ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
четко определены характер, сущность и место Конституционного суда в системе органов государственной власти.
Следовательно, Конституционный суд - прежде всего - составная часть судебной власти России, предназначенная для того, чтобы удерживать все ветви власти в рамках права.
Полномочия Конституционного суда определяются Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст.125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г.
В целях защиты основ конституционного строя в Российской Федерации Конституционный суд РФ обладает следующими полномочиями:
1. Решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации; федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, еще не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
2. Разрешать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
3. Проверять конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав граждан и по запросам судов.
4. Давать толкование Конституции РФ.
5. Давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений в адрес Президента России в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления.
6. Выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона, в Суд могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов федерации.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.
Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.
Изменены полномочия Конституционного Суда, связанные с процедурой отрешения Президента от должности. Теперь Конституционный Суд дает лишь заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступления, а не о наличии оснований для отрешения от должности.
Ранее с запросами в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности мог обратиться любой депутат парламента, теперь - пятая часть состава каждой из палат парламента. Право возбуждения дел в Конституционном Суде общественными организациями ограничивается в настоящее время лишь возможностью подачи жалоб на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Все это призвано предотвратить перенесение политических вопросов и дебатов в зал Конституционного Суда.
Новое законодательство расширило полномочия Конституционного Суда путем предоставления ему новых прав. Речь идет о проверке конституционности законов по запросам судов и праве толкования Конституции Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты действий Российской демократии не будут зависеть от наличия или отсутствия Конституционного суда. В России пока нет многих других элементов демократической системы, которые имеют важное значение. Но среди непременных условий функционирования демократической системы впервые появился механизм, обеспечивающий эффективную защиту конституционных прав и свобод, способных выполнять подобную задачу. Российский Конституционный суд является органом, способным выносить окончательные и не подлежащие оспариванию решения. Если в первые годы деятельность суда была очень осторожной, то сейчас можно заметить положительные сдвиги. Суд показал, что он в состоянии и защищать индивидуальные права, и ограничивать превышение власти на государственном уровне, что уже само по себе является существенным достижением.
Задача 1
Житель г. Троицка Кочедыков, пройдя призывную комиссию, заявил о своих пацифистских убеждениях. Тем не менее, ему была выдана повестка о призыве на действительную военную службу. Кочедыков обратился в суд с жалобой на неправомерное решение военкомата. На основании каких статей Конституции РФ суд может вынести решение о правомерности требования Кочедыкова о направлении его на альтернативную гражданскую службу?
Решение:
Согласно п.1, ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В соответствии с условием задачи (заявление Кочедыкова о своих пацифистских убеждениях) на основании п.3, ст.59 Конституции Российской Федерации суд может вынести решение о правомерности требования Кочедыкова и направлении его на альтернативную гражданскую службу.
Задача 2
Государственная Дума 25 октября 1999 года выразила недоверие Правительству РФ и предложила Президенту объявить об отставке Правительства. Президент сначала не согласился с предложением Думы, но затем 12 февраля 2000 года, объявил об отставке Правительства РФ. Конституционны ли действия Президента РФ?
Решение:
Согласно п. в), ст.83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п.3, ст.117 Конституции Российской Федерации после выражения Государственной Думой Российской Федерации недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы.
В случае если Государственная Дума в течении трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.
В данном случае (по условию задачи) действия Президента Российской Федерации являются Конституционными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Следовательно, Конституционный суд - прежде всего - составная часть судебной власти России, предназначенная для того, чтобы удерживать все ветви власти в рамках права.
Полномочия Конституционного суда определяются Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст.125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г.
В целях защиты основ конституционного строя в Российской Федерации Конституционный суд РФ обладает следующими полномочиями:
1. Решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации; федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, еще не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
2. Разрешать споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
3. Проверять конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав граждан и по запросам судов.
4. Давать толкование Конституции РФ.
5. Давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений в адрес Президента России в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления.
6. Выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона, в Суд могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов федерации.
Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.
Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.
Изменены полномочия Конституционного Суда, связанные с процедурой отрешения Президента от должности. Теперь Конституционный Суд дает лишь заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступления, а не о наличии оснований для отрешения от должности.
Ранее с запросами в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности мог обратиться любой депутат парламента, теперь - пятая часть состава каждой из палат парламента. Право возбуждения дел в Конституционном Суде общественными организациями ограничивается в настоящее время лишь возможностью подачи жалоб на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Все это призвано предотвратить перенесение политических вопросов и дебатов в зал Конституционного Суда.
Новое законодательство расширило полномочия Конституционного Суда путем предоставления ему новых прав. Речь идет о проверке конституционности законов по запросам судов и праве толкования Конституции Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты действий Российской демократии не будут зависеть от наличия или отсутствия Конституционного суда. В России пока нет многих других элементов демократической системы, которые имеют важное значение. Но среди непременных условий функционирования демократической системы впервые появился механизм, обеспечивающий эффективную защиту конституционных прав и свобод, способных выполнять подобную задачу. Российский Конституционный суд является органом, способным выносить окончательные и не подлежащие оспариванию решения. Если в первые годы деятельность суда была очень осторожной, то сейчас можно заметить положительные сдвиги. Суд показал, что он в состоянии и защищать индивидуальные права, и ограничивать превышение власти на государственном уровне, что уже само по себе является существенным достижением.
Задача 1
Житель г. Троицка Кочедыков, пройдя призывную комиссию, заявил о своих пацифистских убеждениях. Тем не менее, ему была выдана повестка о призыве на действительную военную службу. Кочедыков обратился в суд с жалобой на неправомерное решение военкомата. На основании каких статей Конституции РФ суд может вынести решение о правомерности требования Кочедыкова о направлении его на альтернативную гражданскую службу?
Решение:
Согласно п.1, ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В соответствии с условием задачи (заявление Кочедыкова о своих пацифистских убеждениях) на основании п.3, ст.59 Конституции Российской Федерации суд может вынести решение о правомерности требования Кочедыкова и направлении его на альтернативную гражданскую службу.
Задача 2
Государственная Дума 25 октября 1999 года выразила недоверие Правительству РФ и предложила Президенту объявить об отставке Правительства. Президент сначала не согласился с предложением Думы, но затем 12 февраля 2000 года, объявил об отставке Правительства РФ. Конституционны ли действия Президента РФ?
Решение:
Согласно п. в), ст.83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п.3, ст.117 Конституции Российской Федерации после выражения Государственной Думой Российской Федерации недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы.
В случае если Государственная Дума в течении трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.
В данном случае (по условию задачи) действия Президента Российской Федерации являются Конституционными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Конституция Российской Федерации -
Конституция Российской федерации. Комментарий/Под общей редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: Юрид.лит., 1994. -
Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. М., Норма, 2007. -
Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О Конституционном Суде Российской Федерации» №1-фкз от 21.07.1994 г. (Российская газета N 138-139, 23.07.94) -
Карташова И.И. Прямое действие Конституции Российской Федерации: понятие и структура // Вестн. Воронежского ин-та МВД России. – 2012. - № 2. - С. 154-159 -
Ряховская Т.А. Действие Конституции Российской Федерации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2011. - № 8 (14) : в 4-х ч. Ч. 6. - C. 171-173