Файл: Курсовая работа по дисциплине Административное право на тему.docx
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение, при этом каждое вынесенное постановление о назначении административного наказания приводится в исполнение самостоятельно.
Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания (в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа, за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении всегда рассматривалось как одна из важных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Обжаловано может быть любое постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении независимо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены.
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении имеют: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник; представитель; должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях.
Постановление, вынесенное судьей, обжалуется в вышестоящий суд, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. В случае если жалоба поступила в суд и вышестоящему должностному лицу - жалобу рассматривает суд.
Жалоба подается судье, должностному лицу, вынесшим постановление, которые в течение трех дней обязаны направить жалобу и материалы дела в вышестоящий суд, вышестоящему должностному лицу. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста направляется с материалами дела в вышестоящий суд в день поступления жалобы. Жалоба может быть подана непосредственно в вышестоящий суд, вышестоящему должностному лицу. Жалоба на постановление государственной пошлиной не облагается.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения копии постановления. При пропуске срока обжалования, такой срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, судьей, должностным лицом, уполномоченными рассматривать жалобу. В случае отказа в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления выносится определение.
КоАП РФ не устанавливает критериев уважительности пропуска срока обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, следовательно, мотивировать отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления, представляется затруднительным.
КоАП РФ не предусматривает права обжалования определения об отказе в восстановлении срока обжалования постановления, что является существенным нарушением прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
КоАП РФ также не регламентирует процедуры возвращении без рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях в случае пропуска срока обжалования (при отсутствии ходатайства о его восстановлении) или подачи жалобы ненадлежащим лицом.
Предоставляется необходимым устранение в КоАП РФ вышеперечисленных пробелов.
КоАП РФ не установлены требования к форме и содержанию жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении.
При подготовке к рассмотрению жалобы судья, должностное лицо выясняют: имеются ли обстоятельства исключающие возможность рассмотрения жалобы данным судьей, должностным лицом; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; при наличии ходатайств, разрешают их; если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности.
Жалоба, поступившая должностному лицу, рассматривается в течение десяти дней со дня её получения, поступившая судье, - в двухмесячный срок со дня её получения. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста рассматривается в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест. Жалоба рассматривается судьей, должностным лицом единолично.
Подготовительная стадия рассмотрения жалобы на постановление сходна с подготовительной стадией рассмотрения дела об административном правонарушении. После разъяснения права отводов и самоотводов, разрешения ходатайств, оглашается жалоба. На основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, заслушиваются объяснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства. Судья, должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
КоАП РФ не установлены пределы полномочий судьи, должностного лица при пересмотре дела: кто и в каких пределах представляет дополнительные материалы. В данном случае, обоснованным будет право участников производства по делам об административных правонарушениях представлять не любые дополнительные материалы, а только те, которые не могли быть представлены при рассмотрении дела по уважительным причинам.
По результатам рассмотрения жалобы может быть принято одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы - без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотрение судье, должностному лицу, правомочным рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с применением закона, влекущего более строго наказания, если потерпевшим подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и направлении дела для рассмотрения по подведомственности, если при рассмотрении жалобы было установлено, что постановление вынесено неправомочными судьей или должностным лицом.
Решение по жалобе на постановление должно содержать сведения предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ. Решение по жалобе на постановление оглашается немедленно после его вынесения, разъясняется срок и порядок его обжалования. Копия решения вручается под расписку или направляется в течение трех дней со дня вынесения решения.
Не вступившее в законную силу постановление и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст.ст. 30.1, 30.2, ч.ч. 1, 3 ст. 30.3 КоАП РФ. Протест прокурора рассматривается в порядке и в сроки, установленные ст.ст. 30.4-30.8 КоАП РФ.
Таким образом, производство состоит из четырех частей (стадий): а) административное расследование; б) рассмотрение дела; в) пересмотр постановления; г) исполнение постановления. На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения проступка, данные о виновном и составляется протокол. На второй - компетентный орган рассматривает дело и принимает постановление. На третьей – факультативной – стадии постановление пересматривается по жалобе гражданина, протесту прокурора, она заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. На четвертой – реализуется принятое постановление. На каждой стадии существуют этапы – группы взаимосвязанных действий.
Заключение
Производство по делам об административных правонарушениях - регулируемая административно-процессуальными нормами деятельность государственных и судебных органов по рассмотрению и разрешению конкретных дел об административных правонарушениях и применению мер административной ответственности к виновным.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется рядом его участников. Круг участников производства по делам об административных правонарушениях представляется обширным и определен с учетом особенностей производства по делам об административных правонарушениях. В КоАП РФ закреплены и конкретизированы основные права и обязанности участников производства.
Детальное изучение каждой стадии производства по делам об административных правонарушениях позволило выявить следующие вопросы, требующие внесения уточнений, дополнений и изменений в КоАП РФ:
1. Уточнить принципы административной ответственности и выделить их в отдельную главу общей части КоАП РФ. Включить в число принципов: принцип справедливости и соразмерности административных наказаний; принцип права на защиту, а именно, назначение защитника по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
2. Отменить институт понятых и заменить его видеозаписью процессуальных действий при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, с четким определением в законе критериев допустимости такой видеозаписи в качестве доказательства.
3. Определить процессуальный статус должностного лица, уполномоченного