ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г. Вилючинск |
Раздел 1.Создание Московского царства. Урок 3. Русское государство и общество: трудности роста |
История 7 класс. Учебник История России XVI-конец XVIIвека. 7 класс. И.Л.Андреев, И.Н.Федоров, И.В.Амосова, М.:Дрофа, 2019г. |
|
Гудзишевская Нина Валентиновна |
|
Конспект |
Конспект
Цель: выяснить последствия социально-экономического и политического развития Русского государства в результате образования единого государства
Задачи:
-
характеризовать и сравнивать изменения социально-экономического развития Московской и древней Руси; выяснить особенности политического развития государства в I пол. XVIв.; -
оценить и сравнить правление Елены Глинской и бояр с точки зрения государственных интересов, подвести итоги боярского правления; -
развивать навыки анализа различной исторической информации, систематизации выводов в таблицах и схемах; умения устанавливать причинно-следственные связи, формулировать собственную аргументированную точку зрения по проблемам урока, участвовать в дискуссии
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологий развития критического мышления, коллективного обучения, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, учебник История России XVI-конец XVIIвека. 7 класс. И.Л.Андреев, И.Н.Федоров, И.В.Амосова, М.:Дрофа, 2019г.; рабочие листы для групповой работы.
Ход урока:
-
Организационный этап. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, распределение для групповой работы. -
Актуализация знаний учащихся.
«Верю – не верю».
Дата:________________Работу выполнил(-а)_____________________________________
-
Основной задачей правления Василия III было восстановление разрушенного набегами золотоордынцев. -
В ходе борьбы за престол в нач. XVIв. часто использовали слухи о колдовстве и участии в заговорах. -
В начале правления Василия III последней независимой от Москвы русской землей оставался Псков. -
После взятия русскими войсками в 1514г. Смоленска русско-литовские войны закончились. -
После присоединения к Москве в Пскове сохранился вечевой строй. -
Причина присоединения Рязанского княжества - попытки рязанского князя избавиться от опеки Москвы. -
Во II половине правления Василия III более опасным внешнеполитическим соперником стало Казанское ханство. -
Правители Крымского ханства претендовали на роль наследника Золотой Орды. -
Одним из направлений борьбы за укрепление единства русского государства была борьба с уделами. -
В связи с рядом поражений от Крымского ханства Василию III не удалось завершить объединение русских земель.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
Ответы:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
_нет | да | да | нет | нет | да | нет | да | да | нет |
Всего 10 баллов: «3» - 4-5 баллов; «4» - 6-7 баллов»; «5» - 8-10 баллов.
3.Мотивационно-целевой этап.
Задание: найдите и прочитайте на стр. 16 эпиграф к уроку и название параграфа. Как вы думаете, что станет главной проблемой нашего урока? (обсуждение ответов учащихся).
Слайд 1. Формулировка цели и задач урока.
-
завершение объединения Русских земель и освобождение от ига Золотой Орды создали условия для быстрого роста могущества государства; -
борьба двух формы правления – самодержавная власть или боярское правление – создавал трудности на пути формирования централизованного государства.
4.Изучение нового материала.
Слайд 2. Запись темы урока в тетрадь.
Слайд 3. План:
-
Освоение пространства. -
Особенности политического развития Российского государства в XVI в. -
Регентство Елены Глинской. -
Боярское правление.
Распределение заданий по группам. На работу групп по 5 минут, на представление результатов работы по 3 мин.
Слайд 4. Освоение пространства.
-
Россия в XVI в.- аграрная страна:
-
преобладание сельского населения -
главное занятие жителей земледелие -
I пол. XVI в. – «золотой век» для русского крестьянства
-
развитие ремесла и торговли положило начало преодолению хозяйственной замкнутости уделов.
Презентация работы группы №1.
Слайд 5 - 6. Обобщение учителя. Вариант заполнения таблицы.
Вопросы для анализа | Характеристика хозяйственной жизни |
Сельское хозяйство | - активное освоение земель - выращивание технических культур на северо-западе страны: лен, конопля |
Промыслы | - солеварение - промысел пушного зверя - рыболовство, добыча ворвани - промысел морского зверя - бортничество: мед и воск |
Ремесло | - строительство новых городов - специализация ремесла: б. 200 специальностей - специализация районов страны: Поморье – солеварение; Вологда и Ярославль – выделка кож; Калуга – деревянная посуда. |
Торговля | - развитие торговых связей внутри страны - появление ярмарок (Холмогоры) |
Государства – парт-неры во внешней торговле | Голландия |
Как вы думаете, какая проблема осталась нерешенной в развитии сельского хозяйства? (примитивные – соха и топор – основные орудия труда земледельца)
Слайд 7. Комментарии к схеме:
Презентация работы группы № 2
Слайд 8. Особенности политического развития Российского государства в XVI в.
Обобщение учителя. Комментарии к схеме:
К каким последствиям привело утверждение идеи «Москва – третий Рим»? (обоснование полновластия московского князя и полное бесправие его подданных).
Слайд 9. Регентство Елены Глинской.
Вспомните определение понятия регент (ответы учащихся)
Регент – временный правитель государства, осуществляющий верховную власть вместо монарха (анимация).
В 1533 г. Василий III умер от заражения крови. В регентском совете, утвержденном накануне смерти князя, сразу начались распри. Власть сосредоточилась в руках Елены Глинской.
Презентация работы группы № 3
Слайд 10. Обобщение ответов учащихся.
Реформа\мероприятие | Содержание | Значение |
1535г. Денежная реформа | Единая общегосударственная сис-тема денежного обращения Чеканка монет только на госу-даревом монетном дворе Единая система мер и весов | Укрепление единства государства, централиза-ция власти |
Ограничение власти наместников | Появление губных старост с полномочиями вести уголовные дела | Довести до конца не удалось |
Градостроительство | Обновлены и построены новые укрепленные рубежи Возведение Китайгородских укреплений вокруг Московского посада | Рост безопасности государства |
Можно ли утверждать, что Елена Глинская правила государством, исходя из государственных интересов? (обсуждение вопроса)
Презентация работы группы № 4.
Привлечение остальных учащихся в дискуссию о роли жестокости и твердости правления в становлении личности будущего государя.
Слайд 11. Боярское правление.
«Князь великий молод, держат государство бояре, и вам у кого служить?»
Из грамоты Андрея Ивановича Старицкого служилым людям новгородским.
В 1538 г. умерла Елена Глинская, Ивану Васильевичу было 8 лет. Наступил период боярского правления – 1538-1547 гг.
Презентация работы группы № 5.
Слайд 12. Обобщение ответов учащихся.
-
Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся. -
Обсуждение домашнего задания.
Слайд 13. Домашнее задание: § 3, вопросы к документу стр. 24-25 (устно).
Слайд 14. Источники:
https://spravochnick.ru/ekonomika/ponyatie_ekonomicheskogo_razvitiya/ekonomicheskoe_razvitie_v_xvi_veke/
https://histrf.ru/read/biographies/glinskaia-ieliena-vasilievna
https://rusistori.ru/udelnaya-rus/boyarskoe-pravlenie-1538-1547-gg/
https://histrf.ru/read/articles/rossiia-v-xvi-viekie-kak-nachinalas-sovriemiennost
Рабочий лист № 1.
Дата:_________Работу выполнили:______________________________________________
____________________________________________________________________________
Задание: стр. 17-18 1 абз., дополнительные материалы. Заполните таблицу.
Дополнительные материалы.
Россия - страна, богатая землей и населением…Между жителями очень много рыбаков, ловящих семгу и треску; у них также много масла, ворвани; <…> жители также много промышляют вываркой соленой воды. В северных частях этой страны <…> ловят пушных зверей: соболей, куниц, серых медведей, лисиц белых, черных и красных, выдру, горностаев, белок и оленей; там же добывают клыки от рыбы, называемой морж. Охотники <…> привозят свою добычу в Холмогоры, где в Николин день бывает большая ярмарка.
К западу от Холмогор находится город Новгород, около которого растет прекрасный лен, конопля, много также воску и меду. Голландские купцы имеют в Новгороде свой складочный дом; очень много в Новгороде и кожи, равно как и в городе Пскове, в окрестностях которого тоже великое изобилие льна, конопли, воску и меду.