Файл: Тема Государственно управление и исполнительная власть Вопрос Понятие, характерные черты и критерии эффективности государственного управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


·     свобода объединений – каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

·     свобода собраний, митингов и демонстраций –право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.

 

Свобода не ограничена, и тот, кто решается на одно из допустимых в рамках этой свободы действий, не нуждается в разрешении на это и не обязан предоставлять этому оправдательные причины. Но есть и условия реализации этих прав и свобод: они не должны нарушать права третьих лиц, и не должны противоречить рамкам, установленным законом. Однако не индивидуум обязан оправдывать свои действия, когда он хочет воспользоваться одной из своих свобод, а государство, если оно хочет ограничить эту свободу.

Поскольку все люди равны в правах, то они наделены и равными обязанностями. Например, право каждого человека на жизнь связано с обязанностью сохранять её; право на достойный уровень жизни соединено с обязанностью провести её достойно и т.п Согласно Конституции РФ (статьи 57–59) каждый обязан: платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Важным аспектом гарантий прав и свобод граждан в Российской Федерации является дополнение конституционных норм другим законодательными актами.

Статья 25 Конституции РФ гласит – «Жилище неприкосновенно». это подтверждают положения ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов» и ст. 182 «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) – «основания и порядок производства обыска.

Статья 27. «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Эту позицию дополняет Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который подробное и тщательно закрепляет принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.


Статья 28. «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016).

В ст. 27 Конституции РФ закреплено право на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Данная норма соответствует статьям Международного пакта о гражданских и политических правах. Принятый 1 октября 1993 г. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установил лишь основные правила регистрации по месту пребывания и месту жительства. Именно этим Законом была введена новая система регистрации граждан вместо ранее действующей системы прописки.

В ч. 2 ст. 27 Конституции РФ провозглашено право граждан свободно выезжать за пределы РФ и право граждан РФ беспрепятственно возвращаться на ее территорию. Эта конституционная норма нашла свое развитие в Федеральном законе № 114-ФЗ от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в нее, являются: паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Пересечение Государственной границы РФ осуществляется в соответствии с правилами, установленными Федеральным Законом РФ 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации».

Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» дает следующие исчерпывающие основания возможных ограничений права гражданина на выезд за пределы РФ:

·     гражданин осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну;

·     гражданин призван на военную службу или направлен на альтернативную службу;

·     гражданин задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого или осужден за совершение преступления;

·     гражданин сообщил при оформлении документов для выезда заведомо ложные сведения;


·     гражданин уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом.

 

Указ Президента РФ от 1998года «О мерах по обеспечению права гражданина Российской Федерации на свободный выезд из Российской Федерации» закрепляет выезд гражданина за пределы России с целью постоянного проживания или временного пребывания и не влечет для гражданина и для членов его семьи каких-либо ограничений политических, гражданских, трудовых, жилищных и иных прав. Указ основан на Постановлении Конституционного Суда РФ о признании не соответствующими КонституцииРФ ч. 1 и 3 ст. 8 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», по существу препятствующих выдаче гражданину РФ паспорта, удостоверяющего его личность за пределами РФ, при отсутствии у него регистрации по месту жительства или по месту пребывания, а также в случае, если он имеет место жительства за пределами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ определен перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Этим правом обладают: МВД РоссииФСБ РоссииМинобороны РоссииРосфинмониторингСВР РоссииМинюст РоссииМИД России, Нацгвардия РФ, РоспотребнадзорФМБА России.

Ст. 54 Конституции РФ закрепляет ответственность государства перед гражданином, подтвердив право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лицСт. 151 ГК РФ предусматривает компенсацию морального вреда. Ст. 152 ГК РФ решает вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации. Общие положения об имущественной ответственности сформулированы в ст. 16 ГК РФ.

Взаимосвязь государства и личности требует четкого регулирования и упорядоченности. В настоящее время в РФ правовой статус человека закреплен на конституционном уровне и в законодательных актах: Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Принцип приоритета прав и свобод предполагает соответствующие обязанности государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан. В современном демократическом государстве человек, с его правами и свободами, является высшей ценностью государства, и поэтому оно ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Государственная служба основана на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Эти позиции закреплены в Федеральном Законе о «Государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.


Органы исполнительной и судебной власти, в особенности, должны учитывать объективное содержание основных прав при применении норм закона. Для законодательных органов основные права и свободы - рамки, определенная программа законотворческой деятельностью.

Тема 5. Административно-правовой статус граждан

  

Вопрос 1. Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина.

 

Правовой статус гражданина – это одна из наиболее важных категорий, которая неразрывно связанна с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности. Юридический статус человека и гражданина представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

Административно-правовой статус индивидуального субъекта может быть определен как правовое положение этого субъекта в административно-публичной сфере, в системе возникающих в ней административных правоотношений.

Взаимосвязь государства и личности требует четкого регулирования и упорядоченности. В настоящее время в РФ правовой статус человека закреплен на конституционном уровне и в законодательных актах: Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах. Правовой статус личности и гражданина при определенных сходствах имеют и принципиальные отличия.

 

Административно-правовой статус гражданина – это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).

 

Структура административно-правового статуса состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и обязанностей в сфере государственного управления.

Административно-правовое положение граждан характеризуется объемом и характером их административной правосубъектности, включающая в себя 
административную правоспособность и административную дееспособность.

 

Под административной правоспособностью гражданина понимается его способность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера.

 

Административная правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью, не может быть отчуждаема и передаваема, вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена.

Основными чертами административной правоспособности являются:

·     ее регулирование нормами административного права;

·     ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъектами исполнительной власти;

·     она возникает с момента рождения;

·     для разных лиц она не одинакова по объему.

 

Административная дееспособность – способность субъекта приобретать свои права и обязанности административно-правового характера и осуществлять действия в соответствии с ними.

 

Момент возникновения административной дееспособности законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Частично административная дееспособность возможна с более раннего возраста. С 16-летнего возраста наступает административная деликтоспособность, и гражданин может быть привлечен к административной ответственности за свои действия (бездействие).

 

Административная деликтоспособность – способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями.

 

Административная правосубъектность делится на общую и специальную. Различают общий и специальный административно-правовые статусы. Каждое лицо обладает общим статусом, который в основном равен для всех, и в то же время может быть носителем одного или нескольких специальных статусов (студента, сотрудника полиции и т.д.). В ряде случаев специальная правосубъектность дополняет общую.