Файл: Обобщающие слова при однородных членах предложения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-А что такое обобщать? ( Придать общее значение).
_-Какую роль играет обобщающее слово? (Обобщающее слово обобщает конкретные предметы.)
Объясните лексическое значение слова поле/нница.
(1 чел. работает с толковым словарем)
8. Исследовательская работа.4 мин
«С УМНЫМ ПОГОВОРИТЬ, ЧТО МЁДУ ИСПИТЬ» Слайд 23
Прочитайте название этапа. Как вы понимаете его смысл?
В русском языке встречаются трудные случаи постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. В данное правило нужно внести значительное дополнение. Какое? В учебнике такого материала нет. Группе ребят были даны предложения, и они провели исследовательскую работу, послушаем их.
Если после обобщающего слова стоят словакак-то, а именно, например, то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие: К краснолесью относятся породы деревьев смолистых, например: сосна, ель, пихта
Около дома росли старые фруктовые деревья, а именно: яблони, груши, слив.
Запишите предложение, поставьте знаки препинания, сделайте схему На участке мы посадили разные цветы, как- то: астры, хризантемы, гладиолусы
9. Самостоятельная работа 3мин
«ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЁШЬ» Слайд 24
- Индивидуальная работа. Тест.
Обведите номера правильных ответов.
1) Двоеточие при обобщающих словах ставится:
а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;
б) если обобщающее слово стоит после однородных членов;
в) при обобщающем слове знак препинание «двоеточие» отсутствует.
2) С каким суждением вы не согласны:
а) При однородных членах могут быть обобщающие слова;
б) Обобщающие слова могут стоять и впереди, и после однородных членов.
в) Обобщающее слово не является тем же членом предложения, что и однородные члены.
3) Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).
а) Дни стояли синеватые пасмурные. б) Нити осенних паутин блестели на траве на соломинках на былинках. в) В начале лета появилось много цветов колокольчики ночные фиалки голубые незабудки.
4) Укажите слово, которое не может быть обобщающим:
а) ромашка б) животные в) растения
5) Укажите предложение, в котором знаки препинания при обобщающем слове расставлены верно:
а) Всегда хорош русский лес зимой и летом, осенью и зимой.
б) В лесах, в поле - всюду стали распускаться первые цветы.
в) Всюду чувствовался запах черёмухи в саду, в доме, на улице.
Организация проверки: Самопроверка (ответы записаны на доске)
Ответы: 1 – а, 2 – в, 3 – в, 4 – а, 5 – б Слайд 25
Вывод: Критерии оценки: «5» - 0 ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 и более ошибок
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)-2 мин.
«ПО ОДЁЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, ПО УМУ ПРОВОЖАЮТ» Слайд 26
-Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Мои ощущения…
12. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин)
На слайде картинки). Слайд 27
- Посмотрите на пейзажи и скажите, какое время года изображено на них.
(Зима).
- Придумайте небольшой текст о зиме из нескольких предложений, чтобы обязательно были однородные члены и обобщающие слова при них.
(Примерный текст: Пришла долгожданная зима. Она принесла с собой всё: и морозы, и вьюги. Леса, поля, реки, улицы городов и деревень - все покрыто белым пушистым снегом. У ребят появились разные забавы: катание с горки, лыжные прогулки, игра в снежки.)
Спасибо вам, ребята за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь, и вы извлекли из нашего урока много полезного для себя. Слайд 28