Файл: Конспект Конспект.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г. Вилючинск

Раздел 1.Создание Московского царства. Урок 3. Русское государство и общество: трудности роста

История 7 класс. Учебник История России XVI-конец XVIIвека. 7 класс. И.Л.Андреев, И.Н.Федоров, И.В.Амосова, М.:Дрофа, 2019г.




Гудзишевская Нина Валентиновна







Конспект


Конспект

Цель: выяснить последствия социально-экономического и политического развития Русского государства в результате образования единого государства

Задачи:

  • характеризовать и сравнивать изменения социально-экономического развития Московской и древней Руси; выяснить особенности политического развития государства в I пол. XVIв.;

  • оценить и сравнить правление Елены Глинской и бояр с точки зрения государственных интересов, подвести итоги боярского правления;

  • развивать навыки анализа различной исторической информации, систематизации выводов в таблицах и схемах; умения устанавливать причинно-следственные связи, формулировать собственную аргументированную точку зрения по проблемам урока, участвовать в дискуссии

Тип урока: комбинированный урок с использованием технологий развития критического мышления, коллективного обучения, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, учебник История России XVI-конец XVIIвека. 7 класс. И.Л.Андреев, И.Н.Федоров, И.В.Амосова, М.:Дрофа, 2019г.; рабочие листы для групповой работы.
Ход урока:


  1. Организационный этап. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, распределение для групповой работы.

  2. Актуализация знаний учащихся.

«Верю – не верю».

Дата:________________Работу выполнил(-а)_____________________________________

  1. Основной задачей правления Василия III было восстановление разрушенного набегами золотоордынцев.

  2. В ходе борьбы за престол в нач. XVIв. часто использовали слухи о колдовстве и участии в заговорах.

  3. В начале правления Василия III последней независимой от Москвы русской землей оставался Псков.

  4. После взятия русскими войсками в 1514г. Смоленска русско-литовские войны закончились.

  5. После присоединения к Москве в Пскове сохранился вечевой строй.

  6. Причина присоединения Рязанского княжества - попытки рязанского князя избавиться от опеки Москвы.

  7. Во II половине правления Василия III более опасным внешнеполитическим соперником стало Казанское ханство.

  8. Правители Крымского ханства претендовали на роль наследника Золотой Орды.

  9. Одним из направлений борьбы за укрепление единства русского государства была борьба с уделами.

  10. В связи с рядом поражений от Крымского ханства Василию III не удалось завершить объединение русских земель.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
































Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

_нет

да

да

нет

нет

да

нет

да

да

нет

Всего 10 баллов: «3» - 4-5 баллов; «4» - 6-7 баллов»; «5» - 8-10 баллов.

3.Мотивационно-целевой этап.

Задание: найдите и прочитайте на стр. 16 эпиграф к уроку и название параграфа. Как вы думаете, что станет главной проблемой нашего урока? (обсуждение ответов учащихся).



Слайд 1. Формулировка цели и задач урока.

  • завершение объединения Русских земель и освобождение от ига Золотой Орды создали условия для быстрого роста могущества государства;

  • борьба двух формы правления – самодержавная власть или боярское правление – создавал трудности на пути формирования централизованного государства.


4.Изучение нового материала.
Слайд 2. Запись темы урока в тетрадь.
Слайд 3. План:

  1. Освоение пространства.

  2. Особенности политического развития Российского государства в XVI в.

  3. Регентство Елены Глинской.

  4. Боярское правление.

Распределение заданий по группам. На работу групп по 5 минут, на представление результатов работы по 3 мин.
Слайд 4. Освоение пространства.

  • Россия в XVI в.- аграрная страна:

  • преобладание сельского населения

  • главное занятие жителей земледелие

  • I пол. XVI в. – «золотой век» для русского крестьянства

  • развитие ремесла и торговли положило начало преодолению хозяйственной замкнутости уделов.

Презентация работы группы №1.
Слайд 5 - 6. Обобщение учителя. Вариант заполнения таблицы.

Вопросы для анализа

Характеристика хозяйственной жизни

Сельское хозяйство

- активное освоение земель

- выращивание технических культур на северо-западе страны: лен, конопля

Промыслы

- солеварение

- промысел пушного зверя

- рыболовство, добыча ворвани

- промысел морского зверя

- бортничество: мед и воск

Ремесло


- строительство новых городов

- специализация ремесла: б. 200 специальностей

- специализация районов страны: Поморье – солеварение; Вологда и Ярославль – выделка кож; Калуга – деревянная посуда.

Торговля

- развитие торговых связей внутри страны

- появление ярмарок (Холмогоры)

Государства – парт-неры во внешней торговле

Голландия



Как вы думаете, какая проблема осталась нерешенной в развитии сельского хозяйства? (примитивные – соха и топор – основные орудия труда земледельца)

Слайд 7. Комментарии к схеме:












Презентация работы группы № 2
Слайд 8. Особенности политического развития Российского государства в XVI в.

Обобщение учителя. Комментарии к схеме:











К каким последствиям привело утверждение идеи «Москва – третий Рим»? (обоснование полновластия московского князя и полное бесправие его подданных).
Слайд 9. Регентство Елены Глинской.

Вспомните определение понятия регент (ответы учащихся)

Регент – временный правитель государства, осуществляющий верховную власть вместо монарха (анимация).

В 1533 г. Василий III умер от заражения крови. В регентском совете, утвержденном накануне смерти князя, сразу начались распри. Власть сосредоточилась в руках Елены Глинской.

Презентация работы группы № 3
Слайд 10. Обобщение ответов учащихся.

Реформа\мероприятие

Содержание

Значение

1535г. Денежная реформа

Единая общегосударственная сис-тема денежного обращения

Чеканка монет только на госу-даревом монетном дворе

Единая система мер и весов

Укрепление единства государства, централиза-ция власти

Ограничение власти наместников

Появление губных старост с полномочиями вести уголовные дела

Довести до конца не удалось

Градостроительство

Обновлены и построены новые укрепленные рубежи

Возведение Китайгородских укреплений вокруг Московского посада

Рост безопасности государства


Можно ли утверждать, что Елена Глинская правила государством, исходя из государственных интересов? (обсуждение вопроса)

Презентация работы группы № 4.

Привлечение остальных учащихся в дискуссию о роли жестокости и твердости правления в становлении личности будущего государя.
Слайд 11. Боярское правление.

«Князь великий молод, держат государство бояре, и вам у кого служить?»

Из грамоты Андрея Ивановича Старицкого служилым людям новгородским.

В 1538 г. умерла Елена Глинская, Ивану Васильевичу было 8 лет. Наступил период боярского правления – 1538-1547 гг.

Презентация работы группы № 5.
Слайд 12. Обобщение ответов учащихся.








  1. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.

  2. Обсуждение домашнего задания.


Слайд 13. Домашнее задание: § 3, вопросы к документу стр. 24-25 (устно).
Слайд 14. Источники:

https://spravochnick.ru/ekonomika/ponyatie_ekonomicheskogo_razvitiya/ekonomicheskoe_razvitie_v_xvi_veke/

https://histrf.ru/read/biographies/glinskaia-ieliena-vasilievna

https://rusistori.ru/udelnaya-rus/boyarskoe-pravlenie-1538-1547-gg/

https://histrf.ru/read/articles/rossiia-v-xvi-viekie-kak-nachinalas-sovriemiennost

Рабочий лист № 1.

Дата:_________Работу выполнили:______________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание: стр. 17-18 1 абз., дополнительные материалы. Заполните таблицу.
Дополнительные материалы.

Россия - страна, богатая землей и населением…Между жителями очень много рыбаков, ловящих семгу и треску; у них также много масла, ворвани; <…> жители также много промышляют вываркой соленой воды. В северных частях этой страны <…> ловят пушных зверей: соболей, куниц, серых медведей, лисиц белых, черных и красных, выдру, горностаев, белок и оленей; там же добывают клыки от рыбы, называемой морж. Охотники <…> привозят свою добычу в  Холмогоры, где в Николин день бывает большая ярмарка.

К западу от Холмогор находится город Новгород, около которого растет прекрасный лен, конопля, много также воску и меду. Голландские купцы имеют в Новгороде свой складочный дом; очень много в Новгороде и кожи, равно как и в городе Пскове, в окрестностях которого тоже великое изобилие льна, конопли, воску и меду.