Добавлен: 02.05.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Концептуализм как методологическая традиция научного познания в соответствии с теорией познания как теории репрезентации предполагает ту или иную степень правдоподобности социальной действительности. Это, в свою очередь, предполагает вероятностный характер теоретического познания. Все свойства и образы, которые представляются разуму человека, не являются сущностями и универсалами, они лишь раскрывают сущность той или иной грани материального мира.
Первичность материи по отношению к духовным субстанциям подчёркивал в своих трудах Дэвид Юм. Юм определяющее значение в познавательном процессе отводил образам, понятиям о всех предметах. Он пишет: «Напрасно стали бы мы прибегать к обычному доводу и пользоваться предположением о Божестве, всемогущество которого позволяет ему образовать совершенную геометрическую фигуру и провести прямую линию без всякой кривизны, без всякого отклонения. Так как последний образец этих фигур заимствуется исключительно из чувств и воображения, то нелепо говорить о совершенстве, превосходящем суждение этих способностей, если истинное совершенство вещи состоит в согласии ее со своим образцом». То есть, по мнению мыслителя, совершенство предмета, его сущность может быть познана и выражена лишь в его образе, то есть в представлении о данном предмете. Таким образом, понятия, формирующиеся из чувств и воображения субъекта, определяют существование предмета, репрезентируют его сущность.
Боэций отмечает: «Линия в теле есть ничто; и тем, что она есть, обязана телу… Никто не назовёт наше представление о линии ложным только от того, что мы в уме её представляем как бы помимо тела, в то время как помимо тела она существовать не может». То есть, существуют только единичные вещи, однако человеческому разуму представляются общие образы и свойства. Существование универсалий можно описать по следующему алгоритму: универсалии до вещей (их прообразы); универсалии в вещах (как их свойства); после вещей (как понятия в нашем сознании).
Значение понятий определяется целью и контекстом употребления данных категорий в системе востребованного языка описания, призванного в соответствии с метафизической системой теоретизирования построить правдоподобные концептуальные или теоретические общие репрезентации относительно непознаваемой отдельной материальной сущности.
-
Заключение
Философия средневековья — это особое явление духовной жизни того периода. Былые признаки самостоятельности, свойственные философии античного рабовладельческого общества, ею утрачены. Изменилось отношение человека к самому себе и к другим людям, к власти, к государству, к истории, к знанию. Возникли совершенно новые авторитеты, социальные структуры, на историческую арену вышли новые народы. С приходом и утверждением христианства люди получают равные возможности в смысле духовного бытия: перед единым и единственным Богом были все равны; все, кто веровал в него, могли обращаться к нему лично и рассчитывать на его внимание и благосклонность