Файл: 1. Логопедическое обследование детей с алалией.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, местоимений, прилагательных;

- падежных и родовых окончаний количественных числительных;

- личных окончаний глаголов;

- окончаний глаголов в прошедшем времени;

- предложно-падежных конструкций.

Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Характеристика связной речи у детей с ОНР

Нарушение связной речи — один из симптомов общего недоразвития речи.

У детей I уровня речевого развития связной речи нет, имеются отдельные лепетные слова, которые в разных случаях имеют разное значение и сопровождаются мимикой и жестами. Вне ситуации такая речь не понятна окружающим.

Недостаточность речи детей II уровня проявляется во всех ее компонентах. Дети пользуются простыми предложениями из 2 — 3 слов, могут ответить на вопросы по картинке, на которой изображены члены семьи, события окружающей жизни.

III уровень речевого развития предполагает наличие развернутой фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, которым придается то или иное значение в зависимости от ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной.

При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.

В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

22.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 4 уровня речевого развития.


Дети с четвертым уровнем речевого развития достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывающих на размер предмета (большой маленький), пространственную противоположность (далеко близко), оценочную характеристику (плохой — хороший). Трудности проявляются в выражении антонимических отношений следующих слов: бег шаг, бежать ходить.

Анализ особенностей грамматического оформления речи детей позволяет выявить ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (в зоопарке кормили лисов, собаков); в использовании некоторых предлогов (выглянул из-за двери — «выглянул и двери», упал со стола — «упал из стола», «мяч лежит около стола и стула» вместо между столом и стулом). Кроме того, в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными.

Особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными:

•пропуски союзов: «мама предупредила, я не ходил далеко» (чтобы не ходил далеко)',

• замена союзов: «я побежал, куда сидел щенок» (где сидел щенок)',

•инверсия: «наконец, все увидели долго искали которого котенка» (увидели котенка, которого долго искали).

Следующей отличительной особенностью детей четвертого уровня является своеобразие их связной речи:

•в беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;

•рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями;

• остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Самостоятельное рассказывание, требующее мобилизации творческих способностей, выливается в неполные и скудные тексты, не вбирающие в себя значимые для наименования элементы ситуации.

Таким образом, полученные данные позволяют выделить детей с более легкой формой общего недоразвития речи в самостоятельную категорию — четвертый уровень речевого недоразвития.

Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.

Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой

памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У наиболее слабых детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы — плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

21.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 3 уровня речевого развития.

Общее недоразвитие речи — различные сложные рече¬вые расстройства, при которых у детей нарушено фор¬мирование всех компонентов речевой системы, относя¬щихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наибо¬лее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афа¬зии, а также ринолалии, дизартрии — в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запа¬са грамматического строя и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Третий уровень речевого развития характеризуется на¬личием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, затруднения в свободном общении.

Несмотря на значительный количественный рост, словарного запаса лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступ¬ня, беседка, веранда, подъезд и др.), неточное понимание и упот¬ребление ряда слов (подшивать — зашивать— кроить,; подрезать — вырезать). Среди лексических ошибок выделяются следующие: а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат — «часы», донышко— «чайник»); б) подмена названий профессий названиями действия (балерина — «тетя танцует», певец — «дядя поёт»), в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»; деревья—«ёлочки»); г) взаимозамещение признаков (высокий; широкий, длинный — «большой», короткий— «маленький»).


Характерным является недифференцированное произне¬сение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрика¬ты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая коли¬чество слогов. Нарушение слоговой структуры в наиболее трудных словах. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается не¬точное употребление многих лексических значений. В актив¬ном словаре преобладают существительные и глаголы. Недо¬статочно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами сло¬вообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приста¬вок. Нередко они заменяют название части предмета на-званием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. Обеднение путей накопления словаря из-за недостаточного практического навыка применения способов словообразования.

Затруднения при составлении предложений, непостоянные ошибки при согласовании и управлении, в употреблении предложно-падежных форм. В свободных высказываниях преобладают простые распро¬страненные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числи¬тельных с существительными, прилагательных с существи¬тельными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понима¬ние изменений значения слов, выражаемых приставками, суф¬фиксами; наблюдаются трудности в различении морфологи-ческих элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные от¬ношения.


Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Особенности развития психических процессов. Ослаблены процессы памяти: трудности запоминания, снижение объема памяти, дети не владеют приемами смыслового запоминания, снижена вербальная память. Внимание может быть приближено к норме. Страдают процессы сосредоточения, распределения, переключения внимания. Мышление – наблюдаются трудности в систематизации, накоплении опыта, с трудом дается анализ и синтез речевой информации. Трудности установления причинно-следственных связей в предложении. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления. Детям присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Снижена познавательная деятельность. Нарушено восприятие - зрительное восприятие неполное, неточное. Отставание в сроках развития фонематического восприятия. Недостаточно сформированы сенсорные эталоны. Эмоционально-волевая сфера: Дети не уровновешаны, повышенная истощаемость, явления речевого негативизма, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение. Капризы. Личность и межличностные отношения. В коллективе не активны. Личностно незрелые. М.б. страх общения. Заниженная самооценка. Избегают новых коллективов. Снижение мотивации к общению.

20.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 2 уровня речевого развития.

Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет II и III уровни речевого развития.

II уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным - словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, беседовать по картинке, рассказывать о семье, о событиях окружающей жизни.

Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают названий цвета, формы, размера, многих предметов и т. д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, суп подливают вместо наливают. Навыками словообразования они практически не владеют.