Файл: Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Доклад:

на тему:

«Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»

Оглавление
Введение………………………………………………………………………….3с

1. Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства……………………4с.

2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства……………………………………………………………………...6с.

3. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации………………………………………...8с.

4. Нормативные основы регулирования иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………………….12с.

5. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации……………………………………….16с.

Заключение…………………………………………………………………….18с.

Список использованной литературы…………………………………………19с.
Введение
Тема работы – "Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права".

Тема административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства остается по сей день недостаточно исследованной несмотря на то, что она актуальна в настоящее время, а также имеет значительную разработанность в науке. Нормы права, регулирующие соответствующие положения, имеют пробелы и коллизии, выявить которые представляется возможным лишь при комплексном анализе положений действующего законодательства.
1. Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранный гражданин — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.1

Иностранные граждане и лица без гражданства проживают в Российской Федерации и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (приглашение на въезд; разрешение на временное проживание, вид на жительство). По этому основанию иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, делятся на три категории:


- временно пребывающие в Российской Федерации;

- временно проживающие в Российской Федерации;

- постоянно проживающие в Российской Федерации.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. При этом документом, который служит основанием для выдачи иностранному гражданину (лицу без гражданства) визы либо основанием для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, получившее разрешение на временное проживание. При этом под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, которое оформляется в виде:

- отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства;

- документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину (лицу без гражданства) в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, получившее вид на жительство. При этом под видом на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из России и въезд в Россию.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину (лицу без гражданства) на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина (лица без гражданства) может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. Вид на жительство оформляется в виде документа установленной формы и содержит следующие сведения: 2

- фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов);

- дату и место рождения;


- пол;

- гражданство иностранного гражданина;

- номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство;

- срок действия вида на жительство;

- наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство.
2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Законы РФ распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории. Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ в той или иной степени вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица. Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (кроме случаев, установленных законом) и подлежат административной ответственности на общих основаниях. Правовое положение иностранных граждан регламентируется Конституцией законами России, международными договорами, правилами пребывания иностранных граждан на территории РФ и транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФ.

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства определяется Конституцией Российской Федерации (ст. 27, 62, 63), международными договорами, а также рядом нормативных документов, принятых Правительством Российской Федерации.3

Согласно Конституции РФ и законодательству, исходной основой определения правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства служит положение о том, что:

- иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами;


- находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.

Среди иностранных граждан и лиц без гражданства в последние годы значительный интерес приобрели беженцы, которые занимают особое административно-правовое положение. Административно-правовой статус беженцев определен Законом РФ "О беженцах". Беженец — это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.

Юридические гарантии закреплены в законах и подзаконных актах. Они содержат меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.4
3. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
В зависимости от интересов и физического лица, и его участия в жизни общества, и государства основные права и свободы делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные.

Личные права и свободы обеспечивают охрану его жизни, удовлетворение личных потребностей. К ним, в частности, относятся право на жизнь, на охрану личного достоинства, на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни.

К политическим правам и свободам иностранных граждан и апатридов относятся также право на информацию, свобода собраний, уличных шествий и др.


Социально-экономические права и свободы - это право частной собственности, свобода предпринимательской деятельности, право на труд, на забастовку, на отдых, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и т.д.

Культурные права — это свобода творчества, право на участие в культурной жизни, в пользовании достижениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.

Особенность правового положения иностранцев и лиц без гражданства заключается в том, что на них не распространяются некоторые права и обязанности, которые связаны непосредственно с гражданством России:

- они не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности, например, Президента РФ, командира экипажа воздушного судна, или работать в милиции;

- они не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

- на них не распространяется воинская обязанность;

- иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением граждан СНГ, с которыми заключены соглашения о безвизовом въезде и выезде, могут въезжать в Российскую Федерацию только при наличии разрешения;

- они проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов: вида на жительство, заграничных паспортов и др.;

- для них могут быть установлены ограничения в передвижении и выборе места жительства;

- для них предусмотрена такая мера административной ответственности, как выдворение за пределы Российской Федерации.

Иностранные граждане (лица без гражданства) имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании имеющихся у них документов, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Временно проживающий в России иностранный гражданин (лицо без гражданства) не вправе, по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов этого субъекта РФ.

Иностранным гражданам — сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности.