в осажденном Ленинграде менялись. Для военных со 2 октября ее снизили до 600 г в сутки, с 7 ноября – до 400 г, а с 20 ноября – до 300 г. Продуктовые нормативы для гражданского населения были еще ниже: в зависимости от возраста и деятельности – 125-200 г.

На 24 сентября хлеб на 40 % состоял из солода, овса и шелухи, а позже целлюлозы. 



С декабря 1941 года условия блокады стали особенно тяжелыми. От истощения и голодной смерти умирало все больше и больше людей. Пик смертности от голода пришелся на январь-апрель 1942 года и был настолько массовым, что многие уже и не замечали трупы.

Город опустел. Улицы завалило снегом, который никто не чистил, так как дворников почти не осталось. К концу декабря полностью перестал ходить транспорт. Больные, изможденные люди с осунувшимися черными лицами пешком плелись кто на работу, кто за продуктами. В очереди за хлебом можно было потерять полдня, в ней стояли с ночи, в ней умирали.


Помимо хлеба, людям давали 10 г сахара и 200 г крупы в месяц. Нередко вместо нее давали жмых. Существовали даже мясные талоны, но их нечем было отоваривать, поэтому мяса блокадники не получали. На Новый год дополнительно выдавали по 150 г хлеба, а детям полагалась небольшая шоколадка. Учащихся ВУЗов также отоваривали тремя кусками мыла.

Помимо продуктов, раздаваемых по продовольственным карточкам, блокадникам старались помочь и другими способами. Например, в город направляли баржи с картофелем, но фашисты их топили. Картошку вылавливали и раздавали по учреждениям из расчета 100 г на человека. Этот картофель черно-бурого цвета люди растирали до получения однообразной массы и выпекали из нее лепешки на раскаленных сковородках, а то и просто на железе. Поскольку в выловленной из воды картошке содержались мелкие камешки и песок, есть лепешки рекомендовалось не разжевывая, иначе можно было сломать зубы.

Также люди делали селедочный паштет из оставшихся от пайка рыбных голов, хвостов, плавников и ингредиентов, подобранных в отбросах. Все компоненты нужно было хорошенько промыть и 5-6 раз провернуть в мясорубке. Если в доме оставался хлеб, его добавляли на стадии последней промолки.
Свежей рыбой ленинградцев не снабжали. Небольшой улов, добываемый в порту, шел на нужды портовых рабочих и «ответственных работников». Однако изредка удавалось получать рыбий жир, который считался вкусным и полезным лакомством. Его в основном оставляли для детей. Если получалось поджарить на рыбьем жире кусочек хлеба, это было настоящим праздником!

Но еды все равно не хватало.В городе всех собак, кошек и крыс которые не успели покинуть свои привычные жилища. А между тем, массовый исход крыс из города действительно наблюдался. Эти твари, как всегда первыми почувствовали беду.

Очень популярное блюдо - мучной клей, на котором были поклеены обои в доме. Его отскребали от стен и бумаги, затем варили чтобы получить хоть немного питательную воду(суп). Подобным образом варили строительный клей, добавляя специи.

Ожигали кожаные куртки, ремни и сапоги, чтобы убрать запах дёгтя. А затем варили что-то похожее на студень.
Питались практически всем, чем были забиты уцелевшие склады: хвоя, глицерин, целлюлоза, кишки, жмых, желатин, технический альбумин и так далее. Все эти "продукты" в разных комбинациях представляли из себя какое-то "блюдо", которому давали даже названия. Их было огромное множество.


На месте разбомбленных Бадаевских (Продуктовых) складов добывали землю, которую продавали как съедобный продукт. Про бадаевскую «сладкую» землю рассказывают многие. Люди собирали землю там где сгорели запасы сахара. Добавляли в неё воду, затем процеживали, а мутную и сладковатую воду кипятили и пили.

Труднее всех было людям с совсем маленькими (грудными) детьми. В условиях голода у матери пропадало молоко. Но женщины изо всех сил старались сохранить жизнь своему ребёнку. История знает несколько примеров тому, как матери надрезали свои соски, чтобы младенцы получали хоть какие-то питательные вещества из крови.

Именно дети сплотили жителей города и дали силы, несмотря ни на что, работать и воевать. Потому что, только освобождение родного города, могло спасти подрастающее поколение от неминуемой гибели.



Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал:

Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами.

Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом...

И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим

872 дня голода, страха, потерь и безысходности. 3 191 304 человек оказались в лапах вермахта, 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб, упавших на северную столицу.

Артобстрелы в блокадном Ленинграде были ежедневными: иногда фашисты атаковали город по несколько раз в день. Люди прятались от бомбежек в подвалах домов. И самое страшное – 400 тыс. пар детский глаз, которые, несмотря ни на что верили, что наступит день, и их детство вернется.


Трудовые будни маленьких взрослых в блокаду

Блокада лишила ленинградских детей детства и вовлекла их во взрослые заботы. Совершали незаметные подвиги в своей семье, спасая мам и малышей.

Многие матери оказывались на грани жизни и смерти раньше своих детей. Когда изнурённые тяжёлым трудом по обороне Ленинграда и истощённые постоянным голодом, так как очень часто они отдавали свой хлебный паёк детям, мамы уже не могли встать с постели, жизнь семьи поддерживали старшие дети. Они стояли в очереди за хлебным пайком, приносили воду, собирали деревянные обломки.

Детям приходилось выполнять и скорбный долг перед родителями и близкими – провожать их в последний путь. Они шили саван из простыни и на детских санках отвозили их к братским могилам.

Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростки - работали на оборонных заводах, сутками не выходя из цехов. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Что бы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.



В соответствии с постановлением Ленгорсовета и бюро Ленинградского горкома ВКП(б) от 29 апреля 1943 г. 8 685 учащихся с 4-х по 10-е классы на период летних каникул были мобилизованы на прополку, поливку овощей и уборку урожая в совхозах и подсобных хозяйствах Ленинграда и области. В целях лучшей организации труда и отдыха в совхозах и подсобных хозяйствах были созданы лагеря по типу пионерских. Отряд включал несколько звеньев-бригад, которые комплектовались отдельно из мальчиков и девочек. Ответственность за работу лагерей несли директора школ или назначаемые ими лица.



Рабочий день и нормы выработки для учащихся 9-10-х классов были установлены наравне с рабочими совхозов и подсобных хозяйств. Для учащихся 4-8-х классов был введен менее напряженный режим рабочего дня. Как и все, начиная рабочий день в 8 часов 40 минут, учащиеся 4-6-х классов заканчивали работу в 11 часов 40 минут, 7-8-х классов - в 13 часов 40 минут. Далее следовал обед и послеобеденный отдых. После чая, в 17 часов, дети снова приступали к работам, которые продолжались до 20 часов. После ужина проводилась военно-физкультурная подготовка, кружковая работа, отрядные и звеньевые мероприятия. В 22 часа 30 минут ребята шли спать.


Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи медалями “За оборону Ленинграда”. Через всю многомесячную эпопею героической обороны города они прошли как достойные соратники взрослых. Не было таких событий, компаний и дел, в которых они не участвовали. Расчистка чердаков, борьба с “зажигалками”, тушение пожаров, разборка завалов ,очистка города от снега ,уход за ранеными ,выращивание овощей картофеля ,работа по выпуску оружия и боеприпасов – всюду действовали детские руки .

Учеба - в годы блокады

Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тяжелые бои в сентябре под Ленинградом не позволили приступить к занятиям своевременно. Многие учебные заведения были заняты под госпитали или эвакуационные пункты. Но несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов. Открылись 103 из 408 работавших до войны школ.



В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле.



Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее.