Файл: 1. Волшебные кляксы Цель развитие творческого воображения, мышления, речи. Возраст.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рожкова Анастасия Владимировна

Практическое задание № 10

Составьте 5 упражнений для развития творческих способностей дошкольников, используя различный методы и приемы, рассмотренные в учебных материалах (использование предметов в другом качестве, ТРИЗ и др.)

1. Волшебные кляксы
Цель: развитие творческого воображения, мышления, речи.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: изображения клякс.
Описание игры: ребенку предлагается несколько изображений клякс. Он должен внимательно рассмотреть их и сказать, на что они похожи, постаравшись назвать как можно больше версий. Затем сам ребенок должен назвать самую интересную, на его взгляд, версию и объяснить, почему он так думает.
Комментарий: хорошо, если игре предшествует подготовительная работа, проведенная вместе с детьми – по созданию клякс. Это очень увлекательное занятие, при котором вхождение в игру произойдет очень органично.

Если в игре принимает участие несколько детей, то они должны называть версии по очереди. Нужно следить, чтобы версии были правдоподобными и действительно имели сходство с называемыми предметами. Когда все выскажутся, нужно попросить детей выбрать самую оригинальную идею и объяснить, почему они так считают.
Выигрывает ребенок, назвавший больше всех версий или предложивший самую интересную версию.

При ответе замечайте, какие образы возникают у детей: целостные или основанные на какой-то одной детали, подвижные или нет, важна ли для детей форма и цвет. Если дети оценивают все эти качества, это хорошо, если нет – подскажите им, покажите на примере, что в этой кляксе можно увидеть и что-то еще.

2. Дополни фигуру
Цель: развитие творческих способностей, воображения.
Возраст:4-5 лет.
Количество играющих:один и более.
Необходимые приспособления: карточки с изображением 5 кругов и 5 квадратов, карандаши.

Описание игры: ребенок получает карточки, на которых должен нарисовать что-нибудь, используя как основу предложенный рисунок. Например: на карточках с изображением круга он рисует солнце, тарелку, лицо, пуговицу (или пятачок хрюшки), ромашку, а из квадратов «строит» дом, дорисовывает куб, пишет название книги и т. д.

Комментарий: перед тем как начнется игра, взрослый должен убедиться в том, что ребенок хорошо понял инструкцию. Иначе игра может не получиться, так как ребенок будет либо просто обводить геометрические фигуры, либо рядом рисовать другие.

3. Чудесный лес
Цель: развитие творческих способностей.
Возраст:3-4 года.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: большие листы с нарисованными деревьями и контурами или отдельными линиями, ветками деревьев или неопределенными силуэтами; карандаши.

Описание игры: детям раздают листы с рисунками, на которых нужно дорисовать то, что лишь намечено: ветки, животных, муравьев и бабочек. Каждый ребенок рисует то, что, как ему кажется, там должно быть нарисовано, может быть, даже какие-то фантастические вещи. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все заготовленные фигурки.
Если в игре принимают участие несколько детей, то можно устроить обсуждение рисунков, сочиняя в ходе его сказочную историю о чудесном лесе.
Так же можно играть в «Чудесный луг», «Чудесное море», «Чудесный дом» и т. д.
Комментарий: роль взрослого в этой игре заключается, в основном, в ее организации и подготовке необходимых материалов. Если дети младшего дошкольного возраста, им лучше предложить трафареты-заготовки в виде животных, цветов, насекомых и т. д. (которые можно изготовить самим или купить готовые). Детям более старшего возраста лучше предлагать заготовки-рисунки в виде различных линий на листе бумаги.

4. На что похожа фигурка?
Цель: развитие речи; творческого воображения; умения создавать несколько образов и выбирать из них самый оригинальный; умения выделять различные признаки предмета.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: изображения абстрактных фигур, напоминающие одновременно несколько предметов.


Описание игры: ребенку показывают заранее подготовленные картинки, а он должен сказать, что бы это могло быть. Когда, по его мнению, он назовет все, можно попросить рассказать подробнее об этих предметах.
Комментарий:начать игру взрослый может с демонстрации, обязательно объясняя при этом, почему тот или иной рисунок похож на предмет. Может возникнуть ситуация, когда у ребенка нет версий. Тогда можно предложить ему посмотреть на изображение под другим углом,
повертеть картинку в руках, закрыть какую-то часть рисунка и т. д. Можно также попросить ребенка представить какую-то фигурку сверху и снизу: например, если смотреть на два кружочка (один в другом) снизу, то это будет гриб, а если сверху – то бублик. Поощряются все версии, причем особенно нужно отметить оригинальные.
Задание можно усложнить, предложив совершенно абстрактные рисунки, на которых, даже по вашему мнению, невозможно увидеть что-то определенное. Если ребенок сможет увидеть на них предметы, это свидетельствует о высокой степени развития творческого воображения. Другим вариантом игры может быть создание таких рисунков самим ребенком, а потом пусть он сам предложит взрослым (или другим детям) отгадать, что на них изображено. В конце игры нужно обязательно спросить ребенка, какой предмет показался ему самым интересным и почему.

5. Что потом?
Цель: развитие творческого мышления.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: один или больше.
Описание игры: ребенку предлагается придумать как можно больше вариантов событий, которые наступили после того, как...
Папа поймал большую рыбу...
После этого:
— Пруд стал мелкой лужей.
— Рыба перекусила леску и уплыла.
— Семья целый год ела рыбу.
— Рыбу разрезали, а в ней оказалась еще рыба, а в той – еще рыба, а в следующей – еще, и т. д.
Белоснежка кормила голубей...
Папа Карло стругал полено...
Аннушка пролила масло...
Воробьишка выпал из гнезда...
Бабушка испекла пирожки...
Комментарий: если ответы детей однотипны, взрослый может включиться в игру, изменить ход мыслей детей, дать им образец нестандартного предложения.