Файл: 1 Приведите примеры процесса деятельности органов законодательной и судебной власти, которые являются предметом административного права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1) Приведите примеры процесса деятельности органов законодательной и судебной власти, которые являются предметом административного права.

2) Приведите по 3 примера каждого метода административного права

3) На примере деятельности Вашего предприятия/учреждения проанализируйте, какие отношения составляют предмет административного права.

1. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Законодательные органы занимаются в основном принятием управленческих решений в виде издания законов и других законодательных актов, в определенной степени — контролем за их исполнением. Деятельность по исполнению принятых решений составляет незначительный объем в работе органов законодательной власти. Аналогичная ситуация наблюдается в работе органов судебной власти и прокуратуры

2. Административное право, как и любая отрасль права, использует определенную совокупность правовых средств регулирующего воздействия на общественные отношения, т. е. на поведение их участников. Это методы правового регулирования общественных отношений.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность способов, процедур, механизмов, приемов воздействия правовых норм и юридических правил на конкретные общественные отношения. Метод правового регулирования — весьма емкое понятие, состоящее из множества компонентов. Вместе с предметом отрасли права используемые в ней методы правового регулирования характеризуют эту отрасль. Правовые отрасли используют в своих регулятивных целях такие правовые средства, как предписание, запрет, дозволение, и их различные сочетания. В системе административно-правового регулирования используются все три метода (типа) правового регулирования.


Предписание — это установление определенного порядка действий или принятия решений в сфере государственного управления. Например, должностные лица органов исполнительной власти (государственные служащие) должны точно соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих их полномочия, порядок управленческих действий, процедуры их осуществления, соответствующие требования административных регламентов и др. Граждане должны соблюдать правила регистрации по месту проживания и по месту пребывания; лица, управляющие транспортными средствами, и пешеходы — правила дорожного движения и т. д.

Запрет — это установление определенных правоограничений или требований, обусловливающих недопустимость определенных действий под угрозой применения соответствующих санкций. Например, федеральные службы не имеют права издавать нормативные правовые акты (за исключением особо определенных случаев); государственным служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью; граждане не могут нарушать установленный порядок организации либо проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования.

Дозволение, которое реализуется с помощью управомочивающих норм административного права, возможно в двух вариантах. Во-первых, это предоставление возможности выбора по своему усмотрению одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Во-вторых, это предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать (или не совершать) предусмотренные административно-правовой нормой действия при наличии определенных условий.

Ярким примером первого случая является возможность должностного лица органа исполнительной власти, наделенного правом рассматривать дела об административных правонарушениях, при назначении административного наказания выбрать одну из альтернативных санкций, предусмотренных законом для данного состава правонарушения. Еще одним примером первого варианта дозволения служит возможность гражданина
, обжалующего решение государственного органа, направить жалобу по своему усмотрению либо в вышестоящий орган, либо в суд. Примером второго варианта дозволения — возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению — является право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, воспользоваться или не воспользоваться юридической помощью защитника.

Согласно другой классификации правовой науки, выделяются два основных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный, которые свойственны в основном противоположным по своему юридическому характеру и назначению блокам правовых отраслей — публичному (в том числе административному праву) и частному праву (например, гражданскому).

Императивный метод правового регулирования — это метод властных предписаний, характерный прежде всего для административного права. Данный метод характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права.

Диспозитивный метод предполагает установление юридического равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Этот метод применяется в основном в отраслях частного права. Юридическим фактом в данном случае выступает, как правило, договор, в котором сторонами самостоятельно на равноправной основе устанавливаются права, обязанности и ответственность за нарушение его положений. Диспозитивный метод может использоваться в определенных пределах и при административно-правовом регулировании, например при заключении административных договоров.

3. Директор средней школы может утвердить Положение о приеме и увольнении работников, разработать и принять Правила внутреннего распорядка учащихся. Для производственного предприятия административно-правовые отношения внутриорганизационного характера могут быть установлены коллективным договором, поскольку последний может содержать:

-формы, системы и размеры оплаты труда;

-занятость, переобучение, условия высвобождения работников и. т.д.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания
, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. №185, с Ректор Вуза вправе утвердить Правила внутреннего распорядка, которые включают в себя общеобязательные правила внутреннего трудового распорядка работников и правила внутреннего учебного распорядка для обучающихся.