Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реординационные отношения образуются с целью обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу на верхние инстанции.
3) По целевому назначению административно-правовые отношения подразделяются на две группы:
· административно-правовые отношения, возникающие в связи с реализацией положительных задач государственного управления (например, по руководству нижестоящими звеньями, предприятиями, учреждениями и организациями, по регулированию деятельности общественных объединений, по удовлетворению нужд и запросов граждан);
· административно-правовые отношения юрисдикционного характера, т.е. связанные с деликтами (проступками, влекущими за собой возмещение) в сфере государственного управления.
4) По конкретному содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные (составы административных правонарушений, предусмотренные КоАП РФ) и процессуальные (например, возникающие в процессе производства по делам об административных правонарушениях).
Процессуальные отношения являются формами реализации материальных отношений, причем не только административно-правовых, но и отношений, регулируемых другими отраслями права, например, земельным, финансовым, экологическим, налоговым, бюджетным и др.
5) По способу защиты различают административно-правовые отношения, защищаемые в административном, а также в судебном порядке.
Тема 4. Субъекты административного права
Вопрос 1. Общая характеристика индивидуальных субъектов административного права.
Административно-правовой статус субъекта определяет по своему содержанию правовую характеристику этого субъекта как потенциального участника административных правоотношений.
В настоящее время под понятием субъекта административного права принято считать физическое или юридическое лицо (организация), которое в соответствии с установленными нормами административного законодательства Российской Федерации участвует в системе административных правоотношений и в реализации функций исполнительной власти.
Субъекты административного классифицируются на – индивидуальные и коллективные.
Индивидуальными субъектами административных правоотношений являются физические лица, т.е. граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством. К коллективным субъектам административного права относят групп людей, объединенные в различные организационно-правовые формы, которые позволяют им действовать во внешних правоотношениях самостоятельно от своего имени.
Субъект административного права – это участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. |
Имеются категории граждан, такие как недееспособные или не полностью дееспособные, которые не могут в полной степени обладать возможностью самостоятельно реализовывать свой административно-правовой статус. Законодательство Российской Федерации и, в частности, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (вступил в силу с 1 сентября 2008 г.) регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над этой категорией граждан. В нем на государство возлагаются следующие организационные и правоприменительные задачи (ст. 4 Закона):
· обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройство;
· защита прав и законных интересов подопечных;
· обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
· обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
· обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Основными задачами органов опеки и попечительства являются (ст. 7 Закона):
· защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
· надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
· контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Опекой является «форма устройства малолетних граждан, которые не достигли возраста 14 лет и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия» (п. 1 ст. 2 Закона).
Попечительством является «форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации(п. 2 ст. 2 Закона).
Также законодательством предусматривается возможность установления органом опеки и попечительства (посредством принятия акта) временного назначения опекуна или попечителя (акт о предварительной опеке или попечительстве) в следующих случаях: если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя; при отобрании ребенка у родителей или лиц, их замещающих, на основании ст. 77 Семейного кодекса РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос 2. Приоритет прав и свобод граждан.
Приоритет прав и свобод граждан в нашей стране является высшей социальной ценностью. Приоритет прав и свобод граждан как высшей социальной ценности» используется достаточно часто, однако принято говорить о правах не просто гражданина, а о конституционных правах. Эти приоритеты закреплены в Главе 2-й Конституции РФ.
Следует также различать понятия «права» и «свободы».
Права – это обеспечиваемая и охраняемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь, быть гарантированным от чего-либо. |
Свободы человека -это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности, такие, как самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. |
Основными правами являются признанные мировым сообществом стандарты и ценности, по своей сути являющиеся необходимыми и достаточными для существования и развития человека. Основные права и свободы в своей социальной сущности являются естественными, они есть в каждый данный момент исторического процесса, в своей совокупности они выражают свободу человека и его нормальное существование в общественных условиях.
Основные права определены в Главе 2 Конституции Российской Федерации.
Статья 17. «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Статья 18. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими».
Статья 19. «Все равны перед законом и судом».
В конституционном порядке к основным правам относятся, как правило, личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина. Составными частями этой категории являются понятия «права и свободы» и «гражданин». Граждане имеют конституционно установленные права и свободы, определяемые Конституцией РФ.
В современном российском цивилизованном и демократичном обществе права и свободы закреплены в законах и обеспечиваются государством. Первым и главным правом человека является его право на жизнь. Оно должно быть священным для всех. Статья 20 Конституции РФ закрепляет данный принцип
– «Каждый имеет право на жизнь».
Каждый имеет право не просто прожить свою жизнь, но прожить ее достойно. Человек имеет право на личное достоинство и свободу, право на свободу передвижения и выбора места жительства, а также право на приобретение и прекращение гражданства. И поэтому он имеет право свободно выбирать: на кого учиться, где работать, кого любить и во что верить. Указанные выше права относятся как к правам и свободам человека и гражданина, так как являются естественными и личными по своей сущности.
10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций (ООН) приняла Всеобщую декларацию прав человека. Этот документ признавал всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека. Всеобщий характер подразумевал, что все люди, независимо от расы, пола, национальности, вероисповедания, рождаются свободными и равными в правах. Права человека являются неотъемлемыми и неделимыми, т. е. каждый человек обладает всей совокупностью прав.
Данный документ гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.» а также: Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах. Соответственно никто не может отнять жизнь у другого человека или же незаконно удерживать его под стражей.
Отношения между гражданином и органами исполнительной власти весьма разнообразны. К ним относятся и отношения положительного свойства, то есть реализация предоставленных законом прав и свобод, а также обязанности гражданина перед государством. Эти отношения включают и явления негативного характера, то есть совершение правонарушений.
Политические права и свободы. Статья 29 Конституции РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». В ней определено следующее:
· свобода мысли и свобода слова - не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства;
· свобода информации (печати) –свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»;