ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Исследование проводилось индивидуально с каждым, в разное время, на территории испытуемого.
Используемые методики:
1.метод «Исключение лишнего». С помощью этого метода можно определить особенности понятийного мышления.
Процедура проведения эксперимента:
Испытуемым были предложены бланки с образцами. В предлагаемой методике используется 24 набора достаточно близких по смыслу понятий. Задачей испытуемых является отбор в каждой строчке только двух слов, наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками.
2.1 Анализ результатов исследования понятийного мышления с использованием методики «Исключение лишнего»
Оценка результатов: подсчитывается количество полученных баллов у каждого испытуемого.
Таблица.2 Результаты исследования
Из таблицы 2, «Результаты исследования» видно, что у 3 из 5 юношей (60%) уровень развития понятийного мышления выше, чем у девушек. В целом средние показатели уровня развития понятийного мышления так же различаются– 41,6 у юношей и 35,6 у девушек соответственно.
В процентном отношении к максимальному уровню, у юношей, так же понятийное мышление ближе: 86,7% у юношей против 74,17% у девушек.
Интерпретация результатов: Такие результаты могли быть получены, т.к максимальное количество баллов равно 48, результаты менее 24 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемых сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.
Таким образом, гипотеза данной работы о различие уровня развития понятийного мышления у юношей и девушек, подтвердилась. Уровень развития понятийного мышления среди юношей в целом (примерно в 60% случаев) выше, чем среди девушек.
Заключение
Целью нашей работы было изучить понятие «мышление», рассмотреть основные методы исследования понятийного мышления в психологии и провести исследование для определения уровня понятийного мышления у мужчин и женщин.
Мы рассмотрели, что человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять — это, значит, проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них.
С развитием общества мышление эволюционирует, и все более переходит к обобщенному, теоретическому мышлению в понятиях. Появляются и развиваются абстракции, числа, пространства и времени.
Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности, однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названые виды мышления не уступают друг другу.
Мыслительный процесс является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.)
Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного. Характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней.
Понятийное мышление является ведущим для взрослого человека. Более того, оно пронизывает и подчиняет себе и до понятийных видов, которые теряют свой первоначальный вид и становятся смешанными с выделением наглядно-действенных или наглядно-образных признаков. Мышление взрослого человека – это структура, включающая признаки всех трех видов мышления.
Поскольку методы исследования понятийного мышления связаны с исследованием их вербальных форм, то наиболее распространены бланковые вербальные варианты. Основные методики для исследования понятийного мышления — это методика «Сравнение понятий», методика «Логика связей»,
и метод «Исключение лишнего».
В ходе выполнения курсовой работы нами был рассмотрен такой познавательный процесс, как мышление. Как известно уровень развития тех или иных психических процессов у всех людей разный. В экспериментальной части нашей работы мы при помощи методики «Исключение лишнего» выяснили, что мужчины и женщины обладают разным уровнем понятийного мышления, и что у мужчин он выше, чем у женщин. Таким образом, гипотеза данной работы подтвердилась
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л., 1976. С. 13–35.
2. . Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 2000.-350 с. - (Философия риторики. Риторика философии).
3. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: В 2 ч. - Саратов: Изд-во СГУ, 2002. - 292 с.
4. . Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. - 356 с. - (Мастера психологии).
5. Краткий психологический словарь. Сост. Карпенко Л.А., под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат - 1985 -С.ЗОЗ.
6. Крылов А.А. Психология:учебник (2-е издание). – М.: изд-во: Проспект, 2005- 752с.
7. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. Спб., 2004. – 320с.
8. . Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2003.
9. Марцинковская Т.Д. История психологии. 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004 - 544 с.
10. Основы психологии: Практикум /Ред.-сост.Л.Д. Столяренко Изд-е 4-е.,доп.и переработ.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003
11. Петухов В.В. Психология мышления. М.- 1975 - 200с.
12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие/В.Д. Балин., В.К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.;Под общей редакцией А. А. Крылова, С.А. Маничева.- СПб.:Питер,2000. – 560 с.: ил.(«Практикум по психологии»)
13. Роговин М.С., Залевский Г.В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. Томск, 1988. 234 с