Файл: Реферат восстание декабристов студент 118 гр лечебного факультета Проверил.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГБОУ ВО ОрГМУ

МИНЗДРАВА РОССИИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

РЕФЕРАТ

Восстание декабристов

Выполнил:

студент 118 гр.

лечебного факультета

-

Проверил:

-

Оренбург, 2019

Оглавление


Введение 3

1. Причины декабристского восстания 5

1.1 Северное и Южное общества, Общество Соединенных славян и их программы 7

1.2 Предпосылки к восстанию 10

1.3 План восстания 11

2. Восстание 14 декабря 1825г. на Сенатской площади 12

3. Арест и суд декабристов 15

4. Причины поражения декабристов 17

5. Историческое значение 18

Заключение 20

Список используемой литературы 22




Введение


Одним из важнейших событий XIX века было восстание декабристов. Возникновение декабристского движения было обусловлено всем ходом исторического развития России. Бесправное положение народных масс, сопоставление его с порядками в Западной Европе стало одним из главных факторов в формировании освободительной идеологии декабристов.

Крепостнический строй, вступивший в стадию своего разложения, стал восприниматься мыслящей частью русского общества как основная причина бедствий страны, её отсталости, которая всё более унижала патриотические чувства духовной элиты. Её ликвидация осознавалась передовыми русскими дворянами как самая насущная задача, открывающая стране дорогу к прогрессу.

Война тысяча восемьсот двенадцатого года продемонстрировала огромные потенциальные возможности России, патриотизм, моральные достоинства народа, крестьянства. В ходе походов русские дворяне - офицеры ближе познакомились со своими солдатами, были поражены уровнем жизни простых людей в Европе. Вот почему, возвратившись, они так болезненно стали воспринимать нищету и бесправие собственных крестьян, которые спасли страну от иноземного тирана, но которых «продолжали тиранить господа». Таким образом, с одной стороны, желание помочь народу, победившему лучшую в мире французскую армию, а с другой - предотвратить возможность повторения «пугачёвщины», угрожающей «островкам» европейской цивилизации в России, толкали часть дворян к активным действиям. Неслучайно декабристы назвали себя «детьми тысяча восемьсот двенадцатого года» [3, C. 34-37].

Восстание декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Санкт-Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года.


Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из них были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Целью было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Восстание разительно отличалось от заговоров эпохи дворцовых переворотов по своим целям и имело сильнейший резонанс в российском обществе, значительно повлиявший на общественно-политическую жизнь последовавшей за ним эпохи правления Николая I.

Актуальность данной темы состоит в том, что декабристское движение предопределило ход истории Российского государства. Оно имело важное как социально-политическое, так и культурное значение. Именно декабристы во многом сыграли важную решающую роль в дальнейшем развитии отношений между государством и общественными массами.

Цель работы заключается в определении роли декабристского восстания в истории Российского государства.

Задачи:

1) Изучить причины и предпосылки декабристского восстания;

2) Выяснить этапы и ход восстания декабристов;

3) Выявить результаты декабристского восстания;

3) Определить роль восстания для дальнейшего развития Российского государства.

1. Причины декабристского восстания


События Войны 1812 года и последующие заграничные походы русской армии оказали значительное влияние на все стороны жизни Российской империи, породили определённые надежды на перемены и, в первую очередь, на отмену крепостного права. Ликвидация крепостной зависимости связывалась с необходимостью конституционных ограничений монархической власти. В 1813—1814 годах возникают сообщества гвардейских офицеров на идейной основе, так называемые «артели». Из двух артелей: «Священной» и «Семёновского полка» в начале 1816 года в Петербурге формируется Союз спасения.

Создателем Союза был Александр Муравьёв. В Союз спасения вошли Сергей Трубецкой, Никита Муравьёв, Иван Якушкин, позднее к ним примкнул Павел Пестель. Своей целью Союз ставил освобождение крестьян и реформу управления государством. В 1817 году Пестель написал устав Союза спасения или Союза истинных и верных сынов отечества. Существует конспирологическая теория, что многие участники Союза состояли в масонских ложах, поэтому в обиходе Союза сказывалось влияние ритуалов масонов, но теория не имеет доказательств. Разногласия членов общества по вопросу о возможности цареубийства во время государственного переворота привели к роспуску Союза спасения осенью 1817 года.


В январе 1818 года в Москве создаётся новое тайное общество — Союз благоденствия. Первая часть устава общества была написана М. Н. Муравьёвым, П. Колошиным, С. П. Трубецким и содержала принципы организации Союза благоденствия и его тактику. Вторая часть, тайная, заключала в себе описание конечных целей общества, была составлена позже и не сохранилась. Союз просуществовал до 1821 года, в него входило около 200 человек. Одной из целей Союза благоденствия было создание передового общественного мнения, формирование либерального движения. Для этого предполагалось основание различных легальных обществ: литературных, благотворительных, просветительских. Всего было образовано более десяти управ Союза благоденствия: две в Москве; в Петербурге в полках Московском, Егерском, Измайловском, Конногвардейском; управы в Тульчине, Кишинёве, Смоленске и других городах. Возникли и «побочные управы», в том числе «Зелёная лампа» Никиты Всеволожского. Члены Союза благоденствия обязаны были принимать активное участие в общественной жизни, стремиться занять посты в правительственных учреждениях, армии.

Состав тайных обществ постоянно менялся: по мере того, как их первые участники «устраивались» в жизни и обзаводились семьями, они отходили от политики; их место занимали более молодые. В январе 1821 года в Москве три недели работал съезд Союза благоденствия. Его необходимость была обусловлена разногласиями между сторонниками радикального (республиканского) и умеренного течений и усиление реакции в стране, осложняющее легальную работу общества. Работой съезда руководили Николай Тургенев и Михаил Фонвизин. Стало известно, что через доносчиков правительство осведомлено о существовании Союза. Было принято решение о формальном роспуске Союза благоденствия. Это позволило освободиться от случайных людей, попавших в Союз, роспуск его стал шагом к реорганизации. Образовались новые тайные общества — «Южное» (1821 год) на Украине и «Северное» (1822 год) с центром в Петербурге. В сентябре 1825 года к Южному обществу присоединилось Общество соединённых славян, основанное братьями Борисовыми [4, C. 73-75].

В Северном обществе главную роль играли Никита Муравьёв, Трубецкой, а позже известный поэт Кондратий Рылеев, сплотивший вокруг себя боевых республиканцев. В Южном обществе руководителем был полковник Пестель.

Деятельное участие в Северном обществе принимали гвардейские офицеры Иван Николаевич Горсткин, Михаил Михайлович Нарышкин, морские офицеры, Николай Алексеевич Чижов, братья Бодиско Борис Андреевич и Михаил Андреевич. Активными участниками Южного общества были декабристы-туляки братья Крюковы, Александр Александрович и Николай Александрович, братья Бобрищевы-Пушкины Николай Сергеевич и Павел Сергеевич, Алексей Иванович Черкасов, Владимир Николаевич Лихарев, Иван Борисович Аврамов. Одним из активных деятелей «Общества соединённых славян» был Иван Васильевич Киреев.

1.1 Северное и Южное общества, Общество Соединенных славян и их программы


Однако именно те, кто ликвидировал Союз благоденствия, совсем не собирались отказываться от организованной борьбы за свои идеалы. Избавившись от балласта, они тут же постарались вывести эту борьбу на принципиально новый уровень.

Хотя Северное и Южное общества возникли независимо друг от друга, между ними вскоре были налажены связи — ведь организаторами и главными действующими лицами здесь были бывшие члены «Союза благоденствия», хорошо знавшие друг друга. Сохраняя независимую организацию, эти общества действовали в одном направлении, стремясь, как и предшествовавший им «Союз спасения», захватить власть и сверху провести благие перемены: ликвидировать самодержавие и отменить кре- постное право. Руководители Северного и Южного обществ периодически встречались, сверяя свои планы.

Именно на этом этапе декабристского движения были разработаны четкие программы предстоящих преобразований.

Никита Муравьев стал автором «Конституции» — программы Северного общества; Павел Пестель написал «Русскую правду», принятую в качестве программы Южным обществом.

Обе программы имели революционный характер, расходясь при этом в конкретных предложениях. Первое, что бросалось в глаза — это серьезное расхождение в решении принципиально важного вопроса о государственном строе в России после победы революции.Муравьёв: «В "Конституции" законодательная власть принадлежит Народному вече. Этот орган формируется путем выборов, в которых участвует взрослое мужское население страны, однако, не все: выборы проводятся на основе достаточно высокого имущественного ценза. Исполнительная власть принадлежит императору, который, обладая наследственной властью, присягает, тем не менее, на верность Конституции» [3, C. 114-115].

Таким образом, Никита Муравьев предлагал заменить самодержавие конституционной монархией, политическими правами в которой будут пользоваться только зажиточные граждане. И, кстати, Пестель упрекал северян за то, что они «на место аристократии крови (то есть дворянства) хотят ввести аристократию богатств (то есть буржуазию)».

Сам Пестель в этой части своей «Русской правды» был более последователен и демократичен. Он был решительным сторонником республиканского правления и противником имущественного ценза.


Серьезно различались подходы Муравьева и Пестеля к организации местного управления. Муравьев придерживался федеративного принципа.Муравьёв: «Россия должна быть разделена на “державы”, каждая из которых самостоятельно решает свои внутренние вопросы. Центральное правительство во главе с императором лишь координирует и согласовывает деятельность местных органов власти».

Пестель же придерживался унитарного принципа.Пестель: «Россия делится на области, безоговорочно подчиняющиеся центральным органам власти. Местные управленцы, назначаемые сверху, должны работать, исходя исключительно из указания центра».

Не менее серьезны были и различия в тех частях «Конституции» и «Русской правды», где речь шла о социально-экономических отношениях, которые предполагалось установить в России после отмены крепостного права. В «Конституции» вопрос решался следующим образом.

Первоначально Н. Муравьев предполагал вообще оставить за помещиками всю землю, предоставив крестьянам лишь личную свободу. Но под влиянием критики со стороны других членов общества, он пришел к мысли о необходимости предоставить крестьянам земельный надел, впрочем, очень небольшой — 2 десятины. Для сравнения: царское правительство в ходе отмены крепостного права в 1861 году предоставляло крестьянам в среднем, 7-8 десятин на душу.

Муравьёв: «Крестьяне получают свободу и небольшое количество земли в собственность — по две десятины на двор. Основная масса пахотных земель остается у помещиков, в экономическую зависимость от которых неизбежно должно попасть мало- земельное крестьянство» [4, C. 27-28].

Пестель же предлагает гораздо более сложное решение крестьянского вопроса, причем совершенно очевидно, что положение трудовой массы населения волнует его гораздо больше, чем Муравьева.Пестель: «Вся пахотная земля делится на частный фонд (это,прежде всего, помещичьи имения) и фонд общественный, который создается из земель государственных и частично конфискованных у помещиков. Из общественного фонда крестьяне получат землю в пользование в количестве, достаточном для ведения нормального хозяйства. Помещичьи же хозяйства, таким образом, в перспективе лишатся работников. Тем самым они обречены на разорение и постепенный переход в руки крестьян, которые получат право покупать частную землю в собственность».

Итак: разный характер программ вел к тому, что их создатели предполагали по-разному добиваться своих целей.Северяне, следуя более умеренной «Конституции» Никиты Муравьева, действительно надеялись, что она будет понята и принята значительной частью населения России. Народное вече они хотели созвать как можно скорее после революции и тем самым передать власть выборным представителям от народа.Сами они к власти совершенно не стремились.