Файл: А. С. Пушкин. "Моцарт и Сальери".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздел: Литература и искусство

Тема: А.С. Пушкин. “Моцарт и Сальери”.

Дата:

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.2.6создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм

10.3.1 понимать детально содержаниетекстов, соотнося детали с основной мыслью текста

10.3.4владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение

10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли

10.4.2излагать сжато информацию прослушанного, прочитанного и/илиаудиовизуального текста, сохраняя основную мысль и выражаяличную оценку

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока


Организационный момент

Создание коллаборативной среды.

Стратегия «Мне нравится, что ты ... ».

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.


Стратегия «Дерево ожиданий».

Дневник вдумчивого читателя.

Какие мысли и эмоции вызвала пьеса А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”?Запишите в Дневник, что поразило, удивило вас в большей степени. Отразите в Дневнике то, как меняется в процессе анализа восприятие произведения.

Фо

взаимооценивание

Учебник.

Часть 1.
Хрестоматия.

Середина урока



Стратегия «Мозговой штурм».Учитель вводит в тему, объясняя семантику ключевых понятий, рассказывает о том, как в художественной литературе отражается искусства.

Ключевые понятия:

Искусство — образное осмысление действительности;процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе.

Музыка— искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени.

Живопись— вид изобразительного искусства, связанный с переда- чей зрительных образов посредством нанесения красок на жесткую или гибкую поверхность.

Театр — вид искусства, сценическое представление драматических произведений, которое осуществляют актеры перед зрителями

Кино — вид художественного творчества, основанный на различных технических способах записи и воспроизведения изображения в движении, как правило, в сопровождении звука. Киноискусство является синтезом литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.
Аналитическая статья.



Прочитайте, составьте цитатный план аналитической статьи.

Творческое наследие А. С. Пушкина обширно и разнообразно, включает поэзию, прозу, драматургию. Осенью 1830 года в Болдино Пушкин написал четыре трагедии: “Пир во время чумы”, “Каменный гость”, “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”.Трагедию “Моцарт и Сальери” исследователи относят к классицизму. Написано произведение “белым” пятистопным ямбом, который еще называют “шекспировским”. Произведение состоит всего из двух сцен. Но, несмотря на краткость, Пушкин поднимает здесь глубокие вопросы, раскрывает трагедию человеческой души, проникает в психологию своих героев. Дружба, творчество, отношение к миру и себе, понятие о таланте и гениальности — все это переплетено в драматическом конфликте пьесы.




Стратегия «Мозговой штурм».

Литературный справочник

Драмалитературный, сценический и кинематографический жанр, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и эпосом), представляющий собой произведения, построенные в форме диалога и предназначенные для исполнения на сцене.

Пьеса литературное произведение, предназначенное для сцени- ческого исполнения: трагедии, комедии и т. д.

Трагедиядраматическое произведение, изображающее напряженную борьбу страстей или идей, общественную или личную катастрофу, обычно оканчивающееся гибелью героя.

Учебник.

Часть 1.

Хрестоматия.





Найдите в тексте цитаты, в которых персонажи размышляют о соотношении в искусстве таланта и ремесла. Сравните высказывания героев, запишите цитаты в диаграмму Венна. Выполните анализ диаграммы, аргументируйте свой ответ.


Литературная схема

Дайте характеристику главным героям произведения. Какой художественный прием использует автор для создания литературных образов? Отразите в литературной схеме ваши наблюдения над текстом пьесы.





Стратегия «Зигзаг».РазработкаПроектов

Стратегия «Диаграмма Венна»


Конец урока


Разделитесь на три группы, выполните задания, самостоятельно сформулируйте темы Проектов, концепцию, стратегию защиты.

Группа 1. Проанализируйте первый и второй монологи Сальери. Какие доводы он приводит, оправдывая решение об отравлении Моцарта? Можно ли с ним согласиться? Подготовьте чтение по ролям фрагментов из пьесы.

Группа 2. Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого музыканта? Как каждый из них представляет себе гармонию жизни? Подготовьте чтение по ролям фрагментов из пьесы.

Группа 3. Какой опыт взаимоотношений с людьми вы приобретаете в результате знакомства с произведениями разных видов искусства? Подготовьте чтение по ролям фрагментов из пьесы. Аргументируйте свой ответ.









Рефлексия.


Стратегия «Зигзаг».Как вы думаете, что объединяет литературу как искусство словесного творчества и другие виды искусства?












Раздел: Литература и искусство

Тема: Тема искусства в пьесе А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”

Дата:

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.2.5участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы;

10.2.6создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм;

10.3.4владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение;

10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли;

10.4.5писать эссе, в том числе причинно-следственное, аргументативное

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока



Организационный момент


Создание коллаборативной среды.

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.


Стратегия «Поздоровайся локтями!»


Учебник.

Часть 1.
Хрестоматия. Стратегия «Зигзаг».Чтение по ролям фрагментов из пьесы.

Середина урока


Стратегия «Таксономия Блума»

Знание:Искусство XXI века — это отражение нашей современности, которое передает настроение, проблемы, желания человека информационной эпохи. Что представляет собой искусство XXI века? В чем его особенность?

Понимание:Как современное искусство соотносится с литературой?

Применение:Какие виды и жанры современного искусства и современной литературы вы знаете? Охарактеризуйте их. Как традиционные понятия соотносятся с современными терминами? Заполните таблицу по приведенному образцу.





Оценивание:Ответить на проблемный вопрос

  • Как вы думаете, прав ли Моцарт, утверждая: “Гений и зло- действо — две вещи несовместные”?

  • Сформулируйте вашу точку зрения, используя прием ПОПС- формулы:

Позиция — Я считаю, что Моцарт … .

Обоснование — Потому что … .

Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить примерами из текста … .

Следствие — Сформулируем вывод о том, что … .


Учебник.

Часть 1.

Хрестоматия.





Создание: (

задание на дом)

  • Напишите эссе тему: “Искусство — это труд или вдохновение”?

  • Используйте в эссе афоризмы из пьесы: “Все говорят: нет правды на земле”; “Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь”; “Ремесло Поставил я подножием искусству”; “А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль?”







Стратегия «Зигзаг».

Содружество искусств. Посмотрите художественный фильм “Амадей” (1979). Режиссер Милош Форман по сценарию Питера Шеффера.Посмотрите в онлайн режиме спектакль “Моцарт и Сальери” в постановке Ленинградского Государственного Академического театра драмы имени А. С. Пушкина (1971). Режиссер: Антонин Даусон, Леонид Пчелкин. В ролях: Николай Симонов, Иннокентий Смоктуновский. Рассмотрите иллюстрации Врубеля к произведению Пушкина. Какие эпизоды пьесы изображены на иллюстрациях? Найдите в тексте литературного произведения цитаты и подпишите иллюстрации.

Конец урока


Стратегия «Зигзаг».Проба пера.

Напишите эссе тему: “Искусство — это труд или вдохновение”? Используйте в эссе афоризмы из пьесы: “Все говорят: нет правдына земле”; “Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь”; “Ремесло Поставил я подножием искусству”; “А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль?”






Стратегия «Зигзаг».Проба пера

Интерактивные технологии

  • Разработайте буктрейлеры к пьесе Пушкина “Моцарт и Сальери”.Организуйте в онлайн режиме концерт из произведений Моцарта.

Создайте презентации о взаимосвязи литературы и других видов искусства: музыки, живописи, театра, кино. Обратитесь к сайтам.

Рефлексия.



Стратегия «Зигзаг».Прослушайте в онлайн режиме оперу Римского-Корсакова “Моцарт и Сальери”.

Какие выразительные средства оперного искусства передают содержание пьесы Пушкина? Оцените работу режиссера-постановщика, декораторов, костюмеров, певцов.









Раздел: Литература и искусство

Тема: Язык и стиль пьесы “Моцарт и Сальери”.

Дата:

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.3.3формулировать практическиевопросы по прочитанному тексту иотвечать на них, используя внетекстовую информацию для подтверждения своей точки зрения

10.4.5писать эссе, в том числе причинно-следственное, аргументативное

10.4.6соблюдать орфографические нормы (Н и НН в разных частях речи, правописание Ь и Ъ, правописание числительных, сложных слов)

10.4.7соблюдать пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях, тире в простом и сложном предложении

10.5.1использовать отглагольные существительные, сложные прилагательные, прилагательные в краткой форме, глаголы в страдательном залоге, причастия, деепричастия

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока



Организационный момент

Создание коллаборативной среды.


Стратегия «Противоположности»

Камень твердый, а вата ? ... (называет антоним)

Снегурочка добрая, а Баба-яга ? .... и т.д.

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.


Стратегия «Зигзаг».Обсуждение эссе тему: “Искусство — это труд или вдохновение”?

Учебник.

Часть 1.
Хрестоматия.

Середина урока


Стратегия «Мозговой штурм».История слова

А.С. Пушкин по праву считается основоположником русского языка, так как стремился к созданию демократического языка, гармонично сочетая книжные слова с народно-разговорными. Пушкин называл язык стихией и в ней соединились литературная традиция XVIII века, речь культурного общества, городское просторечие, народно-фольклорные элементы — язык народных песен, былин и сказок, которые очень ценил поэт. Следует знать: во второй половине XVIII века в России стал широко распространяться французский язык, что было “модной” тенденцией в дворянском обществе. В русском языке появилось множество слов, заимствованных из французского языка, к примеру, панталоны, фрак, жилет. В произведениях русской классической литературы встречаются вкрапления — слова и выражения на французском языке. Ср.: cousine, grand’maman, grand’papa, papa.
Структурно-смысловаясравнительнаятаблица. Сравните речь Сальери и Моцарта, иллюстрируя фрагментами из текста. Создайте речевую характеристику героев. Какие художественные средства находит для своих героев А. С. Пушкин? Заполните таблицу, опираясь на критерии сравнения.
Консультация

Аргументативное (проблемное) эссенаправлено на решение проблемы. Своей цели авторы аргументационных эссе добиваются, опираясь на логически выстроенные факты, непреложные истины, мнения авторитетов, первичные источники информации, статистические данные и т.д. Правила написания аргументативного (проблемного) эссе:

  1. Исследование проблемы (актуальность, новизна, связь с современностью; обязательно учесть аудиторию — перед кем Вы собираетесь защищать свою позицию)

  2. Нахождение основных элементов эссе.

  3. Написание текста: доводы “за” и “против”; формы обоснования (обоснование) этих доводов; контрольные вопросы для тезисов (продумать аргументацию для тезисов) — корректировать и пересматривать доводы по мере их появления.

Рецензияжанр, в котором дается критическая оценка худо- жественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов и др. Поэтому к видам рецензии относятся: литературная, научная, театральная, кино рецензия и др. Отличительной особенностью рецензии является позиция рецензента и современность.



Стратегия «РАФТ».

  • Прочитайте оценочные части рецензий с точки зрения выражения критики. Определите позицию рецензентов по отношению к театральной постановке и словарю.

С какой целью используются выделенные языковые выражения? Как они называются?




Учебник.

Часть 1.

Хрестоматия.


Конец урока



Стратегия «РАФТ».

Творческая лаборатория

Помните, что вы должны демонстрировать сущность проблемы, ясно формулировать свою позицию, выстраивать аргументы, используя риторические средства языка. Используя клише, т. е. стандартные языковые конструкции, напишите оценочную часть рецензии на прочитанную книгу, либо просмотренный фильм или спектакль. Помните, что в начале отмечаются достоинства, затем — недостатки, которые выражаются в корректной форме.

На основе приведенного тезисного плана напишите эссе на тему: “Мое отношение к себе и людям”.




Стратегия «РАФТ».

Творческая лаборатория


Рефлексия.


Подумайте, почему в трагедии А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери” преимущественно встречаются книжные слова и выражения?

почему в трагедии А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери” преимущественно встречаются книжные слова и выражения?









Раздел: Литература и искусство

Тема: А.И. Куприн. “Гранатовый браслет”

Дата:

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.1.3 определять основную мысль текста, выявляя детали, подтверждающие её

10.2.2 пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики и связывая прочитанное/услышанное с собственным опытом

10.2.6создавать высказывание на основе рисунков, графиков, таблиц, схем, диаграмм

10.3.4владеть стратегиями чтения,включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение

10.3.5анализировать содержание художественных произведений, определяяроль композиции, изобразительно-выразительных средств, деталей, в раскрытии основной мысли

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока


Организационный момент

Стратегия «Кто больше назовет предметов!»

Высокие что ...?

Низкие что ... ?

Из стекла что ... ?

Мягкие что ... ? и т.д.

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.


Создание коллаборативной среды.


Стратегия «РАФТ». Обсуждение эссе на тему: “Мое отношение к себе и людям”.

Учебник.

Часть 1.
Хрестоматия.

Середина урока



Стратегия«Мозговой штурм».

Литературный хронограф

Учитель вводит в тему, рассказывает о жизни и творчестве А. Куприна.Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое напечатанное произведение — рассказ “Последний дебют” (1889). В 1890-е годы опубликовал очерк “Юзовский завод” и повесть “Молох”, рассказ “Лесная глушь”, повести “Олеся” и “Кэт”, в 1901 году — рассказ “Оборотень”. В эти годы Куприн познакомился с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. В 1901 году переехал в Петербург. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: “Болото” (1902), “Конокрады” (1903), “Белый пудель” (1903). В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение — повесть “Поединок”, имевшая большой успех. В годы между двумя революциями Куприн опубликовал цикл очерков “Листригоны” (1907—1911), рассказы “Суламифь” (1908), повести “Гранатовый браслет” (1911), “Жидкое солнце” (1912).

Аналитическая статья

Повесть “Гранатовый браслет” была написана Куприным в 1910 году, автор называл свое произведение рассказом. В основе сюжета случай, имевший место в реальной жизни. Мать Куприна была в такой же ситуации, как и героиня романа. Это история трагической любви, наполненная загадочными символами, мистическим настроением, романтическим пафосом.


Стратегия «Собрать пазлы».

Хронологическая таблица “Жизнь и творчество А. И. Куприна”. Прочитайте биографическую и аналитическую справку.Составьте хронологическую таблицу.




Учебник.

Часть 1.

Хрестоматия.
Физкультурная минутка.

















Конец урока



Стратегия «Собрать пазлы».



  • Найдите в тексте характеристику портрета, речи, поступков персонажей.

  • Обратите внимание на детали портрета.

Запишите характеристики в таблицу.




Структурно-смысловая таблица


Рефлексия.


Стратегия «Собрать пазлы».

Как вы думаете, в чем заключается символический смысл заглавия произведения Куприна?









Раздел: Литература и искусство

Тема: Язык и стиль произведений А. И. Куприна.

Дата:

Школа:

ФИО учителя:

Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения:

10.2.3соблюдать речевыенормы,избегая нарушений лексической сочетаемости,использования слов в несвойственном значении

10.4.6соблюдать орфографические нормы (Н и НН в разных частях речи, правописание Ь и Ъ, правописание числительных, сложных слов)

10.4.7соблюдать пунктуационные нормы в сложных синтаксических конструкциях, тире в простом и сложном предложении

10.5.1использовать отглагольные существительные, сложные прилагательные, прилагательные в краткой форме, глаголы в страдательном залоге, причастия, деепричастия

10.5.2использовать безличные конструкции, предложенияс обособленными второстепенными членами, сложные синтаксические конструкции

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока


Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

Тема рассчитана на два урока: на первом уроке выполняется запланированная работа, изложенная ниже. Второй урок рекомендуется организовать как интегрированный, объединить с уроком казахского языка.

Учитель приветствует учащихся, он призван мотивировать учащихся на изучение русского языка илитературы, создать эмоциональную атмосферу, настроить на увлекательный диалог автора и читателя.


Стратегия «Собрать пазлы».Обсуждение рецензий на художественный фильм “Гранатовый браслет”.

Стратегия «Покорчим рожи!»

Медведь ...

Лиса ...

Рыба ...

Кошка ... и т.д.


Учебник.

Часть 1.
Хрестоматия.

Середина урока


Стратегия «Мозговой штурм».

История слова

В процессе общения мы обращаемся к своему собеседнику согласно принятым в обществе нормам поведения иречевому этикету. У каждого народа существуют свои правила речевого этикета и формулы обращения, которые отражают историю, культуру и национальные особенности его уклада жизни,атакжезависят от ситуации общения. В Российской империи формы обращения определялись в соответствии “Табелю о рангах” — правилами обращения, утвержденными указом Петром I еще в XVIII веке. Обращения в дворянской среде должны были строго соответствовать чину, званию и происхождению лица, к которому обращались.К императору и его жене обращались: Ваше императорское величество, а к титулованным особам (великий князь, князь, граф, герцог, барон) — согласно титулу: Ваше Высочество, Ваше Сиятельство, Ваша Светлость. Помимо этого, использовались такие формулы титулования: официальным обращением было милостивый государь, милостивая государыня. Так обращались к незнакомым людям, либо при ссоре или внезапном охлаждении отношений. Обычно с таких обращений начинались все служебные документы. Люди нетитулованные и простолюдиныиспользовали такие обращения, как барин, барыня, сударь, сударыня. Часто использовалась, вне зависимости от чина того, к кому обращались, форма Ваше благородие.

Следует знать: После Февральской революции чины, звания и титулы были упразднены. Обращения товарищ, гражданин и гражданка, употреблявшиеся по отношению к товарищам по партии, во время и после Великой Отечественной войны стали использоваться как общепринятое обращение. Однако после распада СССР обращение товарищ вышло из употребления и сейчас практически нигде не используется (кроме российской армии).



Стратегия «Толстые и тонкие вопросы».Вглубь строки

  • Почему в царской России было много сословий и чинов? Почему существовали воинские чины? Кого было принято называть государь?

  • К какому дворянскому сословию принадлежала главная героиня повести А. Куприна “Гранатовый браслет” княгиня Вера? Кем был ее муж и как обращались к нему придворные? Найдите эти фрагменты в повести.

  • Как вы думаете, соблюдаются ли в современном обществе правила речевого этикета? Какие факторы влияют на употребление определенных формул обращения?

  • Почему в русский язык “вернулось” и активно используется обращение Дамы и господа? Как и в каких случаях в современном русском языке употребляются обращения господин и госпожа?

  • Обращение барышня использовалось к девочке или девушкеиз барской семьи. Какое значение приобрело это обращениев современном языке? В каких случаях так обращаются к девушкам?

  • В казахском языке существует множество этикетно-речевых оборотов, формул обращения и именных обращений к старшим и младшим по возрасту людям со значением почтения и уважения. Ср.: Қанатжан, Айшатай (по отношению к маленьким детям); Асеке, Мәке, Сәке (уважительно-почтительное обращение к взрослым людям).

Приведите примеры формул обращений, в том числе и именных, на русском и казахском языках. Какие сходства и различия вы можете отметить? Заполните таблицу, опираясь на критерии сравнения.

ФО

похвала

Учебник.

Часть 1.

Хрестоматия.


Конец урока


- Прочитайте предложения из повести А. Куприна “Гранатовый браслет” Какие образные средства встречаются в пейзажных зарисовках? Охарактеризуйте их. Как называются выделенные курсивом конструкции? Каким образом они обособляются? Перепишите, расставляя знаки препинания. Какие знаки препинания вы поставите в конце предложений, выражающих восторг, восхищение и удивление?



Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание “Н” и “НН” в суффиксах причастий прошедшего времени. Преобразуйте полные причастия с зависимыми словами в краткие причастия по следующему образцу: оставленные дачи — дачи оставлены. Объясните постановку знаков препинания.




Стратегия «Толстые и тонкие вопросы».

Практическая грамматика


Рефлексия.


Стратегия «Собрать пазлы».

Как вы думаете, чем обусловлены сходства и различия этикетных слов в русском и казахском языках?