Файл: Лекция 3 Простые грузозахватные устройства. План Однорогие и двурогие крюки. Груз обью скобы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция №3

Простые грузозахватные устройства.

План:

  1. Однорогие и двурогие крюки.

  2. Груз обью скобы.

  3. Крюковые подвески.

Для захватав грузов при выполнении погрузочно-разгрузоч­ных работ применяют различные грузозахватные устройства. Если кран выполняет грузоподъемные операции, связанные с транспор­тировкой различных грузов, то он оборудуется универсальным грузозахватным устройством - крюком или петлей к которым можно подвесить разнообразные грузы: штучные, сыпучие или жидкие в таре. Если же кран применяют для транспортировки однородных грузов по габариту, физическим свойствам, то для повышения производительности его целесообразно оборудовать спец. грузозахватными устройствами, соответствующими форме, физическим свойствам груза и позволявшими механизировать и автоматизиро­вать операции по захвату и освобождению грузов. К числу таких устройств относятся: клещевые захваты, эксцентриковые захваты для перемещения стальных листов; ковши и бадьи для транспорти­ровки сыпучих и жидких грузов; электромагниты; грейферы.

Тип грузозахвата и способ его управления влияют на производительность кранов. Наиболее совершенными являются автоматические и дистанционно управляемые грузозахватные устройства, позволяю­щие повысить производительность машин и освободить большое ко­личество обслуживающегося персонала.
Однорогие и двурогие крюки.

Крюки являются наиболее распространенными, но и самыми несовершенными грузозахватными устройствами, т.к. краны не могут работать автоматически и требуется постоянное присутствие рабо­чих для их обслуживания.

П о конструкции крюки разделяют на однорогие (а) и двурогие (б). Двурогие более удобны, для подъема длинномерных грузов. К крюкам и скобам предъявляются высокие требования прочности и надежности. Крюки изготавливают способами ковки, штамповки или клепки Материалом для изготовления крюков служив вязкая малоугле­родистая сталь 20, а также сталь 20Г.


- ширина сечения;

- высота сечения;

- расстояние от центра тяжести до внутренней и внешней сторон крюка;

-центр тяжести сечения.

Наиболее нагруженным является сечения 1-2, т.к. ему соответствует наибольшей изгибающий момент.

После изготовления крюки подвергаются отжигу для сня­тия внутренних напряжений. Новые крюки проходят испытания на нагрузку 1,25 номинальной в течение не менее 10 мин. Наиболее экономичная форма рабочего сечения крюка - трапециевидная с зак­ругленными краями, а для малых нагрузок крюки могут иметь круглое селение. Оптимальное соотношение для кряков составляет . На хвостовике крюка нарезана треугольная или трапециевидная резьбы. Диаметр зева крюка выбирают из условий размещения в нем двух ветвей пенькового каната или сварной цепи.

Крюки и их размеры выбирают в зависимости от грузоподъемности.

Поверочный расчет крюка на прочность состоит в определении напряжений в наиболее опасных сечениях.

Напряжение растяжения в резьбе крюка (МПа): ,

где - вес груза, кН; - внутренний диаметр резьбы, м; - допускаемое напряжение на растяжение.

В зависимости от группы режима работы подъемного механизма принимают: .

Высоту гайки определяют из условия смятия витков резьбы: .

напряжения на внутренней части крюка больше, чем напряжения на внешней части крюка.

где

шаг резьбы; - наружный диаметр резьбы; допус­каемое напряжение смятия: ; материал гайки - сталь 45.

Напряжения на внутренней части крюка:

на внешней части сечения крюка: ,

где А - площадь поперечного сечения крюка; D - диаметр зева крюка; h - высота сечения; - расстояния от центра тяжести сечения до внутренних и внешних волокон крюка; - ко­эффициент, зависящим от формы сечения крюка и его кривизны.

Мы видим, что напряжение на внутренней части крюка больше, чем на внешней из-за различных знаков напряжения сжатия. Определим значения параметров крюка: ,

где и большая и меньшая ширина сечения; ;
Пластинчатые крюки

Применяют для кранов большой грузоподъемности, для их изготовления не требуется мощного ковочного оборудования; их вырезают из листовом стали Ст3сп или стали 16МС и соединяют между собой заклепками. Такие крюки более надежны в эксплуатации, т.к. они раз­рушаются не мгновенно, а отдельными пластинами, которые при осмот­ре можно обнаружить.

Пластинчатые кроки применяют в таких мощных и ответственных кранах, как например, литейных грузоподъемностью 630 т, поднимающих ковши с расплавленным металлом (длина крюка более 5 м).

Пластинчатые крюки бывают однорогой и двурогой конструкции.

П роволочные крюки
изготавливают из высокопрочной стальной проволоки, которую сплетают в плоские ленты, неположенные в соот­ветствии с конфигурацией крюка. Между собой ленты скреплены кон­тактной сваркой и соединительной массой. Снаружи крюк покрывается специальным защитным слоем. Проволочные крюки имеют высокую проч­ность и бывают однорогой и двурогой конструкции.
Грузовые скобы (петли).

П рименяют для больших грузоподъемностей (свыше 100 т.) При той же грузоподъемности они имеют меньшие размеры вследствие закрытой симметричной конструкции. Недостатки скоб - большие поте­ри времени на захват и снятие груза, что влечет за собой снижение производительности крана. Скобы изготавливают из стали 20. Кон­структивно их выполняют цельноковаными и составными. Составные скобы более надежны в работе и выполняют их на большую грузоподъ­емность (свыше 300 т.). Цельнокованые скобы являются статически неопределимой системой и поэтому ограничиваются приближенным расчетом.

Поперечину петли следует рассматривать как криволинейную статически определимую балку, нагруженную в среднем сечении сосредоточенной нагрузкой, равной грузоподъемной силе петли. Поперечина петли изгибается моментом, который в среднем расчетном сечении: ,

где - горизонтальная составляющая в шарнире поперечины; - плечо силы относительно центра тяжести расчетного сечения поперечины.

Растягивающее усилие в боковых тягах: .
Крюковые подвески.

Крюковые подвески служат для соединения грузового крюка с подъемным канатом. Конструкция крюковой подвески зависит от числа ветвей каната, на которых подвешена подвеска; схемы запасовки каната, числа и расположения блоков; конструкции крюка.

Наиболее простыми крюковыми подвесками являются подвески для одной ветви каната. В этом случае один конец каната выполнен с . В этих случаях, когда масса крюка и свисающей части каната будет недостаточной для опускания крюка без груза, крюковую подвеску снабжают специальным грузом, при этом для удобства соединения каната с крюком вводится промежуточный элемент в виде сварной цепи.


Для использования стандартного крюка в подвеске для одной ветви каната, часто используют так называемый вертмог, выполненный в виде треугольной рамы. Нижняя горизонтальная часть вертмога имеет утолщение, в котором предусмотрено отверстие под гайку. Крюк фиксируется в вертмоге с помощью гайки. Вертмог подвешивают к канату с помощью кольца, цепи.

Большое применение находят подвески груза на нескольких ветвях грузового каната, когда усилие со стороны крана на канат передается через блоки. Различаю два типа крюковых подвесок: нормальные и укороченные.

Укороченная подвеска имеет меньший размер по высоте, поэтому можно осуществлять подъем груза на несколько большую высоту по сравнению с нормальной подвеской. Укороченную подвеску можно применять только при четной кратности полиспаста.

Канатные блоки установлены на подшипниках качения, обеспечивающих высокий КПД и длительный срок службы.

При дистанционном управлении поворотом крюка на подвеске устанавливают специальные механизмы вращения. Они должны бать простыми, компактными и надежными в работе, иметь небольшую массу. В качестве поворотных механизмов используют механизмы с червячным или планетарным редуктором.