Файл: Практическое задание Учебноисследовательские задания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(институт)

Психология и педагогика дошкольного образования

(кафедра)

Практическое задание № 2

по учебному курсу «Поликультурное образование»




Студент

Юлия Валерьевна Антонова







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбд-1802б













Преподаватель

  • Ценева Марина Анатольевна







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2022

Практическое задание 2.

Учебно-исследовательские задания

Задание 1. Заполнение таблицы: «Воспитательные средства русского народа»:
Воспитательные средства русского народа




Праздники, традиции, обычаи, обряды русского народа

Русские народные игрушки

Русские народные подвижные игры

Произведения устного русского народного творчества

Произведения русского народного изобразительного творчества

1.

Рождественский сочельник (в канун 25 декабря).

Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников.

Обязательным элементом праздничных увеселений было катание. Семейные крестьяне и молодежь катались на украшенных конях, с гор на санках и ледянках. Женщины старались прокатиться как можно дальше, чтобы длиннее вырос лен. Во время катания существовал обычай «собирать целовки» – парень, скативший с горы девушку, целовал ее. Для зимних катаний устраивали специальные карусели. Известны были и кулачные бои, взятие снежного городка, катания по наклонным шестам, бег наперегонки и другие забавы. Игры «Два мороза», «Масло», «Орешек»;

Русские народные пословицы:

Авось да небось в хозяйстве брось.

Береженая вещь два века служит.

Бережливость – дочь рассудительности, подруга аккуратности и

мать достатка.

Бережливость лучше богатства.

Будь бережлив, когда закрома полны.

В чужой руке всегда ломоть толще.

Всякое порося в корыто лезет.

Горе тому, у кого беспорядок в дому.


Хохломская роспись

2.

Рождество 7 января (25 декабря по старому стилю).

Деревянная мазыкская русская народная игрушка является весьма редкой. Она изготавливалась для родственников — детей, жен, родителей и т. д. На Руси мазыкскую игрушку называли «Болвашка», «тарарушка», «щепной товар». Вид резьбы, которая делается для игрушки, сохранился в среде мазыков, части сообщества офеней, коробейников, проживавших в бывшей Владимирской губернии, — отсюда происходит и название изделия. Сюжеты мазыкской игрушки разнообразные: люди, животные, птицы.

«Золотые ворота», «Бабка», «Гуськи», «Слепой козел», «Прялица»;

Русские народные потешки:

Сорока, сорока,

Сорока-белобока

Кашу варила,

Гостей скликала,

На порог скакала,

Гостей посматривала:

Не будут ль гости,

Не съедят ли кости?

Этому – на ложку,

Этому – на чашку,

Этому – на поварешку,

Этому – весь горшок,

Этому не достало:

Ходит, мелит.

Дрова носит,

Баню топит,

Дитю парит.


Городецкая роспись


3.

Новый год (Васильев день).

Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Игрушку изготовляли в деревне Филимоново Одоевского района Тульской губрении. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ. Большинство филимоновских игрушек используются в качестве свистулек.

«Замороженные», «Льдинки, ветер и мороз», «Дед Мороз», «Ходит царь».

Русские народные прибаутки:

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!
Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!
Радуга-дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышка –

Колоколнышка!


Гжель

4.

Крещение 19 января (6 января по старому стилю).

Жбанниковская свистулька — это не просто забава для детей. Это еще и рабочий инструмент для русских промоутеров — ярмарочных зазывал. Было у нее и другое назначение. Свистульки изготавливали как обереги. Своя особенная форма — пирамидка на трех ногах-основах — символизировала рог изобилия. Свистулька-утка была символом плодородия. Свистулька-курица своим свистом должна была привлекать богатство. А свистулька-корова — здоровье в семью.

«Карусель», «Бой мешками», «Перетягивание каната».

Русские народные небылицы:

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл,

Лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

Жостовская роспись

5.

Масленица (сырная неделя).

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Название изделия происходит от древнего города Каргополь Архангельской губернии, являвшимся в старину одним из центров старообрядчества. Часто мастера создавали не только существующих, но и вымышленных зверей. Например, полуконя-получеловека, которого изображают в военной форме с орденами; двухголового коня или птицу Сирин.

«Каравай», «Горелки», «Горшки», «Лапти», «Пирог», «Салки», «Водить козла», «Звонарь».

Русские народные скороговорки:

Вставай, Архип, петух охрип.

За пол-ушка ни полуполушки.

Течет речка, печет печка.

У елки иголки колки.

Во поле затопали кони.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.


Мезенская роспись

6.

Пасха.

Дымковская игрушка. Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие. Изготовляли такую игрушку в слободе Дымково, расположенной неподалеку от города Кирова. К началу XIX века игрушки из Дымкова распространились по всей России. Особенно популярны следующие образы дымковской игрушки: индюк, барыня, барашек, лошадь, мужчины в дымковской игрушке изображаются чаще всего в виде всадника на коне, свинки, птицы, колокольчики.

«Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром»; «Игра в лапту», «Катание яиц».


Русские народные частушки:

Наш баран богатый барин.

Он себе обновку справил.

То ли шуба, то ль кафтан,

Не поймет теперь и сам!
Я гусыня бедная,

Как копейка медная.

По селу хожу босая,

Пух на зиму запасаю.

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком!


Борецкая роспись

7.

Егорьев день – 6 мая (23 апреля по старому стилю), названный в честь святого Егория (Георгия, Юрия) – покровителя домашнего скота.

Богородская русская традиционная игрушка происходит из села Богородское Московской губернии. Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина — она и приводила фигурку в действие.

«Горелки», «Русская лапта», «Жмурки», «Городки», «Игры с мячом».

Русские народные загадки:

Вертится вертушечка,

Золотая коклюшечка;

Никто ее не достанет:

Не царь, не царица,

Не красная девица.

(Солнце)
Серовато, зубовато,

По полю рыщет –

Телят, ребят ищет.

(Волк)



Палехская миниатюра

8.

Вознесение – через 40 дней после Пасхи – типичный христианский праздник в честь мифического вознесения Иисуса Христа на небо.

Часто этот день входил в состав «русальной» обрядности.

Матрешка. Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Матрешка состояла из 8 деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до 48 деревянных барынь.

«Гуси – лебеди», «Палочка –выручалочка», «Фанты».

Русские народные колыбельные песни:

Уж ты, котинька-коток,

Уж ты, серенький бочок,

Приди, котя, ночевать,

Мого детку покачать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

Холуйская миниатюра

9.

Троица.

Конь-качалка — главный тренд городецкой деревянной игрушки. Конь-каталка — второй по важности товар в городецком ассортименте. Их мастера «запрягали» в игрушечные сани, повозки и кареты. Самым популярным был сюжет с двумя лошадками: одну вытесывали с наклоненной к груди головой, как будто она упирается на месте, второй, наоборот, придавали максимальную динамику.

«Венок», Водяной», «Горячее место».

Русские народные приметы:

Какая погода первого февраля – такой и весь месяц.

В феврале налетели вьюги да метели.

В феврале зима с весной встречаются.

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом.


Федоскинская миниатюра

10.

Иванов день – 7 июля (24 июня по старому стилю). Иван Купала – праздник летнего солнцестояния.

Федосеевская русская народная игрушка делалась в деревне Федосеево Нижегородской губернии. В Федосеево проживал умелец Яков Александрович Александров, который мастерил подвижные игрушки из щепок и досок. Основной сюжет федосеевской игрушки — кони. Также вырезали кукольную мебель, автомобили, лодки, карусели, санки, самолеты, трамваи, многоэтажные пароходы.

«Прыжки через «огонь», «Водоносы», «Ручеек». «Заря-заряница».

Русские народные песни:

Валенки да валенки ой да неподшиты стареньки

Нельзя валенки носить

Не в чем к миленькой сходить

Валенки валенки эх неподшиты стареньки

Валенки валенки эх неподшиты стареньки

Ой ты Коля Коля Николай сиди дома не гуляй

Не ходи на тот конец ох не носи девкам колец

Валенки валенки эх неподшиты стареньки

Валенки валенки
Чем подарочки носить лучше б валенки подшить

Валенки валенки эх неподшиты стареньки

Валенки валенки эх неподшиты стареньки

Суди люди суди бог как же я любила

По морозу босиком к милому ходила

Валенки валенки эх неподшиты стареньки

Валенки валенки

Тверская роспись

11.

Петров день – 12 июля (29 июня по старому стилю). Петр – покровитель рыболовства, поэтому

рыбаки считали этот день своим днем.


Куклы (любимые игрушки девочек) начинали играть с трехлетнего возраста. Они изготавливались очень просто: тряпочка или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой.

Девочки постарше, пытались придать куклам человеческий облик, шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков.

«Совушка», «Салочки», «Лапта».


Русские народные былины:

Алеша Попович и Тугарин Змеевич
Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылетывали –

Выезжали два могучие богатыря:

Что по имени Алешенька Попович млад

А со молодым Якимом Ивановичем.

Они ездят, богатыри, плечо о плечо,

Стремено в стремено богатырское.
Они ездили-гуляли по чисту полю,

Ничего они в чистом поле не наезживали,

Не видели они птицы перелетныя,

Не видали они зверя рыскучего.

Только в чистом поле наехали –

Лежат три дороги широкие,

Промежу тех дорог лежит горюч камень,

А на камени подпись подписана.


Тагильский поднос

12.

Ильин день – 2 августа (20 июля по старому стилю), в честь бога различных стихий – пожара,

грома, дождя, разрушений и т. д.


Птица счастья — игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева. Происходит она из Архангельской губернии. Изначально игрушку называли «Поморским голубком». Изготовляли птиц счастья из двух цельных брусков, щепки, без использования клея и креплений. Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.

«Гонки в Бабок Ёжек», «Паук», «Удержание мяча»

Русские народные сказки:

Волк и семеро козлят

Три медведя

По щучьему велению

Маша и медведь

Теремок

Курочка Ряба

Гуси-Лебеди

Снегурочка

Крошечка-Хаврошечка

Репка

Рукавичка

Вершки и корешки

Бычок – черный бочок, белые копытца

Царевна-Лягушка

Петушок – золотой гребешок

Курочка, мышка и тетерев

Кощей бессмертный

Петушок и бобовое зернышко

Лиса, заяц и петух

Жихарка

Василиса Прекрасная

Царевна-Несмеяна

Царевна-змея

Арысь-поле

Зимовье зверей

Горе

Горшеня

Иванушка-дурачок

Колобок

Кот и лиса

Никита Кожемяка

Петушок – золотой гребешок

Сивка – Бурка

Ракульская роспись

13.

Медовый спас – 14 августа (1 августа по старому стилю).

Абашевская русская народная игрушка выполняется из глины. Ее название происходит от села Абашево Пензенской губернии. В XIX–XX вв. в селе Абашево проживали лучшие мастера гончарного дела, работы которых ценились по всей России. Сюжеты абашевской игрушки разнообразны, среди основных — животные и птицы, главная особенность которых — чересчур длинное туловище с шеей и короткие лапы. У животных часто изображали пышные кудри и бороды. В основном лепили баранов, оленей, коз.

«В небе жаворонок пел», «Гонки», «Пройди и не задень».

Легенды:

Шел человек дорогою, и видит этот человек, что перед ним целою копною вьются комары. И говорит человек, комарьим голосом:

— Что вы такое за люди?

Говорят, ответ держат комары человеку, говорящему комарьим голосом:

— Мы люди певчие.

— Эх, — говорит человек, — пришли бы вы ко мне попеть в мой праздник.

— А когда ты празднуешь своему празднику?

— В новый год мой праздник бывает, — говорит им человек, говорящий комарьим голосом.

— О, нет, — отвечают комары, — у нас тогда и голосов нет, мы тогда и не поём.


Печорская роспись

14.

Яблочный спас –19 августа (6 августа по старому стилю).

Плешковская русская народная игрушка. Название игрушки происходит от села Плешково Орловской губернии. сновные цвета плешковской игрушки: синий, красный, зеленый. При окрашивании изделия использовали натуральные красители — сок бузины и лопуха, которые наносили на поверхность фигурки в форме пятнышек. Сюжеты плешковской игрушки различны: звери (кони, бараны, коровы, олени, петухи), птицы (утки), люди (солдаты, барыни), фантастические существа (русалки, птицы — сирин).

«Плавающие яблоки», « Танец с яблоками», «Яблоко в ложке».

Считалки:

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной –

Кто ты будешь такой?
Белка прыгала, скакала,

А на ветку не попала,

А попала в царский дом,

Где сидели за столом

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

А ты кто такой?

Говори поскорей,

Не задерживай честных

И добрых людей.
Серый зайка вырвал травку.

Положил её на лавку.

Кто травку возьмёт,

Тот и вон пойдёт.
Вышла мышка как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался сильный звон.

Выходи из круга вон.


Нижнетоемская роспись 

15.

Хлебный или Ореховый спас – 29 августа (16 августа по старому стилю).

Кадниковские игрушки. Кадниковские длинные и узкие кони-колоды из берёзы и ольхи, окрашенные темперой черного и красного цвета, относятся к 70–80-м годам XIX века.

«Разложи орешки», «Разгрызи орех», «Наполни вазу».

Русские народные поговорки:

Старый конь борозды не испортит!

Рыбак рыбака видит издалека!

Два сапога пара, да оба левые.

У страха глаза велики, да ничего не видят.

Ума палата, да ключ потерян.

Костромская роспись

16.

День Успения Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю) – считался днем окончания жатвы и окончанием Успенского поста.

Кирилловские игрушки 70–80 годов XIX века — наиболее массовые, имеют сходство с нижегородскими, которые возникли под влиянием северных образцов. Для кирилловских изделий характерна выразительность силуэта, угловатая обрубовка объёма, интенсивная окраска темперой, легкий мазковый расписной узор.




Дразнилки:

Миронушка-Мирон

Полна пазуха ворон.

Выглянул в окошко —Голова с лукошко,

Нос крючком,

Волоса клочком!
Вор-воришка

Украл топоришко.

Полез в окошко,

Упал в лукошко,

Вылезти не может.

Кто ему поможет?
Жадина-говядина,

Кислая капуста,

Съел мышонка без хвоста

И сказал: «Как вкусно!»

Алтайская роспись

17.

День Флора и Лавра – 31 августа. Его считают праздником лошадей.




«Перетягивание каната», «Картошка», «У медведя во бору».

Предание:

«Происхождение кошки» - Предание русского народа.

До всемирного потопа кошек на земле не было. Они появились в ковчеге Ноя. Когда праведный Ной вошел в ковчег со своим семейством, кроме жены, дождь стал лить, как из ведра. Только бы войти жене и запереться, да она, почему-то, все не хотела войти. Ной звал, звал, - она не слушалась. Наконец, Ной вышел из терпения и обругал ее: "Иди, - говорит, - проклятая". Тогда жена его вошла, но с ней вошел в ковчег и дьявол. Вода прибывала. Ковчег поплыл.

Дьявол в ковчеге стал думать, как погубить Ноя с семейством и животными. Вошел он в мышь, и эта мышь стала прогрызать в углу дыру, чтобы попала в ковчег вода. В это время тигр (в другом варианте - лев) выфыркнул из носа кошку и это животное съело мышь.

Вологодская роспись

18.

Рождество Богородицы – 21 сентября (8 сентября по старому стилю). Этот большой церковный

Праздник выпадал на начало уборки основных сельскохозяйственных культур.




«Воробей», «Ворон», «Голуби», «Коршун»,

«Ласточки», «Огородник и воробей»;


Баллады:

Андрей Дементьев

Баллада о верности
Отцы умчались в шлемах краснозвездных.

И матерям отныне не до сна.

Звенит от сабель над Россией воздух.

Копытами разбита тишина.
Мужей ждут жены. Ждут деревни русские.

И кто-то не вернется, может быть...

А в колыбелях спят мальчишки русые,

Которым в сорок первом уходить.


Вятская роспись

19.

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы, начало зимы.




«Под покров беги!», «Хозяюшки», «Бой с булавами», «Волшебный платок».

Исторические песни:

В тем сударыня1 простила,

Жить по-старому пустила.

Полтора года страдали:

Все царя себе искали.

Нашли себе царя —

Донского казака,

Емельяна Пугача,

Сын-Ивановича.

Он со силой собрался,

Под Гурьев поднялся:

Стрельба была несносна,

Стоять было не можно.

Он видит, что не взять:

Воротился взад.

С большой силой собрался,

Под Яик поднялся.

Под Яик подходил,

Батальицу сочинил.

Они зачали палить,

Силу-армию валить.

Из Яика-городка

Протекла кровью река,

Круты горы закачались,

Сыра земля затряслась,

Мелка рыба вниз пошла,

Мелка пташка со гнезда,

Мелка пташка со гнезда

Укрепила Пугача,

Сын-Ивановича.

Олонецкая роспись

20.

Никола зимний – 19 декабря (6 декабря по старому стилю) Николай Угодник. Именно в этот день приходит настоящая зима.




«Снежная башня»,

«Штурм крепости»,

«Зимний котел»,

«Каблучок»,

«Льдинка».


Народные лирические песни:

Вдоль по улице метель метёт
Вдоль по улице метелица метёт,

За метелицей мой миленький идёт.

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя.
На твою ли на приятну красоту,

На твоё лишь толь на белое лицо.

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя.
Красота твоя с ума меня свела,

Иссушила добра молодца, меня.

Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя.
Ты постой, постой, красавица моя,

Дозволь наглядеться, радость, на тебя.


Пучугская роспись



Задание 2. Подготовить рефераты на следующие темы:

  1. «Русский национальный костюм»;

Оглавление

  1. Введение. Общие характерные особенности народного костюма

2. Русский народный костюм

3. Мужской одежда

4. Женский одежда

5. Заключение

1. Общие характерные особенности народного костюма.

История русского костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа и были выработаны приемы его изготовления.

Народный костюм - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.


2.Русский народный костюм.


Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы только деталями, некоторыми элементами покроя, размером. Одежда была повседневная и праздничная - богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.
3.Мужская одежда

Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. У первых известных русских мужских рубах (XVI — XVII веков) под мышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.

Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.

Зепь — вид кармана.

Штаны. Гачи. Порты (одежда). Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

Верхняя одежда

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.

Опашень — долгополый кафтан (из сукна, шелка и пр.) с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником.

Свита (одежда). Обычное название для верхней одежды — свита. Она может быть и распашной (кафтан) и глухой (верхняя рубаха). Материал для верхней рубахи — сукно или плотный крашеный лён. Для кафтана — сукно, вероятно, с подкладкой. Свита снабжалась цветной окантовкой по краям рукавов, обычно также по подолу, вороту. У верхней рубахи между локтем и плечом иногда помещалась ещё одна цветная полоса. По крою же в общем соответствует сорочке (нижней рубахе). По борту кафтана располагалось около 8-12 пуговиц или завязок, с разговорами.


· Кожух (одежда) — зимний кафтан.

· Терлик

· Сермяга

· Вотола

· Корзно — парадный плащ.

Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками. Шили её обычно из сукна и других шерстяных тканей. Носили и в рукава и внакидку.

На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь») и внакидку.

Безрукавная епанча (япанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная епанча — из грубого сукна или верблюжьей шерсти. Нарядная — из хорошей материи, подбитой мехом.

Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины, зайца, а знать — из куницы, соболя, черно-бурки. Древнерусская шуба массивная, по длине до самого пола, прямая. Рукава с лицевой стороны имели разрез до локтя, широкий отложной воротник и обшлага были декорированы мехом. Шуба шилась мехом во внутрь, сверху шубу покрывали сукном. Мех всегда служил подкладкой. Сверху шуба покрывалась различными тканями: сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили летом и в помещениях.

Существовало несколько типов шуб: турецкие шубы, польские шубы, наиболее распространенными были русские и турские.

Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели широкий отложной меховой воротник, начинавшийся от груди. Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу — в подоле до 3,5 м. Спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти, до пола и имевшими спереди до локтя, прорезы для продевания рук. Воротник и обшлаг были меховые.

Турская шуба считалась чрезвычайно парадной. Носили её обычно внакидку. Она была длинной, со сравнительно короткими и широкими рукавами.

Шубы застёгивались на пуговицы или кляпыши с петлями.

Головные уборы

На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.


Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название.
4.Женская одежда

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8 — 10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом(ожерельем).

Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

· Сарафан

· Понёва

· Запона

· Телогрея

· Приволока — безрукавная накидка.

· Шушпан

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда не подпоясывались и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Знатные женщины любили носить шубки — женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай .