Файл: 1. Какие основные подходы существуют к определению права..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Какие основные подходы существуют к определению права.?

Десятилетние дискуссии о праве в юридической науке, – выявили три основных подхода к определению его понятия и сущности: а) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм (нормативное или так называемое узкое понимание права); б) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями; в) философский, связывающий право с мерой свободы и справедливости»
2.Каковы различия между правом и политикой?

Различие между политикой и правом проистекает в разнице между политической и административно-правовой сферами управления. Право и административно-правовая сфера — это, прежде всего, законы, указы, распоряжения; политика, политическая сфера управления — это стратегия и тактика поведения и деятельности людей и их организаций.

3.Заполните таблицу

Теории происхождения права

Период возникновения

Представители теории

Сущность теории

Герменевтические направление естественной теории

Расцветом теорий естественного права принято считать XVII-XVIIIвв.

Сторонниками и философами, внёсшими значительный вклад в герменевтику, являются немцы Гадамер, Шлейермахер, француз Поль Рикёр, итальянец Эмилио Бетти и русский учёный Густав Густавович Шпет.

(от греч. слова «герменевтика» — разъясняю, т. е. искусство истолкования текста) исходило из недопустимости разрыва и противопоставления естественного и позитивного права. Сторонники герменевтического подхода к происхождению и сущности права полагают, что естественное право развивается исторически и выступает как высшая справедливость для каждого конкретного периода развития общества.

Фенологическая теория

В 18 веке зародилась научная фенология в мире. В 1748году (Упсала, Швеция) К. Линней начал вести записи наступления сезонных явлений, организовал сеть (18 станций) корреспондентов - наблюдателей. Их последователи появились в большинстве стран Европы. К середине 19 века фенологическими наблюдениями были охвачены все крупные страны Западной Европы и Россия.

Фенологи-биологи устанавливали закономерности наступления сезонных явлений в жизни растений и животных на фоне метеорологических и иных факторов. Выразителями этого направления были: Ж.Б.Буссенго, Г.Гофман, А.Декандоль. К.Лиснер, В.А.Поггенполь, А.Эттинген. Основное их внимание касалось теоретических аспектов фенологии.

Фенология-это изучение периодических событий в биологических жизненных циклах и того, как на них влияют сезонные и межгодовые колебания климата, а также факторы среды обитания (такие как высота над уровнем моря). Примеры включают дату появления листьев и цветов, первый полет бабочек, первое появление перелетных птиц, дату окраски листьев и опадания лиственных деревьев, даты откладывания яиц птицами и земноводными или сроки циклов развития медоносных пчелиных семей умеренного пояса.

Теологическая теория

Теологическая теория происхождения государства — религиозная гипотеза о происхождении государства. Получила своё распространение в XIII веке, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.). По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли.

Своё распространение теологическая теория возникновения государства получила в работах великих философов: Аврелий Августин, Тертуллиан, Фома Аквинский. Также её представителями были многие религиозные деятели средневековой Европы, Древнего Востока, христианские философы и богословы.

Основоположники данной теории, утверждали, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, что государство создано и существует по воле Бога.

Теологическая теория - ее название происходит от греческих слов «тео» – Бог и «логос» – учение, т.е. учение о Боге. Это одна из древних теорий происхождения государства. Она объясняет возникновение

и существование государства божьей волей, результатом божьего промысла. Государство вечно, как сам Бог, а государь наделяется Богом властью повелевать людьми и реализовывать божью волю на земле.

Экзистенциалистическая теория

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. existentia – существование), или философия существования, – философское направление, возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, выступивший с идеями экзистенциализма еще во время 1-й мировой войны, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар).

Непосредственными родоначальниками экзистенциализма являются немецкие философы Мартин. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969); французские философы и писатели Жан-Поль. Сартр (1905-1980), Габриэль Марсель (1889-1973), Альбер Камю (1913 - I960). Мартин. Хайдеггер, придаваясь анализу смысла категории бытия, определяет бытие как существование вещей во времени. Таким образом, он положил начало экзистенциальной философии.

Экзистенциалистская концепция.

Экзистенциалистская концепция выдвигает на передний край философского осмысления абсолютную уникальность индивидуального бытия человека. Она рассматривает переживание человеческим индивидом своего сложного жизненного пути, основу которого составляют страх, ощущение бессмысленности существования, внутренняя тревога, ожидание чего-то опасного, в том числе болезни и смерти.

Историческая школа права


в конце XVIII в. в Германии

Историческая школа права, хотя и получила особую популярность в первую четверть XIX века, как особое направление в правовой мысли возникла в конце XVIII в. в Германии.


Основные представители

Густав Гуго (1764—1844)

Фридрих Карл Савиньи (1779—1861)

Ф. Ю. Штоль (1802—1855)

Георг Фридрих Пухта (1798—1846)

Карл Фридрих Эйхгорн (1781—1854)

Эдуард Фейн (1813–1858)

Историческая школа права рассматривало понятие права как историческое явление, обычай. Поэтому представители данной школы вполне обоснованно отрицали кодификацию, настаивая на правовой уникальности территорий. Каждая территория и народ проживающий на ней, в ходе исторических событий сформировали своё правовое поле, которое в определённой мере отличается от других правовых полей.



4. Какие форма возникновения государства у разных народов рассматривает Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»?

Энгельс выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую. «Афины представляют собой самую чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим обязанности плебсом (пришлое население Древнего Рима, первоначально не пользовались политическими правами); победа плебса взрывает старый родовой строй и на его развалинах воздвигает государство, в котором скоро совершенно растворяются и родовая аристократия и плебс. Наконец, у германских победителей Римской империи государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не дает никаких средств. Но так как с этим завоеванием не связаны ни серьезная борьба с прежним населением, ни более прогрессивное разделение труда; так как уровень экономического развития покоренных народов и завоевателей почти одинаков, и экономическая основа общества остается, следовательно, прежней, то родовой строй может продолжать существовать в течение целых столетий в измененной, территориальной форме в виде маркового строя и даже на некоторое время восстанавливаться в более слабой форме в позднейших дворянских и патрицианских родах, и даже в родах крестьянских».
5.Как соотносятся понятия общество, государство и общность?

В рамках данного вопроса прежде всего необходимо определить понятия «общество» и «государство».

Общество - (в широком смысле) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Или - это общность людей на определенной территории, характеризующаяся экономическим и духовным единством и целостностью совместной деятельности людей. Имеется в виду весь комплекс социальных взаимосвязей, складывающийся в человеческом социуме. Общество (в узком смысле) - определенная форма общественных отношений.

Государство — это организация политической публичной власти, распространяющаяся на общество, выступающая его официальным представителем, осуществляющая классовые, национальные и иные интересы в пределах определенной территории.


Общество и государство - понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе кроме государства есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения и т.д.). Следовательно, государство есть лишь политическая структурно организованная часть общества, наделенная властными полномочиями. Это - во-первых.

Во-вторых. Хронологические рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более содержательную историю своего развития, нежели второе.

В-третьих. Власть изначально присуща человеческому обществу. Она придает обществу целостность, управляемость, способствует его организованности, жизнеспособности. Без властного управления общество неизбежно скатится к хаосу, распаду. Государство, образовавшееся на определенном этапе исторического развития, оказывает более целенаправленное воздействие на общество. По сути, государство - единственная социальная структура, управляющая всем обществом, всеми основными сферами общественной жизни. Оно представляет собой основной инструмент удовлетворения наиболее важных интересов общества, занимает в его системе ведущую роль. По характеру (природе) государства можно судить о характере всего общества.

Сказанное подтверждает то, что общество и государство не тождественны, их следует различать.

Государство - образование более позднее, в сравнении с обществом. Оно выделилось из общества на известной ступени его зрелости и официально представляет все общество, все население.

6. Заполните таблицу.

Теории происхождения государства

Период возникновения

Представители теории

Сущность теории

Патриархальная

впервые была сформулирована в VI-V вв. до н.э.

Основатель патриархальной теории происхождения государства - Аристотель. Так же

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Филмера, Михайловского и др.

Патриархальная теория объясняет, что государство произошло из патриархальной семьи или семьи, главой которой был отец. Сторонники этой теории утверждают, что люди - коллективные существа, которые стремятся общаться друг с другом, что, в свою очередь, приводит к созданию семьи.

Теория насилия

Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках.

Выдающимися представителями данной теории считаются К. Каутский (1854–1938 гг.), Л. Гумплович (1838–1909 гг.).

Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.

Материалистическая

Данная теория основана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в конце XIX века.

Представители теории. Энгельс. Маркс. Ленин.

связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Патримониальная

Патримониальная теория происхождения государства возникла в конце XVIII - начале XIX века.

Ее представителями являлись швейцарец К.Л. фон Галлер и француз Жозеф де Местр.

концепция происхождения государства, согласно которой оно возникло в результате появления собственности на землю.

Название концепции произошло от термина «патримониум». Это слово латинского происхождения, дословно обозначающее «наследственное, родовое владение».

Основные положения патримониальной теории:

Государство зародилось в результате развития института земельной собственности.

Ирригационная.

появилась на свет совсем недавно - в 50-е годы ХХ столетия.

Автором и основным представителем ирригационной (гидравлической, водной) теории происхождения государства и права является немецкий ученый Карл Август Виттфогель (1896-1988 гг.),

Данную теорию поддерживали многие мыслители древнего Востока (Китая, Египта, Месопотамии), частично и Карл Маркс («азиатский способ производства»).

Государство возникло в регионах оросительного земледелия и развитой системы водоснабжения (каналов, арыков, дамб и др.). В Древнем Египте люди жившие на берегах Нила научились управлять ежегодными наводнениями и распределять воды Нила на прилегающие территории с помощью системы каналов, дамб и водоподъемных устройств.

В Передней Азии между руслами двух больших рек — Тигра и Евфрата — долины во время весны затапливало разливами рек, а затем в результате засушливого климата они превращались в болота. Поэтому местным племенам, как и в Египте, нужно была провести титаническую работу, чтобы осушить болота и оросить сельскохозяйственные поля, превратить высыхающую после разлива степь в цветущие сады.




7. Дайте определение и назовите основные признаки унитарного государства. Приведите примеры такой формы государственного устройства.

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами.

2. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

3. Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

4. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.

5. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

7. В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа).

Примером могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства


8.Как соотносятся понятия механизм государства и механизм государственной власти?

Любая государственная власть реализуется в тех или иных организационных формах. Совокупность последних и составляет механизм государственной власти. Центральное место в механизме государственной власти занимает государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов государственной власти, тот особый слой людей, которых можно назвать государственными чиновниками или служащими и которые осуществляют профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Наряду с государственным аппаратом в механизм государственной власти включаются и некоторые формы непосредственной демократии (референдумы, выборы и т.п.), т.е. формы реализации государственной власти непосредственно населением.

Механизм государства состоит из особого разряда людей, реализующих функции государства. Это система государственных органов и учреждений, связанных иерархической соподчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. Наконец, для обеспечения выполнения возложенных на него функций он располагает необходимыми организационными и материальными средствами, в том числе и «вещественными придатками» для принуждения в случае необходимости к исполнению велений государства.

Механизм государства, как и механизм государственной власти, представляет собой, таким образом, материализованное, непосредственное существование самого государства, это реальная организационно-материальная сила, располагая которой государство властвует.

Решающую роль в механизме государственной власти играют государственные органы. Именно они специально образуются для осуществления государственной власти. Особенностью государственных органов является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет никакая другая организация, а именно государственно-властными полномочиями.

9.Как соотносятся понятия орган государственной власти и государственный орган?

Любой орган государственной власти обладает государственно-властными полномочиями и компетенциями, образуется в установленном государством порядке, уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции, действует в установленном государством порядке, является составной частью единой системы органов государственной власти.

Помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при которых, обычно состоят эти государственные органы (например,