ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.05.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Конституционное право

ВАРИАНТ 9


Направление (специальность): 40.03.01

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ




Профиль/программа:

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ
Кафедра ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА





Екатеринбург

2022
ВВЕДЕНИЕ

Россия является государством, развивающимся в рамках доктрины правового государства и демократической правовой политики, следовательно, ее конституционно-правовая система должна быть обеспечена эффективными механизмами реализации указанных характеристик конституционного строя. Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство тем самым берет на себя обязательство создавать все условия и возможности для реального осуществления их на практике. Иными словами, правам и свободам личности корреспондируют соответствующие обязанности государства. Государство, таким образом, предоставляет и средства для их охраны, а в случае необходимости и для их защиты.

Главнейшая практическая ценность прав и свобод личности состоит в их реальности, в том, в какой степени провозглашенные государством права и свободы осуществимы в их практической повседневной жизни. Конституция также возлагает на государство, его органы и должностных лиц обязанность уважать, защищать и гарантировать неотъемлемые права личности без различия национальности, языка, религии, пола, политических убеждений, общественного положения и т.д. Этим государственная власть признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу демократического развития общества, на которую она не может покушаться.

Современные конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина являются одним из основных, неотъемлемых принципов современного правового государства, важнейшим институтом конституционного права Российской Федерации и других отраслевых наук, а также развивающимся институтом в общей теории права.

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ


Конституционный контроль - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Конституционный контроль является важным атрибутом современного демократического конституционного устройства. Без него
немыслимо поддержание конституционной законности, а значит и законности в целом. Конституционный контроль обеспечивает функционирование конституции государства как высшего нормативного акта, имеющего непосредственное действие. Без действенного же конституционного контроля конституция обречена оставаться не более чем общей декларацией принципов и намерений. Действенность, эффективность конституционного контроля обеспечивается наличием специального независимого судебного органа - конституционного суда, а также особой, тщательно регламентированной законом процедуры конституционного производства.

Сущность конституционного контроля реализуется решением двух задач:

1) определение конституционности правовых актов органов государственной власти - соответствия юридических актов и действий органов государства действующей конституции;

2) лишение юридической силы неконституционного акта, признание акта недействительным.

Конституционный контроль - форма правосудия, заключающегося в проверке конституционности законодательства и правоприменительной практики. Необходимость конституционного контроля обусловлена наличием конституции, потребностью действия конституционно закрепленных норм и принципов для установления и поддержания баланса полномочий высших органов власти.

Главная задача конституционного контроля - обеспечение верховенства и стабильности конституции, сохранение конституционного разделения властей и гарантирование защиты конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина.

В Российской Федерации конституционный контроль в отношении всех актов является последующим. Исключение составляют международные договора, подписанные Российской Федерацией. Такие договора могут подвергаться проверке на соответствие Конституции РФ лишь до вступление их в законную силу. Это объясняется тем, что ратифицированные в установленном порядке международные договоры РФ обретают на ее территории высшую силу.

Орган, осуществляющий конституционный контроль может признать противоречащими конституции либо весь закон, либо его часть, эти нормы теряют свою юридическую силу и перестают применятся судами и другими государственными органами. В Российской Федерации Конституционный Суд может признать несоответствующим конституции как всего акта в целом, так и его отдельных положений (статей, пунктов). Практически во всех случаях неконституционными признаются отдельные статьи, а не весь акт в целом


В РФ федеральный Конституционный Суд правом осуществления предварительного конституционного контроля не наделен. Текущий конституционный контроль означает, что такой контроль осуществляется в отношении уже принятого и вступившего в силу закона (иного правового акта). Такая система контроля существует в РФ.

От понятия «конституционный контроль» необходимо отличать понятие конституционного надзора. В отличие от контроля надзор сводится лишь к обнаружению неконституционных актов и обращению к органу, принявшему неконституционный акт (или вышестоящему по отношению к нему органу) с требованием отмены данного акта. Назначение конституционного надзора заключается в том, что надзирающий орган осуществляет систематическое наблюдение (мониторинг) за соответствием правовых актов конституции. Такая деятельность может осуществляться как по собственной инициативе, так и по сообщениям об имеющих место нарушениях. В отношении актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов государственной власти субъектов РФ функцию государственного надзора в РФ выполняют органы прокуратуры. В некоторых странах конституционный контроль и конституционный надзор объединены и осуществляются одним государственным органом. Право конституционного контроля дает такому органу право отмены или признания недействующим акта, противоречащего конституции. Конституционный контроль в РФ помимо специализированного судебного органа - Конституционного Суда - осуществляют также: Президент РФ, парламент, Правительство, суды общей юрисдикции.
2. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ.
В основу классификации контроля по нескольким видам положен временной момент, при наступлении которого осуществляется тот или иной вид контроля. В зависимости от стадии правотворческого контроля, на которой осуществляется конституционный контроль, различают превентивный (предварительный), и репрессивный (последующий) контроль.

Превентивный контроль означает проверку конституционности законов после их принятия парламентом, но до промульгации, а следовательно, до вступления в законную силу.

Репрессивный контроль означает проверку конституционности действующего нормативного акта.

Исследователи нередко отмечают существенные недостатки превентивного контроля, не отрицая и его достоинства. Ущербность превентивного контроля заключается, прежде всего, в том, что иногда трудно определить конституционность закона, пока нет толкования его правоприменителями, практики его реализации. При рассмотрении конституционными судами конкретных дел может быть установлено, что закон формально соответствует Конституции, а практика его реализации антиконституционная. Краткие сроки,
отводимые для превентивного контроля, могут отразиться на его качестве. Кроме того, признание конституционности нормативного акта при превентивном контроле, исключает участие органа конституционной юстиции в репрессивном контроле.

Преимущества превентивного контроля заключаются в возможности урегулировать спорные конституционно-правовые вопросы до вступления нормативного акта в силу, не допустить фактов ущемления конституционных прав человека и гражданина нормотворческими органами, избежать отмены множества подзаконных актов, основанных на законе и признанных неконституционным с момента его принятия.

Тем не менее, репрессивный контроль является ведущим в конституционной юрисдикции. Преимущественно превентивный контроль проявляется лишь при проверке конституционности международных документов, не вступивших в силу, что позволяет не допустить коллизии международного и национального права.

По содержанию конституционный контроль может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и др. нормативных актов) или материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), а также абстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо. конкретным судебным делом).

В Российской Федерации применяются все вышеперечисленные формы контроля: формальный и материальный, абстрактный и конкретный. Причем можно утверждать, что материальный и абстрактный надзор являются преобладающими. А формальный и конкретный - скорее исключениями.

Практика деятельности Конституционного Суда РФ показывает, что в большинстве случаев предметом рассмотрения становится существо принятых актов, а не процедура. Характерным примером формального контроля является полномочие Конституционного Суда РФ давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ обычно рассматривает вопрос о конституционности акта абстрактно - по запросу одного из уполномоченных субъектов. О конкретном конституционном контроле применительно к России можно говорить лишь тогда, когда Конституционный Суд рассматривает дело по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.




  1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД - ГАРАНТ РАВНОВЕСИЯ В СИСТЕМЕ СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ, ОГРАНИЧИТЕЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЕЙ.


Главное определяющее значение судебного конституционного контроля в механизме правовой защиты Конституции обусловлено: целями, для достижения которых специально и создан институт конституционного правосудия – обеспечение верховенства конституции, конституционно установленного разделения и баланса властей, защита прав и свобод личности; возлагаемыми на органы конституционной юстиции полномочиями; распространением юрисдикции этих органов на органы законодательной, исполнительной, а нередко и судебной власти; постоянным осуществлением функции конституционного контроля с использованием процессуальной формы; юридической силой актов конституционной юрисдикции.

Конституционный Суд - служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом, политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора.

Главная особенность и важное отличие Конституционного Суда РФ от судов общей юрисдикции и арбитражных судов в том, что Конституционный Суд РФ - это не только судебный орган, но и такой конституционный орган, которому предоставлено право в установленных Конституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть.

В конституционную систему РФ входят Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов РФ. В то же время органы конституционного контроля субъектов РФ не образуют с федеральным Конституционным Судом единой системы. Объединение этих органов в рамках конституционной юстиции страны обусловлено характером осуществляемых ими задач.

«Конституционный суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства», - гласит ст.1 Закона о Конституционном суде РФ. В нем